Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
консультация (младшая группа) на тему
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития.
Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Сенсорное воспитание - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Это воспитание направлено на точное и полное восприятие предметов, их разнообразных свойств (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, высота звуков и т. п.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_didakticheskih_igr_v_sensornom_razvitii_detey_rannego_vozrasta.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития.
Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Сенсорное воспитание - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Это воспитание направлено на точное и полное восприятие предметов, их разнообразных свойств (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, высота звуков и т. п.)
Основные принципы построения общения с ребенком.
- У любознательных родителей, всегда любознательные дети! Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
- Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
- Уважайте интеллектуальный труд Вашего ребенка. Всегда внимательно выслушивайте его рассуждения и никогда не смейтесь над ними.
- Показывайте ребенку любопытные вещи, предметы. Делитесь этим с ребенком. Быть может, ему не все будет понятным, но развивающее общение – это лучший способ развития Вашего ребенка.
- Как можно больше путешествуйте с ребенком
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Поощряйте инициативу и самостоятельность своего чада. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Создавайте условия для реализации его замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
В процессе сенсорного развития важно учитывать, что познавательные возможности ребенка трех лет еще невелики, не совершенны. Поэтому в первую очередь необходимо осуществлять ознакомление с простыми по своим свойствам предметами, с которыми дети сталкиваются в жизни.
Этому способствуют специальные дидактические игры.
Величина
Игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине
Оборудование: по четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.
Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
Игра «ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: формировать умение у детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:
- Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
- Покатай матрешку в большой машине;
- Поставь маленькую собаку возле матрешки;
- Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
- Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
- Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т. п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Игра «КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ»
Цель: формировать умение у детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
Ход игры: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.
Форма
Игра «КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ»
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме
Оборудование: по четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».
Цвет
Игра «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.
После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Игра «СЛОЖИ МАТРЕШКУ»
Оборудование: матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.
Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,
Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –
Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!
(С. Рещикова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
Консультация адресована родителям детей раннего возраста...
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в умственном развитии детей раннего возраста»
Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики....
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка...
Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»
Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...
"Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятель...
«Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Ни для кого ни секрет, что сенсорика, является фундаментом умственного развития детей. Малыши познают предметы окружающего мира через ощущения, запахи, прикосновения. От сенсорного...