Опыт работы на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Иванова Надежда Борисовна

Данный материал отражает опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_-_ivanova_n.b.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работа на тему:

«Формирование представлений о здоровом образе жизни

 у детей старшего дошкольного возраста»

Здоровье является одной из самых главных ценностей человеческой жизни, без его сохранения невозможно нормальное развитие и деятельность. По данным НИИ гигиены и здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Поэтому очень важно наличие у каждого человека определенного знания о том, что такое здоровый образ жизни.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы подтверждает актуальность данной темы. Многие авторы пытались решить проблему здоровья, формирования здорового образа жизни детей. Они разработали и оставили многочисленные труды по данной теме.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что большинство авторов включают в понятие «здоровье» два аспекта: физический и психологический, а здоровый образ жизни включает в себя компоненты, которые вы видите на экране.

Наш детский сад работает по основной  образовательной программе, разработанной коллективом ДОУ на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Дети моей группы имеют представление о здоровом образе жизни, проявляют устойчивый интерес к своему здоровью, знают пути его укрепления.

У них сформированы элементарные умения и навыки здорового образа жизни, устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья, повышена психоэмоциональная устойчивость, улучшены соматические показатели здоровья.

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет чувство ответственности,

- благодаря возрастанию опыта личности, существенно меняется отношение к здоровью,

- уровень развития мышления обуславливает возможность познания детьми не только фактов, но и достаточно сложных связей и зависимостей, существующих в жизни,

- в этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребёнка. Одно из его направлений связано с формированием системы мотивов. Среди них выделяют познавательный мотив, который проявляется в том, что ребёнок задаёт большое количество вопросов и стремится получить на них ответы.

 В формировании у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни упор делается на такие принципы как:

  • Принцип активности

Предусматривает активную позицию ребенка на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса.

  • Принцип дифференцирования

Заключается в создании оптимальных условий для формирования элементарных представлений о здоровом образе жизни каждого ребенка с учетом возраста, пола, накопленного опыта.

  • Принцип интеграции образовательных областей

Означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Формирование представлений о здоровом образе жизни детей происходит через все образовательные области.

Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста ведется в следующих направлениях:

1) Работа с детьми.

2) Расширение знаний по данному направлению у родителей воспитанников.

3) Взаимодействие с социумом, специалистами ДОУ.

4) Обогащение предметно-развивающей среды.

Формирование культуры ЗОЖ происходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

  • В процессе регламентированной образовательной деятельности
  • В совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах:
  • В процессе индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению поставленной цели, которая осуществляется по следующим направлениям:

- развитие представлений о строении собственного тела;

- обучение уходу за своим телом;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

- повышение психоэмоциональной устойчивости;

- формирование потребности в соблюдении режима дня.

С учетом этого разработана План-программа оздоровительно-педагогической организованной образовательной деятельности для детей, представляющая собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ.

 План-программа состоит из 6 блоков, причем каждому блоку соответствует графическое изображение. Название каждого блока служит правилом для детей.

В процессе ООД по блоку «Знай своё тело» дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма, о влиянии на их работу различных форм поведения.

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

В работе по блоку «Скажи «НЕТ» вредным привычкам» широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных.

В блоке «Занимайся физкультурой» выявляется значимость движения  для здоровья.

Работа по блоку «Соблюдай режим дня» направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

Основная цель блока «Следи за датчиком настроения» - повышение психоэмоциональной устойчивости. Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

В своей деятельности я использую разнообразные формы работы с детьми. Самыми эффективными из них являются те, где дети проявляют активность, такие, как:

  • Опыты, наблюдения
  • Проектная и исследовательская деятельность.

В процессе работы используются разнообразные методы и приемы.

При формировании представлений о физическом здоровье я использую такие методы, как

  • Проблемные ситуации
  • Метод познавательных игр
  • Метод анализа жизненных ситуаций
  • Метод мозгового штурма
  • Практические методы и приемы

и многие другие

При формировании представлений о психологическом здоровье применяются методы эмоционального воздействия:

  • Погружение детей в воображаемую ситуацию
  • Имитационные упражнения
  • Психогимнастика
  • Элементы арт-терапии
  • Телесно-ориентированные техники и т.д.

Для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и положительной мотивации к ЗОЖ необходимы следующие условия

  • Создание вокруг ребенка воспитательно-образовательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ
  • Создание положительного эмоционального фона в процессе ООД оздоровительно-педагогической направленности
  • Наличие моделей поведения  людей, придерживающихся здорового образа жизни, в ближайшем окружении ребенка
  • Учёт индивидуальных психофизиологических особенностей детей при организации ООД

и другие.

Эмоциональное благополучие каждого ребенка достигается за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных мероприятий.

Кроме того, в группе оборудован «уголок уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.

Большая роль отводится музыке, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребенка.

С целью более прочного усвоения знаний, умений и навыков работа осуществляется с опорой на различные анализаторы:

  • зрительный (привлечение схем и условных изображений, наглядного материала);        
  • тактильный (работа с раздаточным материалом);
  • слуховой (восприятие информации на слух);
  • двигательный (выполнение упражнений, практических заданий).

Формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни осуществляется через все образовательные области.

Так, например:

- в процессе ООД по формированию целостной картины мира дети знакомятся с влиянием неблагоприятных факторов на здоровье человека,

- в процессе ООД по физической культуре у детей формируются навыки двигательной активности, они получают знания о значимости движений для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом.

Создание системы работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста предполагает тесное сотрудничество всех специалистов ДОУ.

Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроль за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ.

Следует отметить, что в первую очередь каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Поэтому я поставила перед собой следующие задачи работы с родителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей, их компетентности в вопросах ЗОЖ
  • Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс

Кроме родителей был налажен тесный контакт с различными учреждениями социума:

- Осуществляется активное взаимодействие со специалистами детской поликлиники и ЦРБ - врачом-педиатром и врачом-офтальмологом.

- Сотрудники библиотеки помогают в подборе литературы для чтения детям по теме, организуют просмотр учебных видеофильмов.

- Дети с удовольствием побывали на экскурсии на стадион «Металлург», где познакомились со спортивной жизнью города.

На базе детского сада создана насыщенная макро- и микросреда для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

В группе оборудован уголок здоровья; в нем есть всё необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, оборудование для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Также накоплен богатый дидактический материал: игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

Весь материал доступен детям. В уголке они могут заниматься как индивидуально, так и совместно.

Для отслеживания результативности проведенной работы я использовала такие методы, как беседа по вопросам,  наблюдение, беседа по парным картинкам и методика О.В.Хухлаевой для обследования психологического здоровья детей. 

Сравнительный анализ результатов первичного и итогового мониторинга позволяет сделать следующие выводы:

- появился процент детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ,

- снизился процент детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений о ЗОЖ.

Кроме того, у детей выросла мотивация к здоровому образу жизни.

Таким образом, предложенная выше система работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста даёт положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Особое место среди задач воспитания детей старшего дошкольного возраста занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания/...

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

Опыт работы на тему: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, посредством интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями»

Новизна опыта заключается в интеграции системы здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности в тесном взаимодействии с родителями и специалистами дошкольной организации....

Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...