Практикум для воспитателей "Методы ТРИЗ в работе над сказкой"
консультация (старшая группа) на тему

Лапшина Светлана Аркадьевна

В практикуме представлены методы и приемы ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач), которые помгают активизировать познавательную и творческую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_triz_2017.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 95» г. Владимира

Практикум для воспитателей

«Методы ТРИЗ в работе над сказкой»

Подготовила: Лапшина Светлана Аркадьевна,

                        воспитатель высшей категории

Декабрь, 2017 г.

Автор ТРИЗ – Альтшуллер Генрих Саудович.

Методы и приемы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) помогают активизировать познавательную и творческую деятельность детей, развивать умение  находить выход из проблемных ситуаций.

Ставить вопросы, на которые и у самого нет однозначного ответа, не только нормально, но и необходимо для развития творческой личности.

В обучении детей рассказыванию предлагаю использовать нетрадиционные приемы ТРИЗ и моделирование.

«Салат из сказок»

Интересно сочинять сказку, используя морфологический ящик. Выбор героев могут осуществлять сами дети по таблице (иллюстрации, рисунки детей). Есть несколько вариантов:

- выбрать сразу всех героев и место действия и соединить их в один сюжет;

- можно выбирать героев по ходу сочинения сказки…

«Разновидность фантастического бинома»

Эта игра развивает способность реагировать на новый и по отношению к определенному ряду факторов неожиданный элемент. Предлагается (5-6) картинок с изображением героев какой-либо сказки (можно заменить игрушками, настольным театром, опорными сигналами).

Например: ребенок выбрал 5 карточек (девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет).

1 вариант. Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце введите новый персонаж.

2 вариант. Сразу вместе с набором карточек вводите тут же незнакомый и не участвующий в реальной сказке объект.

«Сказка - наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.

Вспомнить знакомую сказку и предложить поменять характер у ее героев.

Например:

- в сказке «Волк и семеро козлят» волк – добрый и заботливый, а коза – злая…;

- в «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка – у старика;

- в сказке «Теремок» не медведь рушит теремок, а мышка;

- Колобок предлагает каждому герою стать… его начинкой, т. е. съедает всех по очереди…

«Перевирание сказки»

Когда сказка начинает надоедать, появляется другой угол зрения.

1 вариант. Рассказываете немного текста реальной сказки, а потом снова меняете ее, но линию настоящей сказки ведете до конца.

Например:

Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка…

Дети: «Не Желтая, а Красная!»

Взрослый: «Ай, да Красная! Так позвал ее папа и сказал...»

Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно, позвала ее мама и говорит, сходи-ка к тете…» и т. д.

2 вариант. Изменяя сказку в самом начале, ведете ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Так взрослому надо быть готовым к здоровому избытку детской агрессивности.

«Сказка в заданном ключе»

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Например:

- жили старик со старухой у синего моря…в наши дни. Что будет просить старуха?;

- Колобок живет на 10 этаже с лифтом…;

- козлята живут на острове, а вокруг глубокое море…

Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно неожиданно и для вас и для самих детей.

«Что было потом»

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А ему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»

Например:

- залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждают поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.

«Фантастический анализ»

Если рассматривать в системе любой сказочный персонаж, можно увидеть, что подсистемные признаки у него в разных сказках в основном одинаковые: - у Бабы Яги это всегда метла, ступа, черный кот и т. д.;

- у Деда Мороза – борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки…

Что предлагается? Произвести фантастическое вычитание, поменять сюжет сказки, поведение героя.

Например:

Дед Мороз без шубы и это в Африке, без посоха. Что будет выполнять функции посоха? (решение проблемы)…

«Карты Проппа»

Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру народной сказки и выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности. Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна (запрет, нарушение, вредительство, задача, борьба, победа, свадьба…), но разумеется не во всех сказках наличествуют все функции, строгая последовательность может нарушаться. Так как дошкольники еще не умеют читать, можно предложить символическое изображение каждой карточки.

Детям раздаются «карты», лучше, если они сидят все за одним столом, и с ними взрослый. Выбирается герой, о котором будут сочинять сказки.

В первые дни игры  лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать – цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.

«Сказка – калька»

Составляется,  как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью измененную. Берется популярная, хорошо знакомая детям сказка, составляется модель.

Например: сказка «Золушка»

     Дом           , Мачеха         , Золушка         , Сестры         , Фея          

По составленной модели сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои могут быть разнообразные: любимая игрушка, любимый герой сказки, сам ребенок и его товарищ.

«Чудесный лес»

Цель: учить придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

Листы бумаги по количеству детей. На листе нарисовано несколько деревьев и в разных местах какие-либо незаконченные изображения. Наборы цветных карандашей.

Воспитатель предлагает нарисовать свой лес (море, поляну, парк) и рассказать про него сказочную историю.

«Моделирование сказки»

Цель: учить детей рассказывать знакомые и сочинять новые сказки с помощью заместителей предметов (разноцветные кружки разного размера, обозначающие героев сказки - движущиеся модели; полоски сериационного ряда).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"

Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ....

Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»

В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...

Использование приемов ТРИЗ при работе со сказкой (младший дошкольный возраст)

С помощью традиционных форм работы с детьми в полной мере раскрыть творческий потенциал ребёнка нельзя. Необходимо искать новые формы, методы и технологии. Применение технологии ТРИЗ позволяет решить ...

Мастер-класс для педагогов "Технология ТРИЗ при работе со сказкой с детьми дошкольного возраста"

В публикации представлены нетрадиционные способы ознакомления со сказкой, с использованием технологии ТРИЗ....

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"...

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...