"Между диктатом и правом быть собой"
статья на тему

Статья о проблемах детского возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Между диктатом и правом быть собой

В условиях новых образовательных стандартов детский сад должен не только воспитывать и развивать ребенка, но и обеспечить такие условия, в которых он сможет сохранить свою индивидуальность, остаться собой, чувствовать себя счастливым и свободным.

С первого шага своей поступи в детском саду ребенок сталкивается с массой ограничений, противоречий между тем, что он хочет и что его заставляют делать окружающие. Хочется поспасть, а будят, одевают и ведут в детский сад. Только нашел себе интересную игру, а надо идти на прогулку. Хочется побегать, покричать, а говорят: «Нельзя! Тут такие правила».

И впадает ребенок в истерику: «Что делать, как быть? Эти взрослые то и норовят ограничить свободу, отнять инициативу, подчинить своей власти, а так хочется  веселиться, дурачиться, вообщем, жить так как душа велит, а не окружающие».

Итак возникает вопрос и у взрослых: «Как быть, как не сломать в ребенке волю, не лишить его свободы, творческой инициативы, не вырастить из него послушного, но бездушного робота, который способен только выполнять команды, но не способен самостоятельно принимать решения, отвечать за себя, мыслить, анализировать, творить.

Детский сад – первый социальный институт, первый опыт общения ребенка с обществом. Именно здесь он учится жить сообща в коллективе, узнает, что такое распорядок и правила. И воспитатели в меру своего понимания призывают ребенка принять, подчинится новым условиям. И ребенок подчиняется. День за днем уступает чужой воле, действует по чужим интересам. И где же ему остается место быть собой, делать то, что хочется? И как быть воспитателям? Отойти в сторону по принципу пусть делают, что хотят? Но в таком случае они нарушают свою должностную инструкцию по которой призваны обеспечить порядок в группе, создать условия для развития всех детей, а ведь для этого нужно научить детей дисциплине. Оптимальное решение данного конфликта между свободой ребенка и навязываемыми ему ограничениями заключается в следующих правилах:

  1. Нужно самому четко понимать рациональность своих распоряжений и их уместность. (Например, запрещая ребенку бежать по коридору не говорить «Не бегай, а то упадешь и ударишься», ведь это не факт, необязательно ребенок упадет. Лучше сказать так как есть «Не надо здесь бегать, у нас такие правила, по коридору ходить пешком» или «Не бегай здесь, могут открыться двери из группы и ударить тебя, а на большой скорости это будет больно».
  2. Не запрещать ребенку быть в тех эмоциональных состояниях, которых он находится: особенно, когда это смех, слезы. Останавливать их действия только тогда, когда это мешает окружающим или самому ребенку выполнять какую-либо задачу. Неверно ругать ребенка за то, что он веселится, ведь в веселье нет ничего плохого. Лучше сказать «Не отвлекайся от работы, пожалуйста». (если это происходит во время занятия). Не правильно ругать ребенка за то, что он балуется, веселится, нужно четко пояснять, что он делает не так, что плохо.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Право быть ребенком».

Родительское собрание...

Проект"Я имею право быть здоровым"

Обеспечить взаимодействие с семьёй  в формировании у ребёнка представлений о праве быть здоровым,о том, от  кого и от чего  зависит здоровье человека....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Я, ребенок, имею право быть на дороге в безопасности"

Цель занятия: расширить знания детей о правилах безопасности при перевозке пассажиров....

Статья на тему " Искусство быть собой"

Умение оставаться самим собой...

Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".

     Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...

Программа по профилактике эмоционального выгорания педагогов " СЧАСТЬЕ БЫТЬ СОБОЙ"

Данная программа нацелена на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение эмоциональной устойчивости....