Консультация для воспитателей Игра – ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника при формировании у него основ безопасности собственной жизнедеятельности
консультация (подготовительная группа) на тему

Дидактическая игра-явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средства всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra_2014.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Родничок» комбинированного вида

Цивильский район Чувашская Республика»

Консультация для воспитателей

Игра – ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника при формировании у него основ безопасности собственной жизнедеятельности

  Подготовила:

                                                                            воспитатель первой категории

     М.А. Никитина

Цивильск, 2014

     Дидактическая игра-явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средства всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

     Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы обобщения.

     Существует традиционная классификация дидактических игр:  словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

     Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту можно считать дидактические игры: «Четвертый лишний», «Хорошо-плохо», «Если случиться беда», «Что нужно для пожарного щита» и другие.

     Игры дают возможность:

-познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

-учить различать потенциально опасные предметы;

-сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведение;

-познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

     Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

     При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействие ребенка с транспортной системы города

-ребенок-пешеход;

-ребенок-пассажир городского транспорта;

-ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.);

     Работу по формированию основ безопасности у детей нужно проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

     Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь от опасностей, не подавив их естественную любознательность открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребенка. Для решения этих задач необходимо:

-оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей в НОД и в свободной деятельности;

-организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающие взаимодействия детей между собой;

-создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

     Для начала необходимо выделить такие правила поведение, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

     Но безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых стимулирования развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.

     Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребенка, по ее результатам планируется дальнейшая индивидуальная работа.

     Игра- очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они  и познают мир, и осваиваются в нем.

     Игра дает ребенку «Доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоения, казалось бы, недосягаемой для него действительности»  (А.Н.Леонтьев).

     Игра - самоценная деятельность для дошкольников. Игра-деятельность не связанная с достижением утилитарных целей. Игра-деятельность, доставляющая удовольствие.

     Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

     Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок дожжен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

     Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка. Необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования опыта безопасного поведения.

     Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает психический и психический травматизм создает нормальные условия  взаимодействия между людьми.

     Безопасность граждан –одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса- проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения , которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависти их здоровье и безопасность. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Поэтому, перед ДОУ возникло противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.

     Решая данное противоречие, основной акцент делается на игровой деятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребенка. Более того игра для ребенка- это мощная сфера так называемой «самости» - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

     Неотъемлемой частью любой игры являются правила. В творческой игре скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнения и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям - личностные качества, которые немаловажны при формировании навыков безопасного поведения.

     Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасного поведения - это работа на много лет. Тут одной- двумя беседами ничего не достигнешь.

     Цель «безопасного» поведения – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

     Каждый навык безопасного поведения  отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось , что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры  в схемах  и  таблицах ....

Консультация для воспитателей "Игра - ведущий вид деятельности в развитии личности ребёнка"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качест...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»

Развитие детей старшего дошкольного возраста через игру в домашних условиях....

Консультация для воспитателей «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника

Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. Играя, ребёнок может приобретать...