Консультация для воспитателей «Развитие любознательности и познавательной мотивации через дидактические игры»
консультация (средняя группа) по теме

Селиванова Светлана Алексеевна

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности и познавательной мотивации через дидактические игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 79»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация для воспитателей

«Развитие любознательности и познавательной мотивации

через дидактические игры»

Воспитатель

Селиванова С.А.

Энгельс, 2017

«Играя - учимся, играя познаем!» В.А.Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

В решении одной из задач ОО «Познавательное развитие» (а именно, развитие любознательности и познавательной мотивации детей) лучшим, на мой взгляд, средством являются дидактические игры.

В дошкольном  возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. Когда дети играют они и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное - заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться. 

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа, в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом; настольно-печатные и словесные игры.

В ходе работы по внедрению дидактических средств выдвинуты следующие педагогические задачи:

  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
  • подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Такие игры, как «Укрась бабочку», «Сложи лесенку», «Сложи квадрат» способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Четвертый лишний». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Мастерская форм», «Нарисуй картинку палочками».

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такие игры как:

- «Я знаю пять …» (она учит классифицировать и обобщать);

- «Найди пару» (самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых).

Игры «Прищепки», «Шнуровки» направлены на развитие восприятия свойств предметов (таких как форма, величина), на развитие моторики рук.

Такие упражнения «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды», в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования количественных и качественных понятий использую такие упражнения «Точечки», «Божьи коровки».

Игры «Лабиринты», «Танграм», «Колумбово яйцо», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления. Игра «Угадай чего не стало», «Подбери предмет»).

Составление разрезных картинок, кубиков, пазлов. Задача этого вида игр – учить логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Для старших детей на картинке изображается сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Развитие познавательных процессов ребенка посредством дидактических игр видится, во-первых, в том, что я предоставляю каждому ребенку возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, оказываю ему необходимую и достаточную помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая ему учебных задач.

Игру использую как часть НОД или в любое свободное время: утром, на прогулке, во второй половине дня. Обязательно контролирую и руковожу процессом.

Результаты использования дидактических игр:

  • дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать;
  • дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
  • дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства;
  • меньше времени затрачивают на выполнение заданий;
  • улучшилась речь детей, обогатился словарный запас.

Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для воспитателей "Развитие восприятия детей дошкольного возраста через дидактическую игру".

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе  учебной деят...

Консультация на тему:Развитие творчества детей младшего возраста через дидактические игры в рисовании в доу

В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами деятельн...

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, с...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразователная школа № 6" дошкольные группы Консультация для родителейна тему: "Развитие речи детей раннего ...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Мастер-класс для воспитателей «Развитие  мелкой  моторики у дошкольников через дидактические игры». Здравствуйте  Уважаемые коллеги. Я, воспитатель МБДОУ « Детски...