Консультация для родителей "Что такое воображение?"
консультация (старшая группа) по теме

Минина Наталья Викторовна

Познакомить родителей с понятием воображение, его видами. Как развивается воображение в детском возрасте. Для чего нам воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_2016.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Что такое воображение?

Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее проявлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности. С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека имеет много общего с его восприятием, памятью и мышлением, рассмотрим отличия воображения от названных выше познавательных процессов.

  1. Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления?

Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с одной стороны, об отличиях воображения как познавательного процесса от указанных выше других познавательных процессов, а с другой- об отличиях образов, рождаемых воображением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов.

Восприятие-это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие-это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия. Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе  такого, чего не было бы в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее. Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении

 Рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.

  1. Каковы основные виды воображения человека?

Таких видов у человека несколько. Это - пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия  сознания и воли человека. Примерами являются образы сновидений и галлюцинаций, или состояния бреда.

Активное воображение-это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать. Примерами активного воображения выступают образы художников, писателей.

Репродуктивное воображение-это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порождаемых образах значительную долю фантазии.

Продуктивным называют воображение, порождающее совершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного.

  1. Для чего человеку воображение?

Человек, по-видимому, является единственным из всех живых существ, обладающих активным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на вопрос о том, какую роль эти виды воображения играют в жизни человека. Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности.

Например, человеку может понадобиться представить какой-либо предмет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то,  что он только еще собирается создать, и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу  удобной расстановки тяжелой и крупногабаритной мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки мебели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпринимает соответствующие практические действия.

В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и , перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие действия. Например, анализируя уже совершенные поступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображении представляем себе будущую  ситуацию и различные варианты своего поведения в ней.

У человеческого воображения есть и две специальные, психологические функции. Одна из них называется психодиагностической, а другая – психотерапевтической. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии. Предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности.

Психотерапевтическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Такие разные игры с машинками"

Консультация для родителей об игрушечных машинках, о разнообразии игр с ними....

Консультация для родителей "Такое полезное пальчиковое рисование"

Пальчиковое рисование положительно влияет на настроение и поведение малышей, приобщает их к творчеству и к тому же развивает мелкую моторику рук. Созидая и экспериментиру...

Консультация для родителей "Такие простые буквы"

Чтобы помочь детям легче запомнить буквы, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение со стороны родителей и игровой характер заданий, предлагаемых детям. Увлекательные ...

Консультация для родителей "Такие разные - мы"

Данный материал предназначен для родителей, и может быть испльзован как консультация, или в качестве материала для родительского собрания....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Консультация для родителей "Такие взрослые трёхлетки"

В  данной консультации предложены правила для родителей "Как любить своего ребёнка", "Как не надо вести себя с ребёнком"  ...