"Открытое занятие "Животные нашего края" , развлекательное занятие "Гимн тюльпанов".
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Тихонова Серятыр Петровна

Тема: « Животные нашего края»

Интеграция образовательных областей.

«Познавательное»

 «Социально-коммуникативное»

 «Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое».

Цель:

 Расширить и закрепить знания детей о животном мире родного края. 

Развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.

Продолжать обогащать опыт дружеских взаимоотношений со сверстниками (работа в группе).

 Воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе родного края. 

Совершенствовать двигательные навыки детей. 

Формировать эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Словарь:

Красная Книга, заповедник.

Оборудование:

карта Республики Калмыкия (слайд 2);

проектор;

экран;

компьютер для просмотра слайдов диких и домашних животных; картинки – пазлы с изображением диких животных;

дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Фонограмма:

П. Чонкушева «Степные эскизы»

Предварительная работа:

Беседы о природе родного края.

Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных.

Разучивание загадок.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Зерлг ан». Физкультминутки «Мөрн».

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Упражнение «Номḩн ан».

Дети встают в круг и берутся за руки.

Педагог: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох-все делают шаг вперед, выдох-шаг назад. (3 раза)

Педагог: «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук-шаг вперед, стук-шаг назад (3 раза).

 Дети садятся на стульчики.

 Педагог: «Ребята посмотрите на карту (слайд 2). Это территория нашей Республики. А в какой Республике мы живем?» (Хальмг тангч)

 «Как называется страна, в которой мы живем?» (Россия)

«Как называется наше село?» (Садовое)

Педагог: В Калмыкии есть реки, озера, есть и море, но основная природная зона – степь (слайд 3).

Что вы можете рассказать о нашей Республике? Какая наша Калмыкия? (Ик,сяяхн,байн,өргн).

Педагог: Ребята давайте уточним: Тег гисн юмб? (Это огромное поле, равнина, где растет трава, луговые и полевые цветы).

Юн манна теегт бәәнә? (Зерлг ан.шовуд,хорх - меклә).

Педагог: Ребята, хотите отправиться в степь и встретить диких животных нашего края? Но прежде чем отправится, давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (¥кр,яман,хөн,гаха ноха,мисс,мөрн.). Ямаран олз маднд өгнә? (Герин мал маднд ӯс,тос,өрм,ноос,арс,мах өгнә).

Дидактическая игра: « Четвертый лишний»

 Вопросы по картинкам (слайд 4):

Какое животное лишнее?

Почему лишнее?

Где живут остальные животные?

Как, одним словом можно назвать остальных животных? (Дикие животные).

Ребята! Какое сейчас время года? (Намр)

Правильно осень, на улице прохладно и чтобы отправиться в степь, надеваем кроссовки на ноги, на головы шапочки, курточки. В дорогу мы отправляемся на лошадях. Запрягли все своих лошадок.

Физминутка «Мөрн»

 Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой Пышной, сказочной, красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу, Не поеду- полечу, (подскоки на месте)

Цок-цок-цок, Цок-цок-цок (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой, (подскоки на месте)

 Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

 Тпру-уу! Приехали!

 

 Педагог: Давайте присядем и отдохнем, чтобы не спугнуть животных. И послушаем звуки степи. (включить музыку П.Чонкушова «Степные эскизы»). Закройте глаза послушайте музыку, вдыхаем свежий, чистый воздух. Нам хорошо приятно находиться в степи.

Ребята, я вам загадаю загадки о животных, которые обитают в нашей солнечной Республике. Если правильно отгадаете, то вы их увидите. (Педагог, загадывая загадки, показывает картинки на слайде с изображением животных).

ɦал шил н¥дтә,

ɦанц йовдг баатр. (Чон) (слайд 5)

Что ищет волк днем и ночью?

 На какое животное похож волк?

 

Шарлӂн дотр

Шар тосн. (Арат) (слайд 6)

- Почему говорят: «Лиса – всему свету краса!»

- Как меняется лисий наряд к зиме?

Дети: Зимой у лисы шубка очень тёплая, а на её лапках обрастает густая шерсть, чтобы не холодно было бегать по снегу.

 

 Йиртмӂд йир әәмтхә. (Туула) (слайд 7)

Где у зайца дом? Кого он боится, ведь зайцев называют трусишками? Как заяц спасается от волков, лис, охотников? (меняет окраску, бегает, путает след).

 

Педагог: Кӯӯкд! ода би таднд дәкн нег тәәлвртә туль келнәв тадн тәәлвринь олтн:

 С ветром мчусь я наравне

По родной стороне,

Пронесусь я без оглядки

Пахнет воздух пылью сладкой. (Гөрәсн) (слайд 8)

Педагог: правильно ребята, сайгаки самые быстрые животные в степи. Дикие сайгаки, ещё их называют степные антилопы - гордость Калмыкии, потому что обитают только в степях Астраханской области и у нас в Калмыкии. Но они находятся на грани исчезновения из-за браконьерской охоты. Сайгаки, степной хорёк, тушканчики, хомяк, куница и другие редкие животные нашего края занесены в Улан дегтрт бәәнә. (слайд 9)

Что такое «Красная книга»? (Это документ списков редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, насекомых и птиц). Педагог: В нашей Республике существуют несколько заповедников. Что такое заповедник? (слайд 10) (ответы детей.)

Педагог: Заповедник - это территория, в которой охраняют и заботятся за редкими травами, птицами и животными.  

Как вы думаете, только в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей.)

Правильно охранять природу нужно в любом месте.

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»

 Заяц зимой белый, а летом? (бор)

У зайца хвост короткий, а уши? (ут)

Лиса пушистая, а еж? (хатхна)

У лисы шерсть мягкая, а у волка? (хату) Молодцы!

Педагог: А сейчас ребята будем работать по группам. Я вам раздам разрезные картинки животных, вы попробуйте их собрать и назвать. (Дети собирают картинки – пазлы.)

1 группа. Ваня назови животное.

                 Даша какого цвета животное?

                 Зоя животное большое или маленькое?

                 Даяша  красивый или нет?.

2 и 3 группа.

Молодцы, все вы хорошо знаете животных степи. Помните ребята, что человек должен по-доброму относиться к животным. Все они имеют право на существование, как и человек.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Запрягли своих лошадок. Сядем дружно на лошадок, Цок-цок-цок, И помчимся без оглядок Цок-цок-цок, Были мы в краю степном, А теперь в саду родном!

 Итог занятия:

Педагог: Кӯӯкд мадн ода хама биләвидн? (теегт.) Ямаран зерлг ан харḩв? Цуг куукд йр сяян бәәжит! Сәән бәәтн.

Цель: Познакомить со стихами калмыцких поэтов,  воспитывать интерес  к национальной культуре.

Задачи:

1.       Прививать любовь к родному краю.

2.       Повысить экологическую грамотность детей.

3.       Вызвать чувство восхищения степным цветком.

4.       Показать рисунки детей большой аудитории.

Материалы:

·         рисунки детей

·         бумажные тюльпаны на центральной стене

·         фотографии тюльпанов

·         портреты Г. Кукареки  и Д. Кугультинова

·         атрибуты для танца – тюльпаны – варежки.

Ход развлечения

1-ребенок:

Хорошо в степи весной
Травы светятся росой,
Пахнет мятой ветерок,
Пахнет медом тонконог.

Вышли суслики из норок,
Дружно встали на пригорок.
Очень нравится им, как 
Пахнут клевер и типчак.     Г.Кукарека

Ведущий: Если суслики вышли из норок, значит, в калмыцкую степь пришла весна. Так говорят наши бабушки и дедушки.

2-ребенок:

Степь калмыцкая весной
Как зеленый океан.
Словно в дымке голубой
В ней качается тюльпан.

Изо всех своих силенок
Жаворонок песни льет,
Словно маленький ягненок,
В небе облачко плывет.

Песня «Весна» сл. Т. Санджиевой   на калмыцком языке.

Ведущий: Именно в нашей калмыцкой степи каждую весну происходит чудо – Цветут тюльпаны.                                                                                                        Поэтому по Указу Главы Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова в 1994г. был организован национальный парк тюльпанов.

Ежегодно отмечается праздник «Гимн тюльпану», куда съезжаются гости – защитники природы, любители этих цветов, экологи и ученые, селекционеры. В этом парке выращивают новые сорта тюльпанов, изучают условия их произрастания, проводят научную работу для посадки тюльпанов на большие площади.

Ведь тюльпан сейчас считается исчезающим видом растения и внесен в «Красную книгу» РФ.

Мы сегодня тоже проводим этот праздник в своем детском саду, чтобы гордиться, что у нас в Калмыкии растут тюльпаны, удивить их красоте и бережному отношению к природе, а особенно, к природе родного края.

Танец девочек с тюльпанами. Музыка П. Чонкушова  «Утро в степи»

3-ребенок:

Идет весна калмыцкой степью,
Как обновленья благодать,
Зеленому великолепью
Конца и края не видать.

По всем равнинным перекатам,
До горизонта, там и тут,
Наполнив воздух ароматом,
Тюльпаны радугой цветут.

Д. Кугультинов

Ведущий: Вот посмотрите на эти цветные фотографии. Какая красота! Тюльпаны всегда вдохновляли и вдохновляют поэтов.

4-ребенок:

Горит тюльпан! Дрожит над степью пламя,
И нету силы, чтоб его унять.
Пожар апреля, алыми цветами
Бушует степь и радует меня.

Горит тюльпан. Дарит людям радость,
Пылает жарким светом сквозь траву,
И лучшей, кажется, судьбы не надо.
Да я и сам для этого живу.

Б. Дорджиев

Ведущий:

А наши дети любят рисовать. На рисунках цветущая степь, тюльпаны, птицы, весенний дождь, цветы. Эти рисунки мы дарим нашим гостям.

(Дети преподносят гостям свои рисунки).

Тюльпаны цветут после пятилетнего возраста. Если ты сорвал тюльпан, если я сорвал тюльпан, если мы все сорвали по одному тюльпану, что останется в степи через 5-10 лет?    – Ничего.

О калмыцких тюльпанах написал поэт Г. Кукарека:

Тюльпаны родины моей,
Что их нарядней и скромней?
Лицом к заре обращены,
Вобрали все цвета они.
Дыханье сочных лепестков,
Пробивших плотный слой веков.
Сложились лепестки в тюрбан,
Отсюда и пришло – тюльпан.

Чтобы наша степь каждую весну цвела тюльпанами, надо их выращивать в национальном парке. Давайте будем любить природу!

Ведущая:  читает отрывок из стихотворения

В моей бы силе приказать:
Тюльпаны никогда не рвать!    Г. Кукарека

5-ребенок:

Друзья, родства живые души,
Ищите в мире красоты.
И, как любовь свою, храните
Тюльпаны – дикие цветы!

Д. Кугультинов

Звучит музыка «Весенняя песня»

(Дети вручают гостям бумажные цветы – тюльпаны).

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие не тему:"Насекомые нашего края"

Цели:- закрепить с детьми понятие "насекомые";- расширить знания и представления о насекомых: названия, внешний вид, строение, приспособление к окружающей среде, способах передвижения, их питании;- ра...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Дикие животные нашего края"

Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе ...

Открытое интегрированное занятие По теме «Зимующие птицы нашего края»

Открытое интегрированное занятиеПо теме: «Зимующие птицы нашего края»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»

     Программное содержание:         Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края....

Конспект открытого занятия по теме "Дикие животные и экология нашего края"

В представленном материале отражены этапы проведения открытого занятия объединяющего в себе тему о диких животных и экологическое воспитание детей. цель занятия обогащение знаний детей об окружающем н...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные нашего края»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания. Развивать активную речь детей, память и соо...

Конспект открытого занятия основы естествознания "Животные нашего края"

Конспект ООД по основам науки и естествознанию во второй младшей группе на тему: «Животные нашего края».Цель: создание условий  расширения представлений у детей младшего дошкольного в...