Развитие мелкой моторики
статья (средняя группа) на тему

Орлова Вера Игоревна
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ 
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка
 
В настоящее время различными нейропсихологическими исследова-ниями установлено, что уровень физического и психического развития находится в прямой зависимости от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Это определяется, прежде всего, анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших по-лушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной си-стемой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важ-ные для его будущего качества: речевые способности, внимание, коорди-нацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальца-ми и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в кото-рых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
В данном случае, мелкая моторика, уровень развития руки, пальцев рук, ручных навыков и умений, является одним из показателей нормаль-ного нервно-психического и физического развития дошкольника. По уме-лости руки ребенка специалисты, с учетом достижений современных ис-следований, приходят к выводу об особенностях развития мозга и всей центральной нервной системы. В дошкольном возрасте сенсомоторное развитие является фундаментом умственного развития, а умственные спо-собности начинают формироваться достаточно рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей ручной и двигательной.
Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Немецкий ученый Э. Кант называл руки – видимой частью полуша-рий головного мозга.
Р.Штайнер писал: «Парность некоторых органов при их здоровом взаимодействии - это предпосылка нормального развития ребенка», а мно-голетний опыт работы логопедов в ДОУ и убедительные факты ученых позволяют сделать вывод, что мозг и рука являются взаимодействующими парными органами.
Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Наблюдая за детьми в возрасте 10-12 месяцев, профессор М.М. Кольцова выяснила, что речь находится на кончике пальцев. Други-ми словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. 
М.М. Кольцова и М.С. Рузина пришли к выводу о том, что форми-рование речевых областей совершается под влиянием кинестетических им-пульсов от рук, а точнее, от пальцев. Данный факт должен применяться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и осо-бенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей с помощью тренировки движений пальцев рук.
Уровень моторного развития рук (ловкость, сила, точность и ско-рость движений) и ручных навыков (использование различных инструмен-тов – лопатки, игрушек и т.д., застегивание и расстегивание пуговиц и молний и т.д.) в дошкольном детстве является диагностическим фактором, который определяет уровень развития мелкой моторики и речи. И если руки развиты недостаточно хорошо, это часто говорит о некотором отста-вании ребенка в развитии.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов познания, органов движения, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).
Если ребенок касается какого-либо предмета, в этот момент мышцы и кожа рук «учат» глаза и мозг осязать, видеть, запоминать и различать. 
1. Прикосновение дает возможность ребенку убедиться в наличии предмета, его объеме, температуре и т.д.
2. Постукивание позволяет обрести информацию о свойствах дает предмета.
3. Взятие в руки помогает обнаружить различные свойства предме-тов: формы, веса, особенности поверхности, ощутить материал, из которо-го он сделан и т.д.
4. Надавливание на предмет дает возможность определить твердый он или мягкий.
5. Ощупывание и поглаживание позволяют определить свойства по-верхности, распознать не только шероховатость и гладкость и т.д.
В процессе такой деятельности руки ребенка познают, а мозг фикси-рует восприятие и ощущения, соединяя их со зрительными, обонятельны-ми и слуховыми качествами, формируя при этом сложные интегрирован-ные образы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди других дви-гательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, по-скольку оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной дея-тельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих дей-ствиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значи-тельное время. Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам.
 
1.2. Особенности развития мелкой моторики в младшем 
дошкольном детстве
 
Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов до-школьного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способ-ствует формированию интеллектуальных способностей, развитию речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Изучив литературу по проблеме исследования, выяснилось, что ре-комендации по развитию мелкой моторики у детей даются начиная с 5-6 лет в контексте подготовки детей к школе, не уделяя должного внимания детям 3-4 лет.
Например, образовательная программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, которая реализуется в большинстве детских садов, рекомен-дует ежедневно использовать методики по развитию мелкой моторики в средней группе (дети в возрасте 4-5 лет), а для детей 2-й младшей группы (дети 3-4 лет) только 1 раз в неделю.
Младший дошкольный возраст - «золотая пора» для развития мел-кой моторики рук. Именно в младшем дошкольном возрасте актуализация восприятия максимальна, поэтому в этот возрастной период максимально благоприятен для того, чтобы дать ребенку как можно больше сенсорного опыта, который он пронесет на протяжении всей своей жизни.
М. О. Гуревич, Е. А. Екжанова отмечают, что умелыми пальцы ста-новятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводи-мые систематически дома, во дворе, во время выездов на природу с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мел-ких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить по-дарки своим близким, принося им и себе радость. В учебном процессе если будут развиваться пальцы рук, то у детей успешно будут развиваться мышление и речь, будет меньше проблем в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшей образовательной деятельности.
М. Монтессори в своей авторской практике большое внимание уде-ляла реализации выведенного ею педагогического правила: «Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его. Начальный этап обучения детей может быть затянут, но спешить не следует - ничего, кроме вреда, от спешки не будет».
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в про-цессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Современная концепция начального воспитания и образования, из-менение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка до-школьного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его ин-теллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуро-вать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструкто-ра, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
 Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементар-ных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное бла-гополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень разви-тия сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Педагогам следует уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учре-ждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
 
 
1.3. Лепка как средство развития мелкой моторики рук
 
Одним из наиболее интересных и развивающих для младшего до-школьника видов деятельности является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических навыков и умений, она учатся анализировать явления и предметы окружающего мира. Изобразительная деятельность позволяет развивать мелкую моторику, мускулатуру пальцев и рук, координации их движений. Развитию мелкой моторики, пробуждению интереса младших дошкольников к изобразительной деятельности способствует использова-ние лепки.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок в процессе лепки не только созерцает то, что сам создал, но и может по мере необходимости свое творение изменить. Руки и пальчики являются основным инструментом в лепке, соответственно, уровень полученных навыков и умений так или иначе зависит от владения собственными рука-ми. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.
Как отмечал Л. С. Выготский,  занятия лепкой всесторонне воздей-ствуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пла-стики; развивают воображение, пространственное мышление, общую руч-ную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предви-деть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов как: память, внимание, мышление; способствуют развитию пространствен-ной ориентации, восприятия, сенсомоторной координации дошкольников, то есть тех функций, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.
Чем больше дети младшего дошкольного возраста занимаются леп-кой, тем координированные и увереннее становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных и произвольно направленных движений повышается, потому дошкольники способны осуществлять задачи, требу-ющие согласованности движений и достаточной точности кистей рук.
Занимаясь лепкой, младший дошкольник развивает и  укрепляет си-лу рук, умелость рук; движения обеих рук становятся более согласован-ными, дифференцируются движения пальцев, рука ребенка подготавлива-ется к освоению такого сложного навыка, как письмо.
В младшем дошкольном возрасте лепка является очень важным ви-дом изобразительной деятельности, которая способствует накоплению за-паса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружаю-щей действительности, активизирует познавательную деятельность ребен-ка. В процессе лепки воспитывается сосредоточенность, внимание, настой-чивость, коррекция психических функций, социальных отношений. Лепка позволяет обеспечить нужное количество повторений с использованием различного материала при сохранении эмоционально-положительного от-ношения к заданию. 
Техника лепки богата и разнообразна: рисование с помощью пласти-лина, пластилиновые аппликации из жгутиков, пластилиновая мозаика, пластилинография. 
Самым распространенным видом лепки является «пластилиногра-фия»– это техника, при помощи пластилина создается лепная картинка на картонной, бумажной или другой основе, при которой изображения полу-чаются выпуклыми, полуобъемными на горизонтальной поверхности. 
Пластилин – достаточно мягкий и пластичный материал для детского творчества, который обладает свойством держать заданную форму, а ос-новным инструментом при такой лепке являются пальцы рук.
Данный вид лепки хорош тем, что у ребенка в процессе пластилино-графии развивается умелость рук, крепнут силовые возможности рук, происходит мышечная нагрузка пальчиков. 
Несомненным достоинством занятий по лепке пластилином является интеграция предметных областей знаний. Темы лепки могут быть тесно переплетены с жизнью детей. Главное в лепке - дать детям интересное и увлекательное задание. Тогда они могут ощутить максимум удовольствия, как от самого процесса лепки, так и от результатов проделанной работы, что является залогом будущего успеха. Для того чтобы ребенок действи-тельно и всерьез увлекся лепкой, а творчество приносило положительные эмоции, следует, прежде всего, подобрать необходимые и удобные мате-риалы и инструменты для работы.
Помимо пластилина может быть использована также масса для лепки – очень удобный материал, она мягкая, не липнет к рукам, почти не пахнет или имеет легкий приятный запах, экологически чистая, пластичная и име-ет очень яркие оттенки цвета. В отличие от многих видов пластилина масса для лепки легко поддается пальчикам даже самых маленьких деток, в связи с чем становится прекрасным подспорьем в деле развития мелкой мотори-ки у детей младшего дошкольного возраста. 
Одним из распространенных материалов, используемых в лепке в настоящее время, является тесто. Оно по своему составу более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим раз-вивает умелость рук.
Тестопластику многие авторы часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.
Пластичный материал – это кладовая для развития детского творче-ства. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать лю-бую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное. Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстети-ческое наслаждение  от их пластичности, объемности, от форм, которые  получаются в процессе лепки.
Прежде чем приступить к лепке, детей следует научить основным ее приемам, таким как скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипыва-ние, заглаживание, оттягивание и др. Овладение этими приемами поможет детям создавать определённые формы:
- скатывание: следует положить кусочек пластилина (массы для леп-ки) между ладонями, немного прижать и выполнять кругообразные дви-жения, чтобы получился шарик;
- раскатывание – данный прием позволяет превратить пластилино-вый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движени-ями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание;
- сплющивание. Для того, чтобы получить диск или лепешку, сначала скатывают шарик, а затем его сильно сдавливают между ладонями, либо прижимают ладошкой к дощечке для пластилина;
-прищипывание придает определенную форму изделия, что необхо-димо при выполнении мелких деталей;
- оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пла-стилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь;
- заглаживание. Этот способ применяется для создания плавного пе-рехода от одной детали к другой при соединении и для закругления;
- разрезание осуществляется специальным ножичком для пластилина;
- соединение предполагает прикладывание и легкое прижимание де-талей друг к другу.
Фигурку дети могут слепить двумя способами: из целого куска пла-стилина либо соединить несколько деталей в одну. Соединение различных деталей в лепке позволяет сделать фигурки более сложными и детализиро-ванными. В этом процессе совершенствуются и координируются движения пальцев и кистей рук.
Следует отметить, дети дошкольного возраста должны освоить раз-личные виды лепки, к которым относятся: предметная, сюжетная, декора-тивная.
Лепка благоприятно воздействует на развитие внимания и формиро-вание памяти дошкольников, поскольку происходит запоминание приемов и способов работы с материалом и по мере необходимости дети могут вос-произвести запечатленные в памяти навыки и умения. Кроме того, в ходе этой деятельности развивается фантазия, активизируются мыслительные процессы, дети проявляют изобразительные, конструктивные и творческие способности. Занятия по лепке также дисциплинируют дошкольников, у них формируется усидчивость, аккуратность, ответственность, бережное отношение к предметам.
Следует отметить, что к настоящему времени разработаны различ-ные наглядно-методические пособия с технологическими схемами для ху-дожественного творчества детей, способствующие развивать творческое мышление, конструкторскую смекалку, умение планировать свою деятель-ность. 
В связи с тем, что у детей разные уровни сформированности мелкой моторики, в процессе занятий должен осуществляться дифференцирован-ный и индивидуальный подход к детям, избирательное воздействие на дви-гательную сферу деятельности детей.
Во время занятий следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Без-условно, в воспитательном процессе, важен индивидуальный подход, ведь он предполагает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности.
На занятиях лепки могут быть применены различные тренировочные упражнения для совершенствования двигательных изобразительных прие-мов и навыков развития тонких движений пальцев рук, направленные на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. 
Для того чтобы подготовить руку к лепке, полезно еще до начала за-нятия провести пальчиковые игры, упражнения, гимнастики, массаж и са-момассаж рук. Такие действия желательно сопровождать проговариванием потешек, стихотворений, загадок. Словесное сопровождение, озвучивание упражнений, гимнастик, массажа и самомассажа рук повышает мотиваци-онную готовность детей к такому роду действиям и их эмоциональный фон.
С целью создания единого образовательного пространства важное значение имеет тесное сотрудничество с семьями воспитанников (совмест-ные творческие работы, конкурсы, выставки, беседы, мастер-классы и др.). Для того чтобы найти отклик и понимание у родителей, необходимо их мотивировать, объяснить важность проблемы и перспективы для детей. Значительную помощь в работе педагога по этому направлению оказыва-ют знания о психологии общения, о психолого-физиологических особен-ностях детей, о семейной психологии, и, конечно, воспитатель должен быть педагогически компетентен. Такая система работы позволяет установить тесную взаимосвязь с родителями в вопросах воспитания и развития детей.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что если планомерно и систематично заниматься лепкой с детьми младшего до-школьного возраста по развитию мелкой моторики, то, безусловно, это поможет им увеличить объём и темп движений пальцев рук, постепенно исчезнет двигательная неловкость, улучшится переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Соответственно, занятия и упражнения по лепке будут способствовать повышению уровня развития мелкой моторики младших дошкольников.
Таким образом, развитие мелкой моторики следует начинать в ран-нем возрасте и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ 
МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО 
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определения уровня развития мелкой моторики рук у детей
экспериментальной группы
 
Следует привести пример экспериментального исследования, прово-дившегося на базе одного из ДОУ.
В исследовании принимали участие младшие дошкольники в воз-расте3-4 лет, в количестве 20детей (10 человек – экспериментальная груп-па, 10 - контрольная). 
Целью этого диагностического исследования было выявление уровня развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если:
- в процессе организации и проведения образовательной деятельно-сти использовать лепку;
- при организации и построении образовательного процесса при-держиваться ряда принципов (возрастного и индивидуального подхода к детям, сотрудничества, доступности, деятельностного подхода, компетент-ности педагога, игровой подачи материала, интеграции, систематичности и последовательности).
Для диагностического исследования уровня развития мелкой мото-рики детей младшего дошкольного возраста были использованы задания, предложенные учеными Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем в книге «Пси-хомоторика» по оценке психомоторного развития дошкольников, которые достаточно просты в применении, информативны по содержанию.
Задание № 1: Выполнение действий пальчиками по зрительному об-разцу: 
-соединить 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
- пальцы сжать в кулачок, при этом 2 и 3 пальцы вытянуты –«зайчик»
- 2 и 3 пальцы –«коза-дереза»
Задание выполняется обеими руками поочередно.
Задание №2: Выполнение действий по тактильному образцу с вы-ключением зрительного анализатора: 
- с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»
- открыть глаза - повтор движений. 
Задание №3: Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
- Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»). 
Задание № 4: Выявление навыков работы с пластилином:
- скатать шарик;
- раскатать шарик, превращая его в «колбаску»;
- сплющивание шарика в лепешку;
- прищипывая придать форму изделия.
Оценка результат:
Низкий уровень ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.
Средний уровень ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.
Высокий уровень ( =) – 1 балл – ребенок самостоятельно и полно-стью справился с заданием.
Результаты, полученные по результатам диагностики, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень развития мелкой моторики детей младшего до-школьного возраста
п/п Уровень развития мел-кой моторики ЭГ КГ
1 Высокий 1 (10%) 2 (20%)
2 Средний 3 (30%) 3 (30%)
3 Низкий 6 (60%) 5 (50%)
Наглядно полученные результаты представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Уровень развития мелкой моторики детей младшего 
дошкольного возраста (ЭГ)
 
Диагностика уровня развития мелкой моторики младших дошколь-ников выявила преобладание низких показателей. 60% детей ЭГ и 50% де-тей КГ с заданиями не справились. Основные проблемы возникали при выполнении детьми действий пальчиками по зрительному образцу, а также при выполнении действий по тактильному образцу с выключением зри-тельного анализатора. Зажимая пальцы в кулачок детям сложно было вы-тянуть 2-й и 3-й пальцы. Также возникали сложности при выполнении за-дания с закрытыми глазами. Движения пальцев и кистей рук неловкие, не дифференцированы, мускулатура пальцев и рук слабая, движения не ско-ординированные.
При выполнении задания № 4 (Выявление навыков работы с пласти-лином) у детей возникали трудности при скатывании шарика, некоторым не удавалось выпрямить пальчики при выполнении круговых движений, не получалось сжимать ладони для того, чтобы немного сдавить пластилин. Сплющивание шарика в лепешку и прищипывание детям давалось также с трудом.
Таким образом, результаты диагностического этапа привело нас к выводу о необходимости проведения целенаправленных занятий, направ-ленных на развитие мелкой моторики младших дошкольников. Для этой цели была применена лепка.
 
2.2. Разработка серий занятий по лепке для развития
мелкой моторики рук
 
В целях развития мелкой моторики младших дошкольников было предложено проведение целенаправленной работы, включающей занятия изобразительной деятельностью с использованием приемов пластилиновой лепки. 
Исходя из проведения тестирования детей, а также в результате об-работанных данных по развитию мелкой моторики у дошкольников раз-работан и приведён комплекс упражнений для развития мелкой моторики, который включает в себя несколько занятий.
Цель занятий – раскрытие интеллектуальных и творческих способно-стей детей через развитие мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики рук с дошкольниками органи-зовывалась в малых группах и индивидуально.
Цикл включал восемь занятий.
Занятие 1: знакомство со свойствами пластилина, подготовка руки к лепке (пальчиковая гимнастика, мозаика, различные приемы раскатывания пластилина).
Занятие 2: знакомство с цветами пластилина, упражнения на развитие мелкой моторики рук, превращения пластилинового шарика в различные формы (шарик, мячик, лепешку).
Занятие 3: закрепление знаний о пластилине (мягкий, пластичный), развитие мелкой моторики рук, делаем из шарика «снежок» налепом.
Занятие 4: пальчиковая гимнастика, самомассаж, изготовление «елочного шарика», выкладывание из мозаики цветов и кружков по об-разцу.
Занятие 5: самомассаж, коллективная работа, методом налепа добав-ляем в картину «снег», упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Занятие 6: пальчиковая гимнастика, самомассаж, готовим подарок маме «Красивый цветок», выполнение работы методом налепа.
Занятие 7: изготовление коллективной работы «Украшаем елку» (Приложение 1).
Занятие 8: коллективная работа «Ежик» (Приложение 2).
Развивающая деятельность была направлена на формирование сле-дующих основных умений в области пластилиновой лепки:
- свободное владение лепным материалом;
- применение в процессе лепки основных приемов работы с пласти-лином;
- применение знаний о пропорциях и соразмерности;
- использование плоских изображений для создания объемных форм;
- умение сочетать и смешивать цвета.
Одним из примеров организации логопедических занятий с исполь-зованием лепки может служить занятие на тему «Ежик и его друзья», ко-торое начинается с беседы, дающей представление о дальнейшем содержа-нии занятия. Беседа заканчивается загадыванием загадки о животном, фи-гурирующем в теме. Целью данного приема является развитие интереса детей к занятию и их логического мышления. 
Одним из начальных этапов занятия является проведение с детьми беседы по используемому лексическому материалу (природа, животный мир, еж как представитель животного мира). В процессе беседы дошколь-ники не только повторяют словарный материал, но и знакомятся с основ-ными характеристиками пластилина, с правилами работы с ним.
Следующим этапом занятия является проведение пальчиковой гим-настики, способствующее снятию напряжения мышц, развитию умения вслушиваться и понимать смысл речи, повышению речевой активности де-тей.
Младшие дошкольники учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений, что является необходимой основой для развития двигательной памяти. 
На следующем этапе занятия с дошкольниками проводится беседа по организации лепки, в процессе которой, кроме того, актуализируются зна-ния детей о многообразии цветового спектра (знание основных цветов и оттенков, смешивание цветов, получение нужного цвета из имеющихся), поддерживается их интерес к восприятию красочности окружающего ми-ра. Беседа заканчивается организацией проблемной ситуации, способству-ющей активизации мыслительной деятельности дошкольников (детям дает-ся задание получить серый цвет из имеющихся в наличии).
Занятие продолжается организацией процесса лепки животного, в ходе которого дети активно развивают мелкую моторику пальцев рук, овладевают основными приемами лепки, такими как «скатывание» и «сплющивание», учатся отщипывать маленькие кусочки пластилина от больших. 
В процессе дальнейшей беседы с детьми организуется стимуляция интеллектуальной и речевой активности, вызывается речевое подражание, развивается диалоговая речь. Беседа обогащает представления детей о природном мире, о представителях фауны, а также в нее включаются вос-питательные моменты, касающиеся понимания детьми дружбы и друже-ских взаимоотношений.
На этапе подведения итогов дети оценивают работы друг друга, а также обобщают весь тематический материал, который обсуждался на за-нятии.
Важным содержательным элементом представленного занятия явля-ются вопросы и задания, направленные на развитие творческого вообра-жения, способствующего формированию самостоятельности и креативно-сти личности. При этом, главной целью занятий является развитие мелкой моторики, поддерживаемое беседой, личным примером лепки и обучением основным приемам лепки. 
По окончании формирующего обучения с детьми была проведена повторная диагностика уровня сформированности мелкой моторики рук. Для диагностики применялись те же методы, что и на начальном этапе экс-перимента.
Результаты контрольного среза представлены в таблице 2.
 
Таблица 2. Уровень развития мелкой моторики детей младшего
дошкольного возраста после формирующего обучения
п/п Уровень развития мелкой мотори-ки ЭГ КГ
констатирую-щий этап контроль-ный этап констатирую-щий этап контроль-ный этап
1 Высокий 1 (10%) 5 (50%) 2 (20%) 2 (20%)
2 Средний 3 (30%) 4 (40%) 3 (30%) 4 (40%)
3 Низкий 6 (60%) 1 (10%) 5 (50%) 4 (40%)
 
Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по обеим группам испытуемых пред-ставлен в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Результаты контрольного среза
 
Из данных, представленных в диаграмме 2, видно, что после занятий лепкой уровень развития мелкой моторики рук у младших дошкольников ЭГ значительно повысился. Увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития мелкой моторики. При этом в КГ детей, с кото-рыми занятия лепкой не проводились, уровень развития мелкой моторики остался практически неизменно низким.
Следует отметить, что в ходе занятий дети проявляли большую ак-тивность, заинтересованность к такой творческой деятельности. По резуль-татам проделанной работы было отмечено:
− повышение уровня скоординированных движений пальцев обеих рук;
− у младших дошкольников улучшилось общее эмоциональное со-стояние;
− появился хороший мышечный тонус в руках, нажим, моторика рук развилась в лучшую сторону;
− достаточно четкое стало логическое мышление, улучшилась па-мять, концентрация внимания;
− повысилось интеллектуальное развитие, речь стала чёткой, связ-ной.
В подведение итогов следует отметить, что работа по развитию мел-кой моторики детей младшего дошкольного возраста должна проводиться систематически. Для нее необходимо выделить определенное время, а так-же ввести ее в режим дня. Оптимальным вариантом организации развива-ющей работы является также совместная деятельность педагога и родите-лей.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...