Программа по самообразованию
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

"Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях Фгос ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование43.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «ЗОЛУШКА»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №

«----» ------------- года

Председатель педагогического совета  

_______________________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад №17 «Золушка»


_________________ И.В.Кормакова

Программа саморазвития воспитателя

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС Д О»

                                                                  Воспитатель первой категории :

                                                                         Зорина Н.А


г. о г. Бор
2017 г.

ЛИЧНАЯ КАРТА  

ФИО воспитателя:  Зорина Наталия Александровна

Дата рождения: 16.03.63г

Образование : среднее специальное, педагогическое.

 Горьковское  педагогическое училище; 1983 г

Специальность по диплому:  Воспитатель детского сада

Место работы:  МБДОУ детский сад №17 «Золушка»

Занимаемая должность: Воспитатель

Общий стаж: 37 лет

Педагогический стаж: 36 лет

Квалификационная категория:  первая ; 2014г

Курсы повышения квалификации:

1 «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», 2014г, 108ч

Тема саморазвития:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС Д О»

                                                           

  Актуальность

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг. » утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он  является,  ее  сыном, значит Россия для него – Родина.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края) ; труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос – как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС Д О

Цель: 

Изучить пути, средства и методы для формирования у детей дошкольного возраста  патриотических отношений и  чувств,  к  своей семье, городу,
к природе и культуре на основе исторических и культурных особенностей
родного края.


Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей

Задачи:

Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников

2. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей

3.Отобрать  наиболее,  актуальный для каждого возрастного периода объём материала и применить его на практике

4. Внедрение эффективных форм и методов работы с детьми по вопросу  нравственно – патриотического воспитания

5. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.

6. Создание предметно – развивающей среды, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию.

7. Использование метода проектов в работе с детьми и родителями.

Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна )

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует у дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Литература

1. Литература по данной теме:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Джесси Рассел «Воспитание»

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»

Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 2.

  1. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. — № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
  2. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
  3. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 4.
  4. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. — № 3. – С. 66–68.
  5. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
  6. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребёнок в детском саду. – 2006. — № 2.
  7. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
  8. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребёнок в детском саду. – 2001. — № 4. – (проект).
  9. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6

                                     Форма отчета по проделанной  работе:                                  

                                   Форма  саморазвития: индивидуальная

                                             

                                                  Подготовительный этап

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1.

Определение темы самообразования
Изучение и анализ методической литературы, программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста составление плана работы

Сентябрь-2017-февраль 2018г

                      План работы

2

Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО».

рекомендации для педагогов по использованию в работе систематизированного материала по проблеме.

3

Составить перспективно-тематический план работы  с детьми и родителями по нравственно-патриотическому воспитанию

Перспективный план работы с детьми и родителями

4

Создать картотеку дидактических и мультимедийных игр для детей

Картотека  игр по патриотическому воспитанию

5

Подобрать соответствующую художественную литературу,

 открытки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы;

   

Книги, открытки, загадки, пословицы

6

Оформить мини-центр «Мой любимый город»

Макеты, плакаты, развивающие игры

7

Обогащение предметно-развивающей среды в группе

наглядные  пособия, настольные игры,  атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, альбомы

Подготовка альбомов:

 «Моя семья»; «Мой  город»

«Мой  детский сад»; «Улицы нашего района»; «Растения нашего края»;

«Керженский заповедник»; «Все профессии  важны, все профессии нужны», атрибуты

8

Диагностирование  детей с целью  выявления уровня сформированных   знаний и представлений об истории и культуре родного города

       

       Результаты диагностики

                                                  Работа с родителями

1

Выявление интересов и знаний

По патриотическому воспитанию

Сентябрь

2017г

Февраль

2018

Анкетирование родителей

2

Активное участие родителей в создании развивающей среды по данной теме

изготовление макетов «Детский сад» , «Площадь Победы», поделок, игр,

альбома «Город Бор» , создание семейных альбомов, подбор картинок

и фотографий  с достопримечательностями города

3

Создать мини-библиотеку книг с краеведческой направленностью

   

             Мини-библиотека

4

Собрать материал об улицах нашего города

  Статьи, фотографии, альбом, вырезки из газет «Бор сегодня»

II. Основной этап

Мероприятия

Сроки

Практические выходы

1

Практическое применение наработанных материалов

Март

2018г

-

Февраль 2020г

Конспекты занятий, игры, краткосрочные проекты

2

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений

Картотека игр

3

Повышать уровень знаний детей о малой Родине и большой

Экскурсии по городу, в библиотеку, музей

                                              Работа с детьми

1

игры-беседы такие как: «Я и моя семья», «Мы - мамины помощники», «В выходной, в выходной – вся семья моя со мной», «В гостях у бабушки», «Праздники моей семьи», «Я люблю маму и папу» с использованием компьютерных презентаций, альбомов

Формировать
интерес к своей родословной

Март -       май

2018г

Выставка детских рисунков на тему «Моя семья»

2

Беседа о детском саде, экскурсия по территории детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад

3

Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад».

Презентация «Один день из жизни детского сада»

4

Беседа по теме «Улица, на которой я живу»

Июнь -

Август

2018

 Выставка рисунков "Улицы нашего города".

5

Целевая прогулка «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем»

Изготовление макета «Моя улица».

6

Природа родного края

            Экскурсия

7

«Все работы хороши - выбирай на вкус»

Беседа о профессиях родителей

Сентябрь

-Ноябрь

2018г

Компьютерная  презентация «Трудовые будни  борчан»

 Сюжетно-ролевые игры « Магазин»;

«Парикмахерская»; «Больница»

8

«Транспорт города»  Беседа « На чём можно приехать в наш город?» Дети на улице

Рассматривание фотографий, плакатов с видами транспорта 

Сюжетно-ролевая игра « Мы едем, едем, едем»

9

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей"

Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме

10

Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Развлечение «День матери – день семьи»

11

Познакомить детей с традицией празднования Нового года и  православного праздника Рождества Христова; воспитывать интерес  к национальным традициям

Декабрь

2018

-февраль

2019

              Выставка рисунков

12

Беседа «Наша родная армия»

Развлечение  «Богатырские состязания

13

Рассказы детей о членах семьи из личного опыта

Март

- май

2019

Рисование герб семьи

14

Экскурсия в мини - музей «Русская изба»

Посещение музея детского сада № 17

15

Экскурсия

Площадь Победы
Возложение цветов к Обелиску с Вечным огнём

16

Беседа «Природа России»

Июнь-август

2019г

Альбом «Природа нашего края»

17

Керженский заповедник

Презентация

18

Государственные символы России

Сентябрь-ноябрь

Игра «Собери  картинку»
(разрезные картинки)

19

Знакомство с символикой «Герб города»

Развивающая игра «Собери герб»

20

Праздник России

Рассматривание иллюстраций

21

Новый год у ворот

Декабрь
2019г-

Февраль 2020г

Стихи, загадки, иллюстрации,

Изготовление игрушек, поделок для ёлки

22

Народные праздники на Руси

Выставка рисунков

23

«Сильны и могучи богатыри

Славной Руси

Рассматривание картины «Три богатыря»

24

«Сердце матери лучше солнца греет»

Март-

май

2о20

Поделки, подарки, рисунки

25

Наши космонавты

Показ презентации

26

Экскурсия в Музей

Выставка рисунков

                                          Работа с родителями

1.

Создание макетов

«Канатная дорога» ; «Парк культуры и отдыха»; «Природа родного края»

«Русская изба»

2.

Беседы, консультации, рекомендации

Папка-передвижка

«Учим детей любить, знать и беречь свой город»

3.

Участие в выставках, конкурсах, в праздниках детского сада

Поделки, фотографии

4.

Совместная экскурсия

Краеведческий музей

5

Придумать и нарисовать герб своей семьи

Выставка семейных гербов

                                                   Заключительный этап

          мероприятия

срок

         Практические выходы

  1.

Обобщение и распространение педагогического опыта

март-май

2020г

                 

                   Педсовет

   2

Создание презентации о проделанной работе

               Презентация

   3

Пополнение электронного портфолио и публикации на персональной страничке в соц. сетях

              Публикации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования. Вокальный кружок.

Данная программа обеспечивает эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Построена по разделу - вокально-хоровое пение....

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

Программа по самообразованию.

Программа по самообразованию "Портфолио дошкольника,как перспективная форма представления индивидуальных достижений ребёнка"....

программа по самообразованию

Программа по самообразованию тема :" Роль русской народной сказки в эмоциональном развитии ребенка младшего возраста."...

Программа по самообразованию на тему:«Развитие эмоционально волевой сферы с помощью игры»

В этой программе изучается научно - теоретическая база, психолого - педагогический опыт по проблемме развития эмоций и воли, и поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью игры....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда

 Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...