консультация для педагогов
консультация на тему

петрова татьяна валерьевна

Консультация для педагогов

«Толерантность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель :Петрова Т.В.

                               

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2017г.

 

   Сегодня мы часто слышим слово «толерантность». Что же обозначает это слово?

   Слово «толерантность» вошло в обиход недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить это предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (англ.) – готовность быть терпимыми, снисходительными.

Tolerance (француз.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе нежели ты сам.

Толерантность (русский) – терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнениями других, быть снисходительными.

   От куда же пошло это слово? На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневетский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющих интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

   Толерантность – это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном – в том, что мы все должны уважать друг друга.

   Однако в мире существуют группы людей, которые воспринимаются обществом, как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы. Как относиться к ним? Можно жить, как бы не замечая их, равнодушно проходить мимо. Будет ли такое отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению.

   Толерантность – не равнодушие, а труд души. Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие того, что антигуманно, неприемлемо. Например: разрушение природы или издевательство над слабыми, неуважение старости или национальная вражда.

   Главное: грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, во что мы одеты, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи на других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы хуже других. Главный принцип толерантности, это принять человека таким, какой он есть, принять и понять. Это сложно, но возможно.

   Но вернемся к детям. Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет. Проявление отношения осмеяния, передразнивания, опасения в основе которых лежат следующие факторы:

·        Детская непосредственность

·        Ограниченный жизненный опыт

·        Детская бестактность

   Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении нужно с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладывается ценностные основы мировоззрения.

   В формировании у дошкольников толерантности необходимо опираться на игровые методы.

   Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольника.

·        Ознакомление детей с подвижными играми народов мира

·        На муз. занятиях знакомить с танцами и песнями разных народов

·        Чтение книг-сказок

·        Театрализованная деятельность по сценариям, в основу которых лежат сказки народов мира.

·        Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищными различиями народов.

·        Использовать в работе этнокалендарь, который является ярким развивающим пособием для изучения традиций, праздников народов России и мира.

·        проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (рождество, масленица).

·        Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

   Вот несколько игр, которые можно провести с детьми для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу:

·        На гармонизацию осознания своего имени, фамилии: как звали, зовут, будут звать, когда вырасту.

·        «Это здорово». Повышение самооценки, получение поддержки. Все стоят в кругу, кто-то выходит в круг и говорит «Я умею танцевать» и тд. Все, кто стоит в кругу поднимают большой палец вверх и говорят – «Это здорово».

·        Комплименты.

   Огромная роль детской худ.-литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащение его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углубление жизненного опыта, формирование личности ребенка:

·        «Цветик-семицветик»

·        «Снежная королева» - хрупкая девочка ради любви готова принести себя в жертву. Она преодолевает трудности, чтобы найти своего брата.

·        «Карлик Нос» - был наказан, за то  что посмеялся над странной старушкой. Но он исправился и снова стал красивым. Не стоит смеяться над теми, кто имеет другую внешность.

·        «Репка» - сказка про дружную совместную работу.

·        «Гадкий утенок» и тд.

   Большую роль в формировании толерантности у детей оказывают пословицы и поговорки

- Одна минута терпения может означать десять лет мира. (греческое высказывание)

- не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-друг познается в беде.

- сам себя губит, кто других не любит.

- артель дружбою крепка.

- Одна пчела меду не натаскает.

- Один в поле не воин.

- где лад, там и клад.

- Один за всех и все за одного.

   Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком.

  Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознании ребенка. Например: автопортрет.

   Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы: собрания, консультации, выставки, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы.

   Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

 

 

  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Толерантность»

Подготовила воспитатель :Петрова Т.В.

                               

Санкт-Петербург

2017г.

   Сегодня мы часто слышим слово «толерантность». Что же обозначает это слово?

   Слово «толерантность» вошло в обиход недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить это предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (англ.) – готовность быть терпимыми, снисходительными.

Tolerance (француз.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе нежели ты сам.

Толерантность (русский) – терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнениями других, быть снисходительными.

   От куда же пошло это слово? На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневетский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющих интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

   Толерантность – это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном – в том, что мы все должны уважать друг друга.

   Однако в мире существуют группы людей, которые воспринимаются обществом, как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы. Как относиться к ним? Можно жить, как бы не замечая их, равнодушно проходить мимо. Будет ли такое отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению.

   Толерантность – не равнодушие, а труд души. Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие того, что антигуманно, неприемлемо. Например: разрушение природы или издевательство над слабыми, неуважение старости или национальная вражда.

   Главное: грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, во что мы одеты, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи на других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы хуже других. Главный принцип толерантности, это принять человека таким, какой он есть, принять и понять. Это сложно, но возможно.

   Но вернемся к детям. Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет. Проявление отношения осмеяния, передразнивания, опасения в основе которых лежат следующие факторы:

  • Детская непосредственность
  • Ограниченный жизненный опыт
  • Детская бестактность

   Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении нужно с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладывается ценностные основы мировоззрения.

   В формировании у дошкольников толерантности необходимо опираться на игровые методы.

   Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольника.

  • Ознакомление детей с подвижными играми народов мира
  • На муз. занятиях знакомить с танцами и песнями разных народов
  • Чтение книг-сказок
  • Театрализованная деятельность по сценариям, в основу которых лежат сказки народов мира.
  • Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищными различиями народов.
  • Использовать в работе этнокалендарь, который является ярким развивающим пособием для изучения традиций, праздников народов России и мира.
  • проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (рождество, масленица).
  • Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

   Вот несколько игр, которые можно провести с детьми для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу:

  • На гармонизацию осознания своего имени, фамилии: как звали, зовут, будут звать, когда вырасту.
  • «Это здорово». Повышение самооценки, получение поддержки. Все стоят в кругу, кто-то выходит в круг и говорит «Я умею танцевать» и тд. Все, кто стоит в кругу поднимают большой палец вверх и говорят – «Это здорово».
  • Комплименты.

   Огромная роль детской худ.-литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащение его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углубление жизненного опыта, формирование личности ребенка:

  • «Цветик-семицветик»
  • «Снежная королева» - хрупкая девочка ради любви готова принести себя в жертву. Она преодолевает трудности, чтобы найти своего брата.
  • «Карлик Нос» - был наказан, за то  что посмеялся над странной старушкой. Но он исправился и снова стал красивым. Не стоит смеяться над теми, кто имеет другую внешность.
  • «Репка» - сказка про дружную совместную работу.
  • «Гадкий утенок» и тд.

   Большую роль в формировании толерантности у детей оказывают пословицы и поговорки

- Одна минута терпения может означать десять лет мира. (греческое высказывание)

- не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-друг познается в беде.

- сам себя губит, кто других не любит.

- артель дружбою крепка.

- Одна пчела меду не натаскает.

- Один в поле не воин.

- где лад, там и клад.

- Один за всех и все за одного.

   Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком.

  Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознании ребенка. Например: автопортрет.

   Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы: собрания, консультации, выставки, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы.

   Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....