Игровой практикум для педагогов по ознакомлению детей с профессиями через разные формы и методы работы с детьми
методическая разработка
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, содержит в себе идеи по развитию ранней профориентации дошкольников.
Представлен в виде игрового практикума.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.63 КБ | |
| 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«Ознакомление дошкольников с
профессиями через разные методы и формы
работы с детьми»
Ход игрового практикума:
Педагог:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Начать нашу встречу предлагаю вот таким приветствием друг друга, я буду начинать стихотворение по конкретной профессии – а ваша задача назвать профессию и показать движение той или иной профессии.
«Мир профессий»
Трактор водит – (тракторист, (Крутят воображаемый руль)
Электричку – (машинист (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – (маляр (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – (столяр (Трут ладошки друг о друга)
В доме свет провел – (монтер («Фонарики»)
В шахте трудится – (шахтер (Топают ногами)
В жаркой кузнеце – (кузнец (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
А как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
(Предполагаемые ответы коллег)
Педагог:
Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.
Давайте теперь разберемся, что же такое ранняя профессиональная ориентация?
(Предполагаемые ответы коллег)
Педагог:
Да, уважаемые коллеги, совершенно верно!
(слайд)
Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений на современном этапе.
Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер.
Конечно же, вы знаете, что дети с нарушениями речи отличаются не только отставанием в развитии речи, им свойственны и сложности в овладении учебным материалом. У детей нарушена память, внимание, быстро истощается нервная система, а также у ребят низкий уровень познавательной активности. Все это требует специализированного подхода к организации работы по профориентации, учета специфики индивидуальных, возрастных, а также организационных видов деятельности группы компенсирующей направленности.
Поэтому, при организации занятийной деятельности с воспитанниками по ознакомлению с миром профессий мы используем различные средства и формы работы, постоянно меняем виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников.
В нашей группе мы используем следующие виды деятельности:
(слайд)
- Совместная или самостоятельная деятельность,
- Трудовая деятельность,
- Игровая деятельность – сегодня мы поподробнее остановимся на этом виде деятельности,
- Решение проблемных задач и ситуаций,
- Наблюдения и экскурсии - сегодня вашему вниманию будет представлена виртуальная экскурсия по ознакомлению одной профессии,
- Театрализация,
- Развлечения,
- Чтение художественной литературы и т.д.
Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, я обратила внимание на создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
В нашей группе есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм находятся в контейнерах и доступны для самостоятельной игровой деятельности.
(Слайд с фото)
Также в группе имеются дидактические игры, наглядные пособия, художественная литература по теме и различные картотеки, лепбук.
(показ пособий)
Существует большое количество профессий, которые скрыты от глаз ребенка, и в силу возраста остаются за пределами понимания ребенком. Это необходимо учитывать в процессе решения задач по ознакомлению детей с профессиями, используя разнообразие форм и методов работы с детьми, применяя системный подход. В своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, кроме традиционных методов, я использую виртуальные экскурсии.
Преимуществами виртуальных экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Для создание виртуальных экскурсий я привлекла родителей и знакомых, как представителей разных профессий. Они подготовили видеоролики с места работы и отправили нам через мессенджер WhatsApp. А мы с ребятами во время совместной деятельности имели возможность посмотреть видеоролики. Это вызывало огромный интерес к профессии у детей. Предлагаю нам сейчас отправиться на небольшую экскурсию.
(просмотр видеоролика)
Во время просмотра виртуальной экскурсии возникает подобие настоящего путешествия. Познакомившись визуально с предметом труда какой-либо профессии, ребенок затем в самостоятельной деятельности применяет полученные знания в игре, таким образом, делая ее более интересной и эффективной.
Педагоги группы должны осознавать основное правило: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий
Сегодня мы остановимся более поподробнее на игровой деятельности!
Коллеги давайте вспомним, что такое игра?
(Ответы педагогов)
Верно! Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
И сегодня мы с вами немного поиграем! Внимание, на экран! На экране вы видите начало пословиц о труде, ваша задача их продолжить.
«Какой мастер - ….. (такова и работа)
«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)
«Кто ловок в труде – (кует счастье себе)
«Тот человек в почете, (чьи руки в работе)
«Кончил дело — (гуляй смело).
Спасибо, вы отлично справились!
Приготовьте свои ручки, пожалуйста.
«Строители» Тук, тук, молотком, (постукивают кулачками один о другой) Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом - для Саши, Этот дом — для Даши, Этот - для Наташи. Этот дом - для Ксюши, Этот — для Андрюши. (Поочередно загибаем пальцы) Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя! (Пожимают руки) |
Что это за игровое упражнение?
(ответы педагогов)
Совершенно верно – пальчиковые игры. Мы также оформили картотеку - сборник пальчиковых игр о профессиях.
(показ картотеки)
Пальчиковые игры используем во время образовательной деятельности и в совместной деятельности для снятия эмоционального напряжения.
А сейчас, я снова предлагаю посмотреть небольшой видеоролик с детьми и определить, какое игровое упражнение мы ежедневно проводим с воспитанниками:
(видеоролик артикуляционной гимнастики)
Правильно – это артикуляционная гимнастика, которая помогает формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. В нашей группе оформлена картотека артикуляционной гимнастики по профессиям.
(показ картотеки)
Так же формой работы по ознакомлению дошкольников с профессиями могут быть – загадки, дидактические игры, словесные игры.
А также, с профессиями я знакомлю детей, используя «Мнемотаблицы».
Посмотрите, как просто можно разобрать профессию по ее «подтемам».
(показ слайдов с мнемотаблицами)
Уважаемые коллеги, прошу выйти желающих и по алгоритму составить описание профессии.
Используя алгоритмы, в знакомстве с профессиями, у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Но, самое главное, в ходе игры воспитанники моей группы вступают в ролевое и вербальное взаимодействие, что стимулирует развитие диалогической и монологической речи, способствует освоению норм культуры общения, пополняет словарный запас.
Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.
Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.
С целью успешной реализации мы планируем продолжить работу по ранней профориентации дошкольников. В перспективе я ставлю перед собой и детьми задачу популяризации технических профессий, расширение экономических знаний детей, их дальнейшее «погружение» в профессии через практическую деятельность.
И напоследок хочу у вас спросить: Кто такой счастливый человек?
Предполагаемые ответы коллег
Мы все с вами счастливые люди! Потому что у нас есть любимая работа!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений на современном этапе. Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер.
Совместная или самостоятельная деятельность, Трудовая деятельность, Игровая деятельность – сегодня мы поподробнее остановимся на этом виде деятельности, Решение проблемных задач и ситуаций, Наблюдения и экскурсии - сегодня вашему вниманию будет представлена виртуальная экскурсия по ознакомлению одной профессии, Театрализация, Развлечения, Чтение художественной литературы и т.д.
«Какой мастер – такова и работа» «Тяжко тому жить, кто от работы бежит» «Труд кормит, а лень – портит» «Красна птица оперением, а человек – рукоделием» «Кто ловок в труде – кует счастье себе» «Тот человек в почете, чьи руки в работе» Кончил дело — гуляй смело»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении с музыкальными профессиями.
Дошкольный возраст детей - как наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный...

"Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"
quot;Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"...

Семинар-практикум «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников »
семинар для воспитателей...

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области ранней профориентации детей...

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Ознакомление дошкольников с профессиями через разные методы и формы работы с детьми»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области ранней профориентации детей.Задачи:воспитывать интерес у педагогов дошкольных организаций к поиску новых форм работы, направленных н...

Семинар- практикум на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Цель: в рамках приемственности по ранней профориентации....
