Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное детство -  это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_triz.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 22 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основные образовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 44» Презентация « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общение и игру» Воспитатель: Швырина О.А.

Слайд 2

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка ( креативность ). Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

Слайд 3

ТРИЗ – это Приемы нахождения новых идей Приемы фантазирования Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение загадок, игр, сказок Решение изобретательских задач по девизом «Не навреди!» Преимущества ТРИЗ Не требует больших затрат времени Можно использовать в традиционной системе обучения Развивает фантазию, воображение у детей Вселяет уверенность в своих силах

Слайд 4

ТРИЗ способствует: Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования Предусматривает развитие у детей фантазии

Слайд 5

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому мы в своей работе особое внимание уделяем развитию речи своих воспитанников, но развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Слайд 6

Познавательно-речевую деятельность мы организовываем в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для нас. Используем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, показываем детям красный мяч и красный кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи (по цвету), а какой признак у них разный (форма).

Слайд 7

Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ, позволяющие развивать речевую активность детей. Игра-задача на сужение поля поиска «Да-нет-ка» Цель: научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Слайд 8

Игра «Что будет, если…» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.

Слайд 9

Игра « Ты- часть, я- целое» воспитатель или ребенок называют объект, а остальные его части «/Я- лес» - говорит ребенок «Я твое дерево, Я твоя птица, я твой цветок и т.д / Цель: анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Слайд 10

Игра «Хорошо –плохо» воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те которые считают полезными, а затем те, которые считают вредными Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны .

Слайд 11

Игра «Мир вокруг нас» на столе модель мира /круг разделенный на две части: часть голубого цвета – природный мир, часть белого цвета – рукотворный мир и предметные картинки. Дети должны правильно разложить картинки: например: цветок поместить на голубую часть, а машину на белую часть. Цель: совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Слайд 12

Также используем наглядное пособие «Круги Луллия », с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Нельзя не отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх Например, на сектора первого, самого большого круга, прикрепляются изображения животных (собака, кошка и др.); на сектора второго – где они живут ; третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т.д.).

Слайд 13

Игры по типу «Дорисуй», «Задачи –шутки» способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.

Слайд 14

«Задачи – шутки»

Слайд 15

Для успешного использования ТРИЗ -технологии в группе имеется развивающая среда, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили зону, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.

Слайд 16

В результате использования в работе методов ТРИЗ , дети научились находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческим, оригинальным; у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; дети стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений; появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития, т. е они стали мыслить системно помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала более образной; в значительной степени дети преодолели чувство застенчивости, скованности. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями мы познакомили их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ» , «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию ». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родители - помощники в течение всего времени.

Слайд 17

Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер )

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является...

Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию» (2022 г.)

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...

Презентация «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию» (2022 г.)

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Наряду с актуальностью речевого развития дошкольников выступает и необходимость воспитания твор...

Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...