презентация по трудовому воспитанию дошкольников
презентация для интерактивной доски на тему

Бочарова Эльвира Радиковна

материал для презентации на интерактивной доске

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_trudovomu_vospitaniyu.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: основные понятия, своеобразие детского труда. Специфика трудового воспитания детей, задачи трудового воспитания в ДОУ» Презентация по дисциплине «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» На тему: Выполнила: студентка 2 курса ФЗОиДОТ г. Учалы Бочарова Эльвира Радиковна Проверила: Доцент,к.п.н ., Подивилова Ольга Николаевна

Слайд 2

Труд — наилучшее лекарство, нравственное и эстетическое. Франс А. Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда. Горький М. Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния, через его труд и творчество. Фадеев А. А.

Слайд 3

План: 1.Трудовое воспитание дошкольников. 2.Своеобразие детского труда и специфика трудового воспитания детей. 3.Задачи трудового воспитания в ДОУ. 4.Условия необходимые для успешного выполнение задач трудового воспитания. 5.Заключение.

Слайд 4

Трудовое воспитание дошкольников

Слайд 5

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Слайд 6

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых .

Слайд 7

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Слайд 8

Своеобразие детского труда и специфика трудового воспитания детей

Слайд 9

Специфика детского труда заключается в следующем: - ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата; - труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей; - трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия; - труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер; - особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого; - дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

Слайд 10

Специфика детского труда заключается в следующем: - действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи; - своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы); - дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда; - детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда; - результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием.

Слайд 11

Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Слайд 12

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость.

Слайд 13

Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в раннем возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Слайд 14

Основные методы и приемы трудового воспитания:

Слайд 16

Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения, носит ситуативный, необязательный характер. В процессе труда дети приобретают не профессиональные навыки, а навыки, помогающие им становиться самостоятельными. Еще одной характерной особенностью трудовой деятельности детей является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Слайд 17

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Слайд 18

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Но как же тогда оценивать пусть даже, небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно снижает желание детей трудиться?

Слайд 19

И потому возникает необходимость ввести понятие «субъективная значимость труда», т. е. оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества .

Слайд 20

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Слайд 21

С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков - сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец - надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото - сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации - убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры.

Слайд 22

Таким образом, на протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется:

Слайд 23

Задачи трудового воспитания в ДОУ

Слайд 24

Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей в детском саду осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Слайд 25

Задачи трудового воспитания дошкольников:

Слайд 26

Условия необходимые для успешного выполнение задач трудового воспитания.

Слайд 27

Успешное выполнение задач трудового воспитания предусматривает ряд условий: 1. Наличие соответствующего оборудования для всех видов труда, удовлетворяющего следующим требованиям: функциональность, т. е. прочность и удобство для выполнения тех или иных операций; безопасность при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.); соответствие по весу и размерам возможностям детей; внешняя привлекательность и гигиеничность. 2. Хранение оборудования для разных видов труда в обусловленном месте в установленном порядке, свободный доступ для самостоятельного использования его детьми, поддержание постоянного порядка.

Слайд 28

3. Повседневность труда и постоянство участия в нем всех детей, ведение учета участия каждого ребенка в различных видах и формах труда, уровня развития его трудовой деятельности. 4. Посильность труда, т. е. такая нагрузка, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь в виду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. Поэтому очень важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или меняя детей через каждые 7-10 минут.

Слайд 29

Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д. Такой труд тоже должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием двух столов.

Слайд 30

5. Обязательность индивидуализированной оценки. Овладевая трудовым процессом, дети допускают значительное количество ошибок: они пропускают отдельные трудовые действия или выполняют их неверно (например, недостаточно тщательно моют мочалкой посуду, оставляя грязь); допускают ошибки пространственного характера при накрывании на стол (кладут ложки слева) или ошибки соотнесения предметов (ставят меньше тарелок, чем стульев , или меньше чашек, чем тарелок), забывают подготовить те или иные предметы (кисти для клея или бумажные салфетки в стаканчиках) и т. п. Оценивая работу, воспитатель указывает каждому ребенку, где и какую он допустил ошибку, а затем побуждает самого ребенка найти ошибку, исправить ее. Такая оценка помогает совершенствовать трудовую деятельность, не допускать повторных ошибок при выполнении процессов труда.

Слайд 31

6. Связь с семьей, наличие регулярных трудовых обязанностей не только в детском саду, но и дома позволяет упражнять детей в трудовых умениях в разных условиях, воспитывать привычку к выполнению постоянных трудовых обязанностей. Итак, вся система трудового воспитания ребенка в детском саду направлена на формирование трудовой деятельности и личности ребенка, отношения к труду как к важной деятельности, значимой для всех людей, на обеспечение единства трудового и нравственного воспитания.

Слайд 32

Заключение

Слайд 33

Заключение: Значимость привития трудовых навыков в дошкольном возрасте трудно переоценить. Ведь в этом возрасте формируется характер ребенка, его привычки. И от того, что заложат в него окружающие его взрослые, зависит ,каким человеком он вырастит: трудолюбивым или ленивым, целеустремленным или безынициативным, отзывчивым или равнодушным, ценящим красоту или разрушающим ее, умеющим довести дело до конца или бросающим его на полпути. Очень жаль, что сейчас трудовому воспитанию не уделяется должного внимания, будь то детские сады или школы. Современных детей «оградили» от труда, не только в детских учреждениях, но и дома. А ведь с каким рвением маленькие дети спешат на помощь взрослым, с какой искренностью хотят поучаствовать в их совместном труде. И мне кажется, что это качество детей не нужно упускать, а наоборот дать ему развиться.

Слайд 34

Список литературы: 1.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде –М,1983 2. Studentline . ru Трудовая деятельность,как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 3. Nsportal . ru Методическая разработка по теме:”Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников». 4. Libsid . ru pedagogika Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. 5. Vscolu . ru Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте.

Слайд 35

А это фотографии с моим сыночком Родионом (как мы приобщаемся к труду!)

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в МБДОУ с учетом ФГОС ДО»Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется це...

Презентация "Трудовое воспитание дошкольников".

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности....

Презентация на тему "Трудовое воспитание дошкольников".

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание....

Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....

Презентация по трудовому воспитанию дошкольников для педагогов "Любовь к труду воспитывать с детства"

quot;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим."  ...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...