«Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна

«Роль дидактической игрушки

в интеллектуальном развитии

детей раннего возраста»

 

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор пред­метов с запрограммированными свойствами. Задача взросло­го — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сорти­ровка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок: должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в дру­гих — на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т.д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр ма­лыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными кол­пачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидакти­ческую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действо­вать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как со­единение, разъединение, проталкивание, нанизывание предме­тов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, срав­нения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с дидактическими игруш­ками развивают познавательную активность детей. Например, откры­вая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свой­ства предметов (большой - маленький), их качества (твер­дый - мягкий; легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо). Ре­бенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрас­но прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя про­катывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимос­тью запоминать и воспроизводить способы действий, кото­рые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игруш­кой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сфе­ру, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидакти­ческими игрушками, различные действия с ними направле­ны на решение широкого круга воспитательных и обучаю­щих задач:

1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психи­ческих функций;

2) развитие ориентировки в различных свой­ствах предметов (цвет, форма, величина, положение в про­странстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);

3) развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;

4) развитие познавательной активности (любо­знательность);

5) воспитание волевых черт характера (уме­ние не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного ре­зультата и т.п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, по­лусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназна­ченные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2. Игрушки для прокатывания, а также на группи­ровку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, па­раллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкла­дышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначен­ные для вкладывания и накладывания, составления одноцвет­ных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориенти­ровки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкла­дывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они исполь­зуются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или несколь­ким свойствам.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4—10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, ва­зочки или природный материал - шишки, желуди, листья и пр.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особен­ностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы упо­добляя форме предмета Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.

Уподобление руки предмету при схватывании, фиксиру­ющее его форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»; глаз учит руку — рука учит глаз. Так вос­приятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и простран­ственной ориентировкой. Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необхо­димо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию си­туации в целом. Постепенно эти представления становятся знаниями и переходят в мысленный план, но это случится значительно позднее. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических дей­ствий с предметами, обладающими самыми различными свой­ствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг зна­ний о предметной деятельности.

Эти начальные знания о свойствах предметов и отноше­ний будут уточняться и качественно меняться весь последу­ющий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает пер­вый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематиза­ции элементарных знаний об окружающем мире.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сооб­разительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на ре­шение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они по­могают:

1) сформировать практический опыт действия в за­висимости от объективных свойств предметов;

2) выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы;

3) осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи;

4) ввести элементы «экспе­риментирования»;

5) обратить внимание на техническое вы­полнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости;

6) обогащать смысловое содержание дей­ствий с предметами соответственно возрастным возможно­стям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими иг­рушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпач­ков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

 

Литература:

  1. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 168 с.

  2. Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова. – М.: Просвещение, 1985,. – 144 с.

  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskoy_igry.odt30.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль дидактической игрушки

в интеллектуальном развитии

детей раннего возраста»

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок: должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других — на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т.д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев. 

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий; легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:

1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;

2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);

3) развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;

4) развитие познавательной активности (любознательность);

5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).

3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4.  Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для  закрепления  навыка группировки  однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4—10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал - шишки, желуди, листья и пр.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы уподобляя форме предмета Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.

Уподобление руки предмету при схватывании, фиксирующее его форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»; глаз учит руку — рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой. Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Постепенно эти представления становятся знаниями и переходят в мысленный план, но это случится значительно позднее. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности.

Эти начальные знания о свойствах предметов и отношений будут уточняться и качественно меняться весь последующий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они помогают:

1) сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;

2)  выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы;

3) осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи;

4) ввести элементы «экспериментирования»;

5) обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости;

6) обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

Литература:

  1. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 168 с.
  2. Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова. – М.: Просвещение, 1985,. – 144 с.
  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии ребенка младшего возраста

Статья о влиянии дидактической игрушки на развитие ребенка младшего возраста...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

"Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста"

Занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.Они направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в т...

Роль дидактической игры в математическом развитии детей раннего возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17645886","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Роль дидактической игры в математическом развитии ...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Консультация адресована родителям детей раннего возраста...

Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста.

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами....