Тема: «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Низамиева Галина Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «35»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

ТЕМА:

«Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

                                                                           

                                                                                                                                                                   

                                                       

                         

           

                                      Выполнила: НИЗАМИЕВА Г.Н                                                                                            

                     2019 год

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

        Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе.

       Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т.п. Если взрослые сопровождают действия ребёнка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.

      В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрёшки. Однако и того же цвета могут быть разные вещи. У детей на третьем году жизни складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.

      В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрёшку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у неё нижняя и верхняя часть.

    Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучают малышей к первичному подбору предметов какому-то одному признаку.

      Игры-занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним какимто делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребёнок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия.

     Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребёнком умственную задачу: он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые пёрышки для хвоста петуха и т.д. Так формируется целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий.

       В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие виды дидактических игр:

1.Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д.).

2.Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?»

4. Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций. 5. Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».

      Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа

    Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Игра помогает лучше усвоить задачи, поставленные перед педагогом и детьми. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

     Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей, и имеют большое значение для дальнейшего воспитания.

Литература:  1.Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр .

                 2.Интернетресурсы raboty_doshkolnoe_new/index


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ознакомление детей не только с цветом, формой и величиной дидактических игрушек, но и с другими их свойствами...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Консультация адресована родителям детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка...

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»

Статья «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста от 1 года до 3 лет в ДОО»...

"Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятель...