тема: «Методы и формы работы с детьми при организации питания»
статья по теме

Копаева Елена Николаевна

Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupenie_metody_i_formy_organizatsii_raboty_s_detmi.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

По формированию основ правильного питания и культуры приема пищи  используются  следующие методы и  формы организации работы с детьми:

  1. Наглядный (показ приемов владения столовыми

приборами, демонстрация правил сервировки,

положительный личный пример, рассматривание картин и

иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за

сверстниками)

  1. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение,

использование художественного слова, разбор проблемных

ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

  1.  Практический (дежурство, закрепление навыков

поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного». Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

 

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

 В блюдцах ложечки лежат.

 Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

 

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

Перед обедом с детьми можно провести беседу о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсудить меню. 

Одной из форм привития культуры питания является использование художественного слова (стихи, пословицы и поговорки)

Также работа с детьми по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи предполагает и другие  формы работы: познавательные игры-занятия, тематические занятия  («Если хочешь быть здоров», «Вкусная каша», «Еда для сильных», «Хлеб – всему голова», «Полезные продукты», «На вкус и цвет товарищей нет», «Красиво и правильно накроем стол», «Правила поведения за столом»), досуги, развлечения, викторины.  

Знакомство с художественной литературой способствует обогащению словарного запаса детей,  воспитанию культуры поведения за столом, поможет приобщить к народному фольклору, дети учатся быть вежливыми, гостеприимными, формируются  культурно-гигиенические навыки, знания о русской национальной кухне

В рамках непосредственно образовательной деятельности для повышения интереса детей  можно использовать экскурсии на пищеблок, презентации; дети отображают  свои знания в художественно-творческой деятельности,  узнают о правилах сервировки, как правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами.  К детям приходят такие сказочные герои,  как  Айболит, Фиксики, Незнайка, Витаминка и занятие превращается  в игру, увлекает  детей, которые стараются помочь своим любимым героям, через путешествия по разным сказочным странам, где можно экспериментировать, изучать и мастерить.

На практических занятиях дети учатся сервировать стол,  пользоваться столовыми приборами.

В свободной деятельности (во время игр и продуктивной деятельности) закрепляются  навыки и умения, полученные ранее на занятии.

Для формирования навыков правильного и безопасного питания, ознакомления со свойствами продуктов, по принципу сочетания наглядного материала и беседы. Педагогам  можно организовать просмотр познавательных мультфильмов: «Жила была Царевна» (серии «Про еду «Замарашка»«Откуда берется еда»«Ми-ми-мишки» 

(серия  «Несовременная еда»«Пчелка Умняша» (серия «Полезные и вредные продукты»«Фиксики» (серии «Витамины»«Микробы»

«Взбитые сливки»«Консервная банка»). 

Учитывая, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности и наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром, мы широко используем данный вид деятельности. Дидактические игры: «Приготовь салат», «Свари компот», «Отгадай по запаху», «Угадай по вкусу»,  которые способствуют знакомству детей с особенностями приготовления блюд, помогают выявить полезность продукта, вызывать интерес к разнообразным вкусам блюд. Сюжетно-ролевые игры: «День рождения куклы Кати» «Ждем гостей»«Семейный ужин»«Кафе»«Магазин»,  помогают отработать 

полученные  навыки  сервировки стола правила поведения. Дети в играх опираются  на свой опыт, традиции семей.

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

«Методы и формы работы с детьми по вопросам преодоления кризисных проблем воспитания ребенка с ОВЗ»

Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность лично...

Проектный метод - как форма работы с детьми

Проектная деятельность позволяет организовывать совместную деятельность детей и взрослых, объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокул...

Интерактивные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Сущность и основные понятия интерактивного обучения.Одна из важных для дошкольного возраста деятельность –  общение.Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети...

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей...