Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Усвоение ребенком родного языка проходит в определённой последовательности.

Для того чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка.

Кроме того, знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, для построения коррекционной работы по преодолению речевой патологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_razvitiya_rechi_doshkolnika_sayt.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Возрастные особенности развития речи ребёнка дошкольного возраста.

Усвоение ребенком родного языка проходит в определённой последовательности.

Для того чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка.

Кроме того, знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи, для построения коррекционной работы по преодолению речевой патологии.

Для разработки содержания речевой карты необходимо обращаться к возрастным особенностям и программному содержанию.

При подготовке своего сообщения я опиралась на материалы из книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», книгу М.Ф. Фомичёвой «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» (1989) и примерную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы". Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастные особенности позволят отграничить норму от патологии, а требования программы отследить динамику коррекции речи ребенка.

Связная речь 3-4 года

Возрастная норма:

  • простые предложения;
  • распространенные предложения;
  • сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Программа:

  • в младшей группе дети овладевают диалогической формой речи.

4-5лет

Возрастная норма:

  • количество сложных предложений;
  • могут пересказать знакомую сказку,
  • охотно рассказывают стихотворения.

Программа:

  • в средней группе дети учатся описывать предметы, картинки,
  • составлять рассказы по картине,
  • пересказывать отрывки сказок.

5-6 лет

Возрастная норма:

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине.

Программа:

  • в ст.г. совершен-ся диалог-я и моно-я речь,
  • пересказывают рассказы, сказки,
  • составляют рассказы о предмете,
  • по сюжетной картине,
  • по серии картин,
  • творческие рассказы.

6-7 лет

Возрастная норма:

После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ.

Программа:

  • в подг.г. совершенствуется пересказ текста,
  • рассказы о предмете,
  • из личного опыта,
  • по картине,
  • серии картин,
  • сочиняют сказки.

Словарь.

В 3-4 года словарный запас до 1000 слов.

В программе "От рождения до школы" с 3 до 4 лет предполагается расширять и активизировать словарный запас:

  • уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая- шероховатая), некоторые материалы и их свойства,
  • учить детей понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.);

В 4-5 лет, словарный запас достигает 2000 слов.

В средней группе предполагается:

  • активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;
  • слова, обозначающие качества предметов (вкус, цвет, форма, величина)
  • вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии;
  • глаголы, характеризующие трудовые действия;
  • определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток;
  • употреблять слова-антонимы, синонимы;
  • учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

В 5-6 лет словарный запас увеличивается до 2500- 3000 слов.

Старшая группа

  • обобщающие слова,  
  • антонимы, синонимы
  • близкие по назначению предметы;
  • трудовые действия людей
  • способы передвижения
  • качества и свойства предметов.

В 6-7 лет, словарный запас увеличивается до 3000-3500 слов.

Подготовительная группа продолжается работа по обогащение бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Словообразование

3-4 года 

Начинают усваиваться суффиксы увеличительности и принадлежности (волчище, лётчик)

младшая группа

называть детенышей в единственном и множественном числе.

4-5 лет

В норме четырехлетние дети свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

средняя группа

  • приставочные глаголы
  • притяжательные прилагательные

Дошкольники в 5-6 лет свободно выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например, красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

В старшей группе

  • детей знакомят с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель);
  • упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал);
  • относительные прилагательные,
  • притяжательные прилагательные.

6-7 лет у детей совершенствуются навыки словообразования.

  • дети образуют прилагательные от существительных, (железо, железный);
  • слова менее употребительные в быту: ситцевый, снежный, картонный.

подготовительная группа

  • однокоренные слова
  • приставочные глаголы (пере-)
  • притяжательные прилагательные
  • относительные прилагательные.

Словоизменение

В 3-4 дети овладевают пониманием и употреблением падежных форм существительных.

 Программа

младшая группа

  • ед. и множественное число
  • множественное число родительный падеж
  • падежные формы существительных
  • согласование существительных с прилагательными в роде

к 4-5 годам дети согласовывают существительные с прилагательными и числительными;

  • правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после);
  • свободно пользуются предлогами в своих высказываниях.

средняя группа

  • единственное и множественное число,
  • множественное число родительный падеж существительных,
  • согласование существительных с прилагательными,
  • предлоги.

5-7 лет

  • дети овладевают всеми типами склонения существительных, правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах ед. и мн.числа;
  • встречаются ошибки при употребление существительных в Род.и Им. падежах множественного числа (стулы,деревы);
  • усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в Им.падеже.

старшая и подготовительная группа

  • ед и мн число с различными окончаниями,
  • множественное число родительный падеж,
  • падежные формы,
  • предлоги,
  • согласование существительного с прилагательным,
  • согласование существительного с числительным.

Слоговая структура слова

У детей 3-4 года отмечаются недостатки произношения длинных и малознакомы слов: сокращения слов, перестановки звуков в слове, пропуски согласных звуков при их стечении.

Что обследуем.

младшая группа

  • умение детей воспроизвести слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

4-5 лет  уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.

средняя группа

  • обследуем умение воспроизводить различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
  • предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);
  • отстучать ритмический рисунок слова.

В норме у детей 5-7 лет не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).

старшая, подготовительная группы

  • умение повторить  предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома.

  • детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Звукопроизношение формируется в норме к 5 годам.

Подготовила О.В.Нигматулина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Кнсультация для родителей. Может быть полезна и воспитателям. Содержит описание особенностей речевог развития детей младшего и старшего дошкольного возраста в норме, наиболее частые проблемы, пути их ...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Данное сообщение содержит материал о развитии речи детей в возрасте от 4 до 7 лет. Материал можно использовать в работе с родителями и педагогами ДОУ....

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Возрастыне особенностиразвития речи  детей дошкольного возраста...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах по теории Леонтьева...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Презентация, дающая наиболее полное представление, раскрывающее теорию Леонтьева об особенностях развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах...

Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Родительское собрание в 1 младшей группе "Возрастные особенности развития речи детей раннего возраста"

В презентации рассказывается о возрастных особенностях развития детей раннего возраста, раскрываются факторы, влияющие на развитие речи, собран практический материал (игры с детьми)....