Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Методическая разработка "Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_muz-did_igry.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.

                                                      

  «Игра развивает индивидуальность;

                                                                           играя, ребёнок учится воспроизводить

                                                                          свои впечатления и идеи, поэтому игра-

                                                                          могущественное орудие для укрепления

                                                                   способности мыслить и для развития

                                                                         сознания»

                                                                                                        Э. Жак-Далькроз

                                        Пояснительная записка.

     Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, так как они   доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить,  ценить и понимать музыку.

 

                                                 Актуальность темы.

     Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании детей раннего возраста в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

     В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло  понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

     В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр  и пособий – формирование у детей музыкальных способностей;  в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан  на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Цель.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям раннего возраста активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.

Задачи:

  1. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать   методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
  2. Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
  3. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

     Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

     Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия  и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под  «музыкальным языком»  понимается весь комплекс выразительных средств,  передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

      Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, слушании музыки, выполнении ритмических  движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребёнку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определёнными пространственными представлениями.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:

  1. Развитие звуковысотного слуха.
  2. Развитие динамического слуха.
  3. Формирование тембрового восприятия.
  4. Совершенствование чувства ритма.

       Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.

Направления работы педагога

  1. Выявить особенности восприятия основных свойств музыкальных звуков детьми.
  2. Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкально-сенсорное развитие детей.
  3. Определить наиболее эффективные пути и методы освоения детьми музыкально-дидактических игр.

                      Этапы освоения музыкально-дидактических игр.

     Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

1 этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

2 этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

3 этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

4 этап: дети самостоятельно используют  музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную  деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

                                                Заключение.

       При определении значимости использования музыкально – дидактических игр  в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения  - это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно, развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.

       Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр необходимо применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.

       Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие  этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.

                           

       

     

 Перспективное планирование музыкально-дидактических игр.

Месяц

Этапы освоения муз-дидактических игр

1, 2

3

4

сентябрь

«Птица и птенчики»

октябрь

«Кто в домике живет»

«Птица и птенчики»

ноябрь

«Колобок»

«Кто как кричит»

«Кто в домике живет»

«Птица и птенчики»

декабрь

«Найди игрушку»

«Колобок»

«Кто как кричит»

«Кто в домике живет»

январь

«Долгий-короткий»

«Найди игрушку»

«Колобок»

«Кто как кричит»

февраль

«Теремок» «Чудесный мешочек»

«Долгий-короткий»

«Найди игрушку»

март

«Бубен»

«Угадай, на чем играю»

 «Теремок» «Чудесный мешочек»

«Долгий-короткий»

апрель

«Нам игрушки принесли»

«Солнышко и дождик»

«Бубен»

«Угадай, на чем играю»

«Теремок»  «Чудесный мешочек»

май

«Гром и дождик»

«Нам игрушки принесли»

«Солнышко и дождик»

«Бубен»

 «Угадай, на чем играю»

                                Список используемой литературы.

  1. С.Л. Новосёлова  «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;
  2. М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;
  3. В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;
  4. В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;
  5. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;
  6. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
  7. Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...

"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорног...

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Роль музыкально-дидактических игр  заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...