Использование приемов ТРИЗ при работе со сказкой (младший дошкольный возраст)
статья по развитию речи (младшая группа)

Мохрякова Ольга Сергеевна

С помощью традиционных форм работы с детьми в полной мере раскрыть творческий потенциал ребёнка нельзя. Необходимо искать новые формы, методы и технологии. Применение технологии ТРИЗ позволяет решить эту проблему и вырастить из детей настоящих фантазёров, стать изобретателями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_triz_skazka_-_kopiya.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов ТРИЗ при работе со сказкой (младший дошкольный возраст)

   Современное общество стремительно развивается. Быстро меняются условия жизни, развиваются наука и техника. В данных условиях перед педагогами встает задача воспитания нового типа личности, способной быстро ориентироваться, решать нестандартные задачи в различных областях деятельности. Именно поэтому развитие творчества у детей стало одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

   Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
    С помощью традиционных форм работы с детьми в полной мере раскрыть творческий потенциал ребёнка нельзя. Необходимо искать новые формы, методы и технологии. Применение технологии ТРИЗ позволяет решить эту проблему и вырастить из детей настоящих фантазёров, стать изобретателями. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является набором алгоритмов созданных советским изобретателем Генрихом Альтшуллером и его последователями, для совершенствования творческого процесса ученых. Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.
   В практику детских садов технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
   Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.  

   Одно из интересных направлений в применении методики ТРИЗ является работа со сказкой. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить-этот не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

   Словесное творчество, как известно, - наиболее сложный вид творческой деятельности. Оно обогащает ребенка новыми переживаниями, развивает мысль, делает ее более логичной, образной, дает толчок воображению, развивает память. Используя методы и приёмы ТРИЗ в работе со сказкой, можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать её содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

Основные методы ТРИЗ при работе со сказкой это:

-Метод мозгового штурма

-Метод факальных объектов

-Метод системного оператора

-Синектика

-Морфологический анализ

  Метод мозгового штурма  ( постановка изобретательной задачи и поиск способов ее решения).

Изобретательные задачи («Как сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?», «Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось?»)

Игры, после прочтения сказки («Хорошо-плохо», «Что умеет делать?» и др.

  Метод фокальных объектов (перенос на фокальный объект свойств других случайно выбранных объектов или явлений, или придумывание чего-либо нового).

   Метод системного оператора(системного анализа) (рассматривает мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов (позволяет рассмотреть из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект).

   Метод морфологического анализа (создание новых объектов, путем объединения их отдельных признаков).

   Синектика (метод творческих задач, путём поиска аналогий (личная аналогия или прямая аналогия)

   Применение методов ТРИЗ при знакомстве со сказками можно начинать уже с младшего возраста. Здесь важным моментом становится соблюдение определённой последовательности работы, адаптации заданий и упражнений для данной возрастной группы от самых простых заданий к постепенному усложнению.

   На первом этапе происходит знакомство детей со сказками, расширение их литературного опыта. Для данной возрастной группы можно прочитать детям такие сказки как  «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

   Знакомство со сказкой рекомендуется проводить определенной последовательности:

-Предварительное знакомство с текстом: разъяснение особенностей языка сказки, незнакомых детям слов, слушание присказки.

-Знакомство с содержанием сказки: чтение, прослушивание аудиозаписи, рассмотрение иллюстраций, репродукций, старинных предметов.

-Обсуждение мотивов поведения героев, их отношение к себе, к другим, миру.

-Актуализация чувств детей (какие чувства и эмоции возникли в ходе прослушивания сказки и почему).

-Беседа по содержанию сказки о поступках, характерах героев, времени и месте событий

-Обсуждение атрибутики сказки: одежда, предметы быта, изба.

-Проигрывание сказки по ролям

-Драматизация сказки с использованием пальчикового театра. Настольного театра

-Пересказывание текста сказки.

-Самостоятельное рассказывание начала сказки, продолжение сказки начинает другой ребенок, придумывания своих эпизодов или окончания произведения

-рисование, аппликация, лепка, изготовление героев сказок из природного материала.

Этот алгоритм изучения сказки является приоритетным.

   На данном этапе важно научить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, повторять текст. Далее вы ставите перед детьми задачу закончить текст уже знакомой сказки, определить ключевые места в сказке.

   Для младшего возраста этот этап является наиболее важным. Только после накопления у детей определенного опыта в работе со сказками можно переходить к следующему этапу.

   Целесообразно отвести целый месяц на знакомство с одной сказкой. И сосредоточить все виды детской деятельности вокруг нее. Скажем вы прочитали сказку «Колобок». Далее можно слепить Колобка, сделать аппликацию колобок, поиграть в игру «Колобок и лиса», показать настольный театр по скаке, прослушать аудиосказку итд.

    Более глубокому восприятию сказки помогают некоторые дидактические игры: «Доскажи сказку», «Назови по описанию», «Что умеет делать герой сказки», «Покажи как».

   Вслед за этим педагог вместе с детьми создаёт пространственные модели героев сказок. Разные персонажи представляют собой разные геометрические фигуры, например колобок- небольшой круг, мышка- маленький треугольник, медведь-большой квадрат. Целесообразно использовать также картон разного цвета ( по цвету героя: серый, желтый, коричневый). После этого разыграйте сказку с помощью данных заместителей. Это прекрасно развивает логику, фантазию, умение читать символы. Приемы простого моделирования сказок для данной возрастной группы хорошо описаны в книге Ушаковой О.С. , М.Е. Струниной "Развитие речи детей 3-4 лет"

   Ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки. Но и действовать, творить, опираясь на них. После проделанной предварительной работы можно приступить к следующему этапу- фантазированию. Детям предлагается ряд заданий и упражнений на развитие и преобразование сказочного сюжета. Но учитывая ранний возраст детей они должны быть достаточно просты. Например, спасение героя сказки. (Что надо сделать, чтобы лиса не съела колобка). Первый вариант предлагает воспитатель. Далее дети предлагают свои версии.

   Дальнейшим этапом работы является составление схем-раскадровок к сказке. Это поможет при пересказе сказки.

   Младшие дошкольники на разных этапах работы знакомства со сказкой постепенно знакомятся с приемами типового фантазирования.

   Типовые приемы фантазирования– приёмы, в основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.

   Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

1.Волшебник Увеличения-Уменьшения

Выбирается объект и его свойства и производится их фантастическое преобразование

Для младшего возраста это- знакомство с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр «Что стало большим? Что стало маленьким?»

2.Волшебник Деления-Объединения

Выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами

Волшебник  Деления воздействует на хорошо знакомые детям объекты и делит их на составляющие. В конце 2 младшей группы вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов.

3. Волшебник Времени

Этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени

Игры по моделированию действий из 3-5 последовательно собранных этапов.

 Для младшего возраста выстраиваются временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений, сказочных героев (семя – росток - взрослое растение).

4. Волшебник Оживления-Окаменения

Выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве

Упражнения, которые можно провести с малышами-это упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с детьми показывает действиями получающиеся при этом преобразования.

5. Волшебник Могу Все - Могу Только

Объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах

Для младших дошкольников подойдут упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования.

6.Волшебник Наоборот

У объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное

Игры по типу “Хорошо-плохо”, “Замена”, “Наоборот” и др., суть которых в поиске свойств, противоположных по значению.

   Общая цель ТПФ Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

   Более глубокое изучение этой темы обязательно начните с работы И.Н. Мурашковской «Когда я стану волшебником». Это позволит Вам познакомиться с приемами фантазирования, узнать, как этим приемам учат детей, что можно сформировать в таком обучении.

   Знакомство детей со сказкой должно быть интересным, увлекательным, волшебным, поэтому целесообразно обновление предметно – развивающей среды в группе:

*обновить старые и изготовить новые атрибуты для театральной деятельности

*создать библиотеку сказок

*уставить аудио проигрывающее устройство и аудио фонд сказок в художественном оформлении, песенок, музыки и т.д.

Вы можете создать для детей сюрпризный момент. Изготовить яркий ларец со сказками и в начале знакомства с определенной сказкой доставать из него книжку, фигурки героев сказки.

   Таким образом можно выделить следующие методы и приёмы ТРИЗ при работе со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста:

– типовые приемы фантазирования;

– дидактические игры;

– творческие задания на преобразование объектов и их свойств;

– решение проблемных ситуаций с помощью мозгового штурма;

– метод фокальных объектов;

– пространственные модели со схематическими изображениями.

   Методы и приёмы ТРИЗ широко используются в работе с детьми над сказкой, оказывая положительное влияние на интерес детей к сюжету, героям  сказки , обеспечивают развитие творческого воображения, мышления, фантазии, способности мыслить нестандартно.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.О.А. Белобрыкина «Речь и общение» Ярославль «Академия развитияч, «Академия К», 1998.  

2.Бунятова А.Р. «Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возратса».Успехи современного естествознания .2010.№6

3.Корзун А.В. «Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». Минск, 2000.

4.Мурашковская И.Н. «Когда я стану волшебником». Рига, педагогический центр «Эксперимент», 1994.

5.Родари Д. «Грамматика фантазии». Введение в искусство придумывания историй. М., Прогресс,1978.

6.Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких». М., Педагогика,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о основных мнемотехнических приемах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. А также ассоциативный тренинг, он является важной частью подготовки к ус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...

Семинар- практикум Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

В ходе семинара -практикума знакомимся с тремя видами наглядного моделирования....

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...