Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему

Пискунова Елена Александровна

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, характерных для всех детей

С момента рождения у ребенка появляются первые голосовые реакции (крик, плач).К концу первого месяца ребенок начинает четко реагировать на голос говорящего и вскоре начинает различать интонацию. В 2-3 месяца появляются гуление и лепет (сочетание неопределенно артикулируемых звуков).В 6 мес. Лепет носит характер звукоподражания (многократно повторяющиеся слоги:ма-ма-ма, тя-тя-тя, и т. д.) и ребенок начинает связывать определенные звукосочетания с предметами. В 7-9 мес. Ребенок активнее начинает повторять за взрослым все более разнообразные звукосочетания,и к 10-11 появляются первые слова. В этом возрасте ребенку интересны и важны различные предметы, люди, и первыми словами обычно становятся их названия-существительные.В этом возрасте у ребенка проявляется большой интерес к окружающим, их мимике,артикуляции,ребенок старается копировать увиденное, охотно повторяет за взрослыми звукосочетания и слова,при этом путает звуки, искажает звуко-слоговую структуру слов по типу искажения,упрощения,перестановки.После года ребенок начинает активно двигаться, копировать движения взрослых, и с этим связано появление глаголов. К 2 годам речь ребенка приобретает структурность-это уже не отдельные слова, а фразы и простые предложения (папа спит, дай кашу и т. д.). К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм ед. и мн. числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В этом возрасте слово приобретает обобщенный характер. Понимание речи взрослого в этом возрасте значительно превосходит произносительные возможности.С 2 до 3 лет ребенок активно изучает окружающие предметы, ощупывает их, пробует на вкус,сравнивает.Вместе с анализом предметов появляются прилагательные. Словарный запас трехлетнего ребенка расширяется до 1000 слов. Дети –трехлетки многословны, они задают вопросы, проявляют активный интерес к ритмически оформленному слову (стишки,потешки,песенки).Речь представлена распространенным предложением, в котором часто еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушена связь между словами, пропущены предлоги, часто используются элементы словотворчества. Звукопроизношение у детей раннего и младшего дошкольного возраста несовершенно. Возрастной нормой для этого возраста принято считать неправильное произнесение свистящих,шипящих,соноров Л и Р,дефекты смягчения, озвончения и йотации,а также упрощение звуко-слоговой структуры некоторых слов.

ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА:

-правильное речевое окружение

-развитие высших психических функций (внимание,память,восприятие,мыслительные процессы,эмоции,воля)

-физическое развитие

-социализация (обеспечение общения ребенка со взрослыми и сверстниками)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

-Развитие зрительного, слухового и речеслухового внимания (подражание мимике и артикуляции, опознавание на слух звуков окружающего мира и речевых звуков, например звукоподражания, ритмичная декламация стишков,потешек и т. д.)

-развитие общей и мелкой моторики и координации движений,логоритмические упражнения.

-звукоподражание, развитие просодической и интонационной стороны речи

-артикуляционная гимнастика

-дыхательная гимнастика

-развитие импрессивной речи(расширение пассивного словарного запаса названиями предметов, их частей, их признаков,глаголов,формирование понимания простых нераспространенных и распространенных предложений,1-2 ступенчатой инструкции)

-создание ситуаций, способствующих активизации речи

-ознакомление с доступными произведениями художественной литературы с демонстрацией содержания (использование иллюстраций инсценирование, обыгрывание содержания).



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве, и все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Мы уже знаем, что речь ребенка формируется  на примере речи взрослых и близких ему людей. Бытует глубоко ошибочное мнение, что звукопроизносительная и лексико-грамматическая  сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, и ребенок сам постепенно овладевает правильными навыками звукопроизношения и связной речи. На самом же деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Неверно также списывать речевые проблемы ребенка на его возраст, часто родители просто не знают что и когда должен уметь и знать ребенок.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5-6 лет

1.Уже к 4 годам ребенок должен овладеть звукопроизносительной стороной речи,чисто,четко и правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.

2.К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий),определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

3.5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики),уметь подбирать антонимы,синонимы,эпитеты,активно использовать в речевом высказывании все части речи:существительные,глаголы,прилагательные,наречия,местоимения,чилительные,предлоги.

4.Речевое высказывание 5-6 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.

5.5-6 летний ребенок знает много стихов,рассказов,сказок,может составить рассказ по картинке, пересказать текст.

ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ:

1.Физическое и психическое здоровье.

2.Нормальные умственные способности.

3.Нормальный слух и зрение.

4.Достаточный уровень психических процессов:внимание,память,восприятие,эмоции,воля.

5.Обладать потребностью в речевом общении.

6.Иметь полноценное речевое окружение.

Т.к. старший дошкольный возраст является подготовительным к школе ,именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе.Любые проблемы речевого развития в этом возрасте могут вызывать значительные трудности в школе.

Проблема речевого развития

Связь с образовательной деятельностью

Неправильное звукопроизношение

Перенос ошибок произношения на письмо и чтение

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия

Невозможность писать «на слух»,трудности с анализом и определением последовательности звуков в слове,трудности с различением слух похожих звуков речи,невозможность применять множество орфограмм при письме (орфографическая «слепота»),трудности с усвоением правил переноса слов,неумение правильно обозначать границы слов и предложений на письме.

Недоразвитие связной речи

Трудности с пониманием и запоминанием устного материала,текстов,неумение построить связный ответ на вопрос,рассказать устную тему,грамматические ошибки при письме,непонимание содержания задач,задержка формирования словесно-логического мышления.

В детском саду ведется работа по развитию всех сторон речи ребенка и его подготовка к обучению грамоте. Родителям предстоит поддержать работу детского сада:

-обратить внимание на звукопроизношение ребенка,звуко-слоговую структуру слов, произносимых ребенком, активно контактировать с логопедом, выполнять его задания по автоматизации поставленных звуков.

-помочь ребенку разобраться в разнообразии звуков родного языка, научиться их различать, определять их последовательность, соотносить звуки и их графическим образом-буквой, научиться делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова.

-Как можно больше говорить с ребенком развернутыми, грамотно построенными предложениями, читать ему сказки,рассказы,стихи и спрашивать о содержании прочитанного, расширять словарный запас детей, подсказывать правильные способы словоизменения и словобразования,исправлять его речевые ошибки-все это приведет к формированию речевого опыта и речевой интуиции.

-заучивать с ребенком стихи,пословицы,поговорки,развивать его речевую память.

ПОМНИТЕ, что своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира, быть любознательным,активным,уверенным в себе и успешным человеком. А ваши с ним совместные занятия по развитию речи обеспечат более полное понимание вами проблем ребенка, укрепят неразрывную, заложенную природой связь между ребенком и его родителями!