Мастер-класс для педагогов "Технология ТРИЗ при работе со сказкой с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа)

Морозова Лариса Владимировна

В публикации представлены нетрадиционные способы ознакомления со сказкой, с использованием технологии ТРИЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_v_skazke.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым Республиканский специализированный Дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики "Ёлочка"

Мастер-класс для педагогов

" Технология ТРИЗ при работе со сказкой с детьми дошкольного возраста."

   

        ПОДГОТОВИЛА         ВОСПИТАТЕЛЬ         Морозова Л.В.

Симферополь 2018г.

Цель: создать условия для профессионального самосовершенствования коллег.

Задачи:

- познакомить педагогов с технологиями, отдельными формами и методами работы, используемыми в моей деятельности;

- предложить практические рекомендации, направленные на формирование познавательной компетентности детей;

- углубить знания педагогов в процессе проведения деловой игры «Знатоки детской художественной литературы».   

      Развивать в дошкольниках творческую активную самостоятельность -  одно из главных направлений  ФГОС о дошкольном образовании.  Для этого в полной мере подходит сказка. Она формирует  в детях  личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей по ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

          В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказке. За прошедшие десятилетия сформировались стереотипы в этом плане: волк злой, лиса всегда хитрая, колобка всегда жаль. Потому что одна из задач развития речи дошкольников — познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать, обыграть,  инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
     
А нетрадиционно – это, значит, с применением элементов технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).  Надо предложить детям творчески преобразовывать ход повествования, придумывать  различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.  В книге «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюкова  представила  схему, помогающую при помощи творческих методов, использовать сказку по новому, тем самым способствовать развитию речи дошкольников. 

Предлагаемые семь разделов выбраны условно, их может быть и больше, и меньше.


1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и ФЭМП.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.

      Я  могу самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся мне важными, интересными и полезными для конкретной возрастной группы детей. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется раздела «математика» или «экология». Важно научиться  переработать сказку на интересное для детей направление. Это может быть и путешествие, и экскурс в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.
    Что такое «нравственный урок»?  В чем главный смысл сказки, на что нацеливает она ребенка, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании? Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть – вот главная задача.
Например, в сказке можно рассмотреть пословицу. С данной позиции лиса не может служить примером для подражания. Разве можно подражать тому, кто ради достижения цели легко обманывает, некрасиво ведет себя?
«Рукавичка». Предлагается раскрыть нравственный урок с помощью поговорки "В тесноте, да не в обиде".. Не в обиде, но в ущерб кому-то (дед потерял рукавичку, ему холодно). Предложите детям на их уровне решить эти  противоречия. А может не так это плохо и для деда – баба свяжет ему новые, а звери перезимуют в тепле.

      «Воспитание добрых чувств».  Вспомните вместе с детьми, – каким они представляют себе доброго человека. Умеющим сочувствовать, сопереживать, помогать ближнему и т.д. Дети любят героев сказки, они становятся для малышей родными, близкими, а значит, могут быть примером для подражания. Задача воспитателя – направить мысли и чувства малышей в нужное русло. На примере сказки «Морозко», «Красная шапочка» и др. , объяснить детям, что добрый человек  проявляет щедрость души, он сочувствует, сострадает, уважает других.  Он не может быть завистливым, грубым, наглым. Добрый человек  проявляет храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.
Хороши в это работе такие  методические приемы
: объясни, почему этот герой лучше всех; кого тебе жалко в этой сказке.  
    Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи
. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи; делают её эмоциональной, образной.

1.Задай вопрос герою сказки. Умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу, деду, бабе, курочке или мышке.
2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений
. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно  придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок);  срифмовать два слова (кузнец – удалец, лягушка — квакушка). А затем  нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям, как предвестникам словотворчества – составить  распространенное предложение в игре «От каждого по словечку» (Колобок – Колобок катится – Колобок катится по дорожке – Колобок катится по зеленой дорожке и т.д.).

    « Развитие воображения и мышления» с использованием сюжетов сказок, формирую с использованием следующих нетрадиционных  игр-заданий.

1.  Записки, телеграммы, короткие письма.  Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, которые есть в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма.
   К примеру, сказка «Красная шапочка»
.  Решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму. Вместе с детьми сочиняем текст, записываем.  Необходимо заметить, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.  Кроме того, письменное сообщение  могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность или предупреждать об опасности. Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала.
2. Фразеологизмы и пословицы
.  До недавнего времени считалось, что ребенку трудно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф.А.Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, можно предложить  произведению специально подобранные фразеологизмы и пословицы.  Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, я  помогаю ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Например, для сказки «Колобок» хорошо подошла пословица «Лису хитрость кормит». Все звери простодушны и колобок от них уходил, а лиса хитра и сумела обмануть колобка.
     А когда ясен для малыша смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, где к героям можно было бы отнести ее с полным основанием.
3. Новые названия для сказки
. 

 Придумыванию новых названий известных уже сказок, не искажая идеи произведения, один из приёмов развития речи. Например, сказка «Теремок». Новые названия – «Дружный домик»,  «Новый домик для зверей» и т.д.
4.Введение вместо привычного героя, придуманного нового персонажа
. 

Это нужно: для поддержания интереса к сказке,  для того чтобы нарушить привычные стереотипы,  чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
Этот метод можно назвать условно «Введение частицы «не»
» (Не репа выросла на грядке, а…, Не Красная Шапочка, а…, Не колобок, а…).
5. Важным является воспитание чуткости к слову
.  Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
сочинить длинное и в то же время смешное слово (о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
6. . Взаимосвязь речевой и умственной деятельности
.  Для  развития речи можно предложить детям задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать правильное: только домашних или только диких животных.  Любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
7. Сказка должна развивать  общение. Для развития речи и общения дошкольников предложите игру для детей «Интервью». Суть диалога разнообразна: любимая сказка, стихотворение, какие персонажи нравятся, почему.  А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти моменты диктуются сюжетами сказки и вы можете придумать сами.
8. Постановка проблемного вопроса. 
  Очень полезно задавать детям вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы). К примеру, "А если бы  мышка не разбила яичко, как бы поступили дед и баба? ". Или «В каких еще сказках встречаются  мышки?» Или после прочтения сказки «Три медведя» дети  рассказывают «как надо вести себя в гостях?»

     «Сказка и формирование элементарных математических представлений».

Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что  формирование ФЭМП рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В данном случае сказка – очень хороший исходный материал. Тем более что математическое начало во многих сказках находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик»).

     Через сказку можно закрепить с детьми такие понятия как число, форма, величина. Самый распространенный вопрос: «Чем похожи и чем отличаются». Именно поэтому детям полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»
Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами,  с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Работая в этом направлении,  постепенно подвожу детей от конкретики к абстрагированию.
Сказка «Волк и семеро козлят»
. Задачка: " Если бы один козленок побежал за мамой то, сколько бы козлят нашел бы волк в избушке?"
Сказка
 «Колобок». Вопросы: « Сколько персонажей (героев) встретил колобок, когда катился по дорожке? Какой формы колобок?»,
«Колобок спел Зайчику одну песенку, Медведю  одну песенку  и Лисе  одну песенку. Сколько всего песен спел Колобок?».

 «Сказка и экология».  Экологические игры для детей можно включить в направление «Сказка и экология». Необходимо детей подвести к пониманию того, что во все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Так, заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их трудностях. Так в сказке «Заюшкина избушка» предложить детям подумать, из чего сделать лисе домик, что бы он не растаял весной. Учить устанавливать причинно-следственные связи: зима-холодно, весна-тепло, снег и лед тает.
Более осознанному пониманию детьми природы и природных явлений помогает игра «А если бы»
, которая ставит ребенка в позицию исследователя.

   «Сказка развивает руки». Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Таким образов использование элементов технологии ТРИЗ позволяет развивать у детей умение нестандартно мыслить, фантазию, изобретательность, логическое мышление, задавать вопросы. И применение обычных сказок для этого просто, понятно и интересно детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

Мастер-класс на тему: «Применение ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Практическое освоение педагогами идеи ТРИЗ - технологии через активные формы работы ....

Мастер-класс для педагогов "Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста "

МАСТЕР-КЛАСС "Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста  "...

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....

Мастер - класс Использование нетрадиционного игрового оборудования в изучении бурятского языка с детьми дошкольного возраста " Сюрпризные коробки"

Актуальность: материалы данного мастер – класса  могут использоваться  педагогами дошкольного образования для работы по изучению бурятского языка.Цель: повысить уровень профессионально...