Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Лопандина Надежда Павловна

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.docx98.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь

Липецкой области

Протокол №

Утверждено

    приказом

 заведующий МБДОУ д/с №3

__________/ М.А. Афанасова


Рабочая программа по модулю

«Народные игрушки»

                           дополнительной общеразвивающей программы

                        духовно – нравственной  направленности

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

                                                                              Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3                                          

                                                 Лопандина Надежда Павловна

                                                           

                                                          Лебедянь, 2017 г.

Пояснительная записка

«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» (Е.А. Флерина)

   Актуальность

          Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

     Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней. 

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Новизна.

  Занятия по данному модулю сопровождаются экскурсиями в краеведческий музей родного города. Занятия проходят в игровой форме.

  Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: новизна, тайна, сюрприз, ситуация выбора и т.д.

  Занятия данного модуля находят отражение в творческой деятельности детей: рисовании, лепки.

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько        й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Задачи: ознакомить детей с народными игрушками;

развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

осуществлять нравственное развитие ребенка;

развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

развивать умение видеть красоту народных игрушек;

содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

 Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к народным праздникам.

Календарно-тематическое планирование .

Модуль

«Народные игрушки»

п/п

Тема занятия

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1.

Путешествие в мир народной игрушки.

14.09.2017

2.

В гостях у сестричек, у матрёшек.

28.09.2017

3.

Украсим матрёшкам сарафаны.

12.10.2017

4.

Богородская деревянная игрушка.

26.10.2017

5.

Романовская игрушка

9.11.2017

6.

Игрушки тульских мастеров.

23.11.2017

7.

Сказки деда Филимона.

7.12.2017

8.

Филимоновские игрушки.

21.12.2017

9.

Чудо филимоновских свистулек..

11.01.2018

10.

Игрушкины частушки.В мастерской дымковской игрушки.

25.01.2018

11.

Дымковский олень.

8.02.2018

12.

Малиновый звон. Игрушка – колокольчик.

22.02.2018

13.

Секреты каргопольской игрушки.

15.03.2018

14.

 Хохломская игрушка. Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома!

29.03.2018

15.

Лебедянские игрушки.

12.04.2018

16.

Экскурсия в музей « Народная игрушка лебедянских мастеров»

26.04.2018

17.

Игровое мероприятие. Игра – лото «Народная игрушка»

10.05.2018

18.

Итоговое мероприятие .Вечер развлечений « В гостях у народной игрушки»

24.05.2018

                     

                                 Содержание изучаемого курса  

Тема

Программное содержание

Методы и  приемы

Оборудование

сентябрь

1.1

Путешествие в мир народной игрушки.

 Ознакомление с русской игрушкой.  -прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;

 - развивать внимание, мышление, творчество детей;  

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки, игры .

Мультимедийная презентация «Народные игрушки», образцы народных игрушек.

1.2

В гостях у сестричек, у матрёшек.

 Продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой; создать у детей интерес к народной игрушке, стремление узнать о ней больше.

Развивать речь, формировать умения детей сравнивать, обследовать внешний вид и декор матрёшек.

Вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

 

Демонстрация матрёшек.

Беседы, слушание народной музыки, игра

Мультимедийная презентация, деревянные матрешки.

октябрь

1.3

Украсим матрёшкам сарафаны.

Продолжать знакомить детей с особенностями игрушки – матрешки.

Развивать умение описывать игрушку, обогащать словарный запас (нарядная, украшены и т.д.).

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, выставочным экспонатам.

Учить детей сравнивать предметы по величине («большой – маленький», «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький»).

Учить детей изображать цветы в нетрадиционной технике «печатание штампами, ватными палочками

Беседа, рассказы детей, игры. Картины, иллюстрации, слушание музыки.

Мультимедийная презентация, магнитофон, матрешки из бумаги, по 2 на каждого ребенка (большая и маленькая), фартучки для матрешек, гуашь, штампы из картофеля, ватные палочки.

1.4

Богородская деревянная игрушка

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности.

Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Демонстрация картин, иллюстраций.

Игры.

Слушание музыки.

Мультимедийная презентация, богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

ноябрь

1.5

Романовская игрушка

Познакомить с замечательным мастерством и искусством Липецкой области, с особенностями в росписи романовской глиняной игрушки. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки.

Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»:

Романовские игрушки

плакаты «Романовская игрушка», презентации «Романовская игрушка»

1.6

Игрушки тульских мастеров.

Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей  с культурным наследием России, земли Тульской. воспитывать терпеливость и организованность; чувство уважения к труду, чувство гордости наследием тульских мастеров. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.

Демонстрация различных игрушек тульских мастеров.

 Рассматривание открыток, альбомов, разучивание частушек, игры.

Мультимедийная презентация, игрушки тульских мастеров.

декабрь

1.7

Сказки деда Филимона

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, которое зародилось на Тульской земле; создать условия для.

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки.

Дидактическая игра «Найди романовскую игрушку»:

Романовские игрушки

плакаты «Романовская игрушка», презентации «Романовская игрушка»

1.8

Филимоновская игрушка

Создать условия для творчества по мотивам филимоновской игрушки; учить раскрашивать и создавать узоры на глинянной заготовке; развивать чувство формы и ритма.

Демонстрация различных игрушек тульских мастеров.

 Рассматривание открыток, альбомов, разучивание частушек, игры.

Мультимедийная презентация, игрушки

филимоновских мастеров.

январь

1.9

Чудо филимоновских свистулек.

Продолжать учить детей расписывать узором по филимоновским мотивам

Продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора

 Воспитывать любовь к народным промыслам

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки.

Дидактическая игра «Найди филимоновскую игрушку»:

Видео «Филимоновская игрушка»

1.10

Игрушкины частушки.В мастерской дымковской игрушки.

  • Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам
  • Закреплять представления о процессе создания игрушек
  • Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.

Разучивание частушек, игры.

Мультимедийная презентация.

Февраль

1.11

Дымковский олень.

Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских игрушек, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска пластилина, голову и шею, хвост из другого; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки.

Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек. Разучивание стихотворений.

Дымковский олень, презентация лепки оленя.

1.12

Малиновый звон.

Игрушка – колокольчик.

Познакомить детей с игрушкой – колокольчиком.

Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.

Демонстрация различных колокольчиков.

 Слушание колокольных звонов.

Мультимедийная презентация, выставка колокольчиков..

Март

1.13

Секреты каргопольской игрушки.

Познакомить с замечательным мастерством каргопольских мастеров.Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки.

Дидактическая игра «Найди каргопольскую  игрушку»:

Каргопольские игрушки, видеоматериал «Каргопольская мастерская»

1.14

Хохломская

 игрушка. Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема, Золотая 

Хохлома!

Познакомить с изделиями прикладного искусства; учить различать изделия прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку; учить находить информацию о разных видах прикладного искусства; обогащать словарный запас

Демонстрация различных игрушек, хохломской посуды.

Мультимедийная презентация, игрушки  мастеров из Хохломы.

апрель

1.15

Лебедянская игрушка.

Познакомить с замечательным мастерством и искусством Лебедянских мастеров, с особенностями их творчества.

Демонстрация иллюстративного материала.

Беседы, слушание народной музыки.

Лебедянские игрушки

1.16

Экскурсия в музей «Народная игрушка лебедянских мастеров»

Мастер – класс по изготовлению игрушки.

Беседы.

Мультимедийная презентация,

май

1.17

Итоговое мероприятие

Игра – лото «Народная игрушка»

Закрепить народные промыслы изготовления игрушек, развивать память.

Игра – лото «Народная игрушка»

12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

1.18

Итоговое мероприятие .Вечер развлечений «В гостях у народной игрушки»

Прививать любовь к русскому народному фольклору; развивать интерес к различным видам народных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к р.н. творчеству; доставить детям радость от праздника.

 Стихи, песни о народных игрушкх.

Мультимедийная презентация, народные игрушки

Планируемые результаты освоения программы по модулю «Народные игрушки»

К концу года ребенок должен иметь:

Обогащенные и систематизированные знания детей о народных игрушках , о традиционных промыслах народной игрушки.

К концу года ребёнок должен уметь: называть отличительные черты народных игрушек, произведения народных мастеров, рассказывать истории народных промыслов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­с...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеразвивающей направленности детей 4-5 лет средней группы «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Светлячок» г. Цимлянска составлена на основе общеобразовательной программы ДОУ, в с

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с ФГОС ДО, ООП МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска, с учетом инновационной программы дошкольного образования &l...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО, СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «АНТОШКА» С.ЗУДИЛОВО,  СОС...