ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
методическая разработка

Леонтьева Нина Владимировна

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Ознакомление дошкольников с

профессиями через разные методы и формы работы с детьми»

Подготовила:

Леонтьева Нина Владимировна,

воспитатель

высшей квалификационной категории  

г. Рубцовск, 2022

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей.

Задачи:

  • воспитывать интерес у педагогов дошкольных организаций к поиску новых форм работы, направленных на ознакомление дошкольников с трудом, профессиями взрослых;
  • способствовать развитию профессиональной, творческой активности педагога.

Участники - педагогические работники дошкольных образовательных организаций города Рубцовска.

Методы: игровой, демонстрационный, практический, словесный, наглядный (просмотр презентации, видеороликов).

Оборудование: выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых, художественной литературы, картотеки по ранней профориентации.

Технические средства: компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал: буклет.

Время – 30 минут.

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Ознакомление дошкольников с

профессиями через разные методы и формы

работы с детьми»

Ход игрового практикума:

Педагог:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начать нашу встречу предлагаю вот таким приветствием друг друга, я буду начинать стихотворение по конкретной профессии – а ваша задача назвать профессию и показать движение той или иной профессии.

«Мир профессий»

Трактор водит – (тракторист, (Крутят воображаемый руль)

Электричку – (машинист (Руки на поясе, «пружинка»)

Стены выкрасил – (маляр (Имитируют движения покраски)

Доску выстрогал – (столяр (Трут ладошки друг о друга)

В доме свет провел – (монтер («Фонарики»)

В шахте трудится – (шахтер (Топают ногами)

В жаркой кузнеце – (кузнец (Перед собой ударяют кулаками)

Кто всё знает – молодец! (Хлопки)

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

А как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

(Предполагаемые ответы коллег)

Педагог:

Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.

Давайте теперь разберемся, что же такое ранняя профессиональная ориентация?

(Предполагаемые ответы коллег)

Педагог:

Да, уважаемые коллеги, совершенно верно!

Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений на современном этапе.

Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер.

(слайд)

Конечно же, вы знаете, что дети с нарушениями речи отличаются не только отставанием в развитии речи, им свойственны и сложности в овладении учебным материалом. У детей нарушена память, внимание, быстро истощается нервная система, а также у ребят низкий уровень познавательной активности. Все это требует специализированного подхода к организации работы по профориентации, учета специфики индивидуальных, возрастных, а также организационных видов деятельности группы компенсирующей направленности.  

Поэтому, при организации занятийной деятельности с воспитанниками по ознакомлению с миром профессий мы используем различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.

В нашей группе мы используем следующие виды деятельности:

  • Совместная или самостоятельная деятельность,
  • Трудовая деятельность,
  • Игровая деятельность – сегодня мы поподробнее остановимся на этом виде деятельности,
  • Решение проблемных задач и ситуаций,
  • Наблюдения и экскурсии - сегодня вашему вниманию будет представлена виртуальная экскурсия по ознакомлению одной профессии,
  • Театрализация,
  • Развлечения,
  • Чтение художественной литературы и т.д.

(слайд)

Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, мы обратили внимание на создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

В нашей группе оборудованы развивающие центры с наглядным материалом, различными игровыми модулями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм находятся в контейнерах и доступны для самостоятельной игровой деятельности.

(слайд, показ игрового оборудования)

Для организации игрового пространства мы используем переносные ширмы, которые создают условия для разнообразной игровой деятельности.

(показ ширм)

Также в группе имеются дидактические игры, наглядные пособия, куклы изображающие персонажей разных профессий, художественная литература по теме и различные картотеки.

(показ дидактического пособия)

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет расширить знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развить интерес и умение осуществлять действия. У детей складывается представление о разнообразии профессий, структуре труда: последовательности действий человека, для чего он выполняет эту работу, что получается в результате данной трудовой деятельности.

Существует большое количество профессий, которые скрыты от глаз ребенка, и в силу возраста остаются за пределами понимания ребенком. Это необходимо учитывать в процессе решения задач по ознакомлению детей с профессиями, используя разнообразие форм и методов работы с детьми, применяя системный подход. В своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, кроме традиционных методов, мы используем виртуальные экскурсии.

Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Для создание виртуальных экскурсий мы привлекли родителей, как представителей разных профессий. Родители подготовили видеоролики с места работы и отправили нам через мессенджер WhatsApp. А мы с ребятами во время совместной деятельности имели возможность посмотреть видеоролики. Это вызывало огромный интерес к профессии у детей и гордость за своих родителей. Предлагаю нам сейчас отправиться на экскурсию в Аптеку.

(просмотр видеоролика)

Во время просмотра виртуальной экскурсии возникает подобие настоящего путешествия. Познакомившись визуально с предметом труда какой-либо профессии, ребенок затем в самостоятельной деятельности применяет полученные знания в игре, таким образом, делая ее более интересной и эффективной.

Педагоги группы осознают основное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий

Сегодня мы остановимся более поподробнее на игровой деятельности!

Коллеги давайте вспомним, что такое игра?

(Ответы педагогов)

Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

И сегодня мы с вами немного поиграем! Внимание, на экран! На экране вы видите начало пословиц о труде, ваша задача их продолжить.

«Какой мастер - ….. (такова и работа)

«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

 «Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)

«Кто ловок в труде – (кует счастье себе)

«Тот человек в почете, (чьи руки в работе)

«Кончил дело — (гуляй смело).

(Игра «Соедини пословицу»)

Существует большое количество пословиц о труде, с помощью заучивание их у детей расширяется словарный запас. Во время игры «Соедини пословицу» дети учатся понимать и объяснять смысл каждой из них.

Для того, чтобы использовать пословицы в работе с детьми мы оформили картотеку пословиц

(показ картотеки)

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять

пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Строители»

Тук, тук, молотком,

(постукивают кулачками один о другой)

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом - для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот - для Наташи.

Этот дом - для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

(Поочередно загибаем пальцы)

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя!

(Пожимают руки)

Педагог может использовать и такие упражнения, слушайте и повторяете за

мной

Что это за игровые упражнения?

(ответы педагогов)

Совершенно верно – пальчиковые игры. Мы также оформили картотеку - сборник пальчиковых игр о профессиях.

(показ картотеки)

Пальчиковые игры используем во время образовательной деятельности и в совместной деятельности для снятия эмоционального напряжения.

А сейчас, я снова предлагаю посмотреть небольшой видеоролик с детьми и определить, какое игровое упражнение мы ежедневно проводим с воспитанниками

(видеоролик артикуляционной гимнастики)

Правильно – это артикуляционная гимнастика, которая помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. В нашей группе оформлена картотека артикуляционной гимнастики по профессиям.

(показ картотеки)

Для развития слухового внимания можно предложить детям стихи – небылицы и найти несоответствие, предлагаю сделать и вам это, послушайте внимательно небольшое стихотворение:

Ловко дом возвел учитель, учит нас учить строитель,

Пишет музыку певец, шьёт одежду продавец (С. Чешева);

(педагоги находят несоответствие)

Молодцы, справились с игровым заданием. Еще мы предлагаем один вариант работы со стихотворениями. Я сейчас прочту вам стихотворение, а вы его закончите.

Я из старой раскладушки

Сделал модный дельтаплан.

Сделал шлем я из подушки,

Парашют – из одеял.

Сделал ветроуказатель

Я из маминых колгот.

Все, кто видел, мне сказали:

Замечательный пилот!

В нашей группе оформлена картотека - сборник по стихотворениям о профессиях.

(показ картотеки)

Продолжаем играть?! Тогда, послушайте внимательно и попробуйте определить, о какой форме работы идет речь:

С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

(Пожарники.)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает...

(врач)

Что это за форма работы? Правильно – ЗАГАДКИ. Дети очень любят отгадывать загадки, ребусы, поэтому мы оформили картотеку-сборник по загадкам о профессиях.

(показ картотеки)

И, конечно же, педагог может играть со своими воспитанниками во всевозможные словесные игры. Уважаемые педагоги, вы любите мечтать?

Замечательно, предлагаю поиграть в игру «Мечталку-сочинялку», в которую так любят играть дети нашей группы. В игре – шесть вопросов, вы их видите на экране. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на одну определенную букву.

(слайд)

Выбирайте сектор на экране.

(педагог выбирает любой цветной квадрат, на экране появляется буква)

Например А: Я хочу быть актрисой. По имени Анжелика. У меня дома жили бы антилопы. Я ела бы апельсины и абрикосы. Летом я бы поехала в Африку. И всю жизнь мне бы аплодировали)

(педагоги играют в игру «Мечталку-сочинялку»)

Эта игра обогащает словарный запас ребёнка, помогает ему научиться распознавать звуки на слух.

Еще наши воспитанники очень любят играть в игру «Самая, самая профессия». Сейчас я вас с ней познакомлю: назовите, пожалуйста, одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная» и так далее.

(педагоги играют в игру «Самая, самая профессия»)

Посмотрите, на экран. Предлагаю поиграть в игру «Профсловарь». Необходимо определить, к каким профессиям относятся эти группы слов.

(слайд)

  1. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).
  2. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).
  3. Преступник, закон, охрана, погоня, смелость, безопасность (полицейский).
  4. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (корреспондент, журналист)
  5. Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

Вы можете использовать разнообразный иллюстративный материал в своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, настольные дидактические игры и пазлы. Мы также составили картотеки дидактических игр.

(показ картотеки)

А также, с профессиями я знакомлю детей, используя «Интеллект карты». Посмотрите, как просто можно разобрать профессию по ее «подтемам».

(работа на магнитной доске)

  1. Название профессии
  2. Место работы
  3. Форменная одежда
  4. Орудия труда
  5. Трудовые действия
  6. Польза труда для общества.

Уважаемые коллеги, прошу выйти  желающих и по алгоритму составить описание профессии.

Используя алгоритмы, в знакомстве с профессиями, у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Но, самое главное, в ходе игры воспитанники логопедической группы вступают в ролевое и вербальное взаимодействие, что стимулирует развитие диалогической и монологической речи, способствует освоению норм культуры общения, пополняет словарный запас.

Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.

Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.

С целью успешной реализации мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. В перспективе я ставлю перед собой и детьми задачу популяризации технических профессий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность.

И напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек?

Предполагаемые ответы коллег

Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая работа!