Значение своевременного развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Суббота Ирина Юрьевна

В статье говориться о значении развтия коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суббота Ирина Юрьевна – воспитатель I категории

Дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Снежинка» в г. Нерюнгри

Значение своевременного развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

В настоящее время современный мир развивается с неумолимой прогрессией. Предъявляемые требования неустанно растут не только к взрослым, но и к детям. Все чаще мы стали стакиваться с нарушениями в сфере общения, а так же недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Всем известно, что «лучшие друзья» детей – это компьютер, телевизор, телефон. Дети стали очень мало проводить время не только с взрослыми, но и друг с другом. Мы стали забывать, что простое человеческое общение обогащает жизнь детей, привносит яркие краски в сферу их ощущений. Нельзя забывать, что общение является основным условием развития ребенка, важным фактором формирования личности.

К сожалению, наблюдая за общением детей в ДОУ, становится очевидным их неумение общаться друг с другом – уход от контактов со сверстниками. Дети часто вступают в конфликты между собой из-за неумения или нежелания уступить. Старшему дошкольнику зачастую трудно «влезть в шкуру» другого, чтобы почувствовать, что тот испытывает. В итоге, ребенок, который не общается со сверстниками и не принимается ими, чувствует себя уязвленно, становится замкнутым, что может привести к снижению самооценки, повышению агрессивности в поведении. Такое отчужденное поведение вызывает тревогу, так как оно не только затрудняет общение ребенка со сверстниками, но и может привести к образованию других проблем. Как известно, одним из главных критериев, по которому ребенка принимают в школу, является коммуникативная готовность. Но как соответствовать данным требованиям, если в дошкольном возрасте мало уделяется времени развитию этой сферы. Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и, конечно, пример старших. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для овладения коммуникативными навыками. В этом возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии, круг его общения расширяется. Для ребенка открывается мир его сверстников. И поэтому, раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Она имеет большое значение для социально-личностного развития ребенка. Но как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. Следовательно, у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. Поэтому перед педагогами стоит задача - воспитание разносторонне развитой и коммуникативно-компетентной личности. Ведь наличие коммуникативных действий обеспечивает: возможность сотрудничества, умение слышать, слушать, понимать партнера, планировать совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга, поддерживать руг друга.

Свободное от регламентации игровое воздействие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.

Интерес к игре, желание хорошо сыграть роль настолько велико, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны, непривлекательны, или воздерживаются от удовлетворения возникающих по ходу дела других желаний.

Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т.п., - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как осуществляются коммуникативные умения, входящие в процесс общения.

Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности - наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществлять замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях к различным предметам и явлениям, о труде окружающих людей и их взаимоотношениях.

Игры детей носят целенаправленный характер. Необходимо предоставлять ребятам самостоятельность в постановке цели и умении ее достигать. В игре важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал, строил. Только тогда у них воспитывается инициатива, настойчивость, изобретательность, умения и навыки работы в коллективе.

Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах. Несмотря на то, что сотрудничество детей продолжает носить практический характер и связано с реальными делами детей, оно приобретает внеситуативный характер.

Игры старших дошкольников уже более сложные как по содержания, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры, т.е. игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т.д.), постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие.

В педагогическом процессе, организуемом для детей старшего дошкольного возраста, основное место исследователи отводят дидактической игре. Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний и умений, как средство воспитания. Дидактическая игра включает в себя совместную деятельность, требующую определенного уровня коммуникативных умений для ее организации и осуществления, но может носить и индивидуальный характер. Выигрышем является результат действий каждого, соотнесенный с другими. Для педагога результатом являются сформированные у детей умения, навыки, присвоенные знания.

Список литературы

3. Клюева Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. - Ярославль: Акад. развитие, 2001.-148 с.

1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК., 1997. - 104 с.

4. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. - М., Гардарики, -2000. - 56 с.

5. Сластенин В. А. Педагогика - М., 2002.-79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра-это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей....

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста» ...