СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Борисова Галина Сергеевна

Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borisova_g.s.doc495.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическое обеспечение сенсорного развития детей 2-3 лет по теме «Транспорт»

Содержание

1.Календарно – тематический план ОО «Познавательное развитие» (на материале решения задачи: сенсорное развитие).

2. Конспект совместной деятельности педагога и детей

3.Проект развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной деятельности детей.

4.Литература.

5. Приложение.


Календарно-тематический план ОО «Познавательное развитие»

(на материале решения задачи: сенсорное развитие)

Группа 2-3 года

Тема «Транспорт»

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика:  «Мы в автобусе сидим», «Цветные автомобили»

Чтение стихотворения: «Грузовик» «Кораблик» «Самолет» А. Барто, «Шофер» Б. Заходер,

  1. Дидактические игры: «Один – много», «Так бывает или нет», «Третий лишний», «Машина большая и маленькая», «Подбери по цвету», «Гаражи и автомобили», «Собери целое из частей», «Легкий, тяжелый», «Чего не стало», «Тактильные машинки», «Громко-тихо», «Чудесный мешочек», «Теплый-холодный», «Дорожки для машин»,

Рассматривание предметных картинок: «Транспорт»

Игровая ситуация: «Приехал мишка на автобусе», строительная игра «Машина», «Цветные дорожки», «Гараж», «Покатаем игрушки на грузовой машине», «Научим куклу Катю вести себя в автобусе», «Перевези груз»,

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт», «Велосипед», «Кораблик», «Лодочка», «Машина», «Паровоз», «Поезд», «Самолет», «Светофор», пальчиковый массаж су-джок шариками

Прогулка

Наблюдения: «За проезжающим транспортом», «За грузовой машиной, привозящей продукты в д/с, мусоросборником и пр.», «За пролетающим самолетом, вертолетом»,

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Птички и автомобили», «Мы  автобусе сидим», «Едет, едет паровоз»

Физкультминутка: «Стоп»

Дидактические игры: «Найди такой же», «Один-много», «Назови детали машины», «Найди по цвету», «Найди лишний предмет», «Что перепутал художник?»

Игры с песком: «Машины из песка», «Больше - меньше», Рисование на песке, Строительство дорог и домиков из песка

Игры с водой: «Плывет, плывет кораблик»

Обед

Беседы: «Для чего нужна машина, самолет, корабль», «Какие машины бывают», «Как вести себя в автобусе», «Как вести себя на дороге»

Оздоровительная гимнастика

Вечер

Опытно-экспериментальная деятельность: «Катится – не катится», «Тонет не тонет»

Чтение худ. литературы: рассказ Н.Павлова «На машине», «Вот поезд наш мчится» Т. Бабаджан,

Рисование: «Дорога для машины», «Железная дорога», «Колеса для машины», «Окна самолета», «Следы от машины»,

Лепка: «Самолет», «Колеса для машины»

Конструирование: «Машины», «Построим гараж», «Автобус»,

Прослушивание аудиозаписей: «Звуки транспорта» (машины, самолет, поезд)

Сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Шоферы», «Путешествие»

Актуальная среда

Настольно – печатные игры «Лото», «Домино», «Мозаика».

Логические блоки Дьенеша,

Трафареты, шаблоны с изображением транспорта.

Альбом-каталог «Транспорт»,

Крупные пазлы с изображением транспорта.

Книжки-малышки с изображением транспорта.

Атрибуты к С/Р играм «Гараж», «Путешествие» (рули, машинки, самолеты, кораблики, билеты), «Сундук ряженья» (разнообразная одежда для детей).

Сюжетные картины с изображениям транспорта.

Шнуровка – машины, колеса

Кубики из 4 частей на тему транспорта (деревянные, мякиши)

Экскурсия в музей технический музей ВАЗа

Фотовыставка «Путешествие»

Оформление папки – передвижки по теме: «Виды транспорта».

Памятка «Дети и транспорт».

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей  

по теме «Транспорт»

Возрастная группа:2-3 года

Образовательные задачи:

  1. Формировать элементарные представления о понятии «Транспорт»
  2. Формировать умение сравнивать предметы по образцу (по цвету, форме).
  3. Формировать умение работать коллективно.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал:

- Игра «Найди окошко».

- Дидактическая игра «Картинки - половинки».

- Пальчиковая гимнастика «Паровозик»

- Рисование: «Колёса поезда»

2. Раздаточный материал:

- Длинный лист бумаги, на котором нарисован и раскрашен паровоз и 7 вагонов без колес. (у каждого вагона и у паровоза должно быть окно своей формы (квадратное, круглое, треугольное, овальное, прямоугольное), поролоновые тампоны по количеству детей.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Организационный момент:

Звучит гудок паровоза.

Чтение стихотворения С.Михалкова  «Песенка друзей»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

Слушание, сосредоточение

Основная

1.Д/и «Найди окошко».

Предложить детям закрыть окошки, чтобы солнышко не светило друзьям в глазки. Раздать детям карточки в форме круга, овала, квадрата, треугольника и попросить их подобрать карточку для каждого окошка.

2. Д/и «Картинки – половинки».

Разрезные картинки «Цветные паровозики». Собрать паровозики по цвету.

3.Пальчиковая гимнастика

 «Паровозик» 

Пальчиковая гимнастика

Паровозик едет в гору,

В гости к дедушке Егору,

А в вагончиках сидят 9 маленьких ребят:

Катя, Маша и Марина, Коля, Ванечка, Ирина, Петя, Слава и Матвей с ними вместе Котофей

У него закрыты глазки,

Он мурлычет детям сказки.

4. Рисование: «Колёса поезда»

Предложить детям нарисовать поролоновым тампоном колёса для каждого вагона (дети выбирают цвет своего вагона)

Рассматривают, подбирают по форме

Рассматривают, подбирают по цвету

Повторяют движения за воспитателем и проговаривают слова.

Рисуют поролоновыми тампонами.

Заключительная (рефлексия)

Воспитатель хвалит детей за аккуратную работу и предлагает поиграть в паровозик. Воспитатель – паровоз, дети – вагончики. «Едут» под музыку, держа друг, друга за плечи. 

Дети любуются совместной работай.

Методы и приемы:

- Организационный момент;

- Дидактические игры;

- Пальчиковая гимнастика;

- Рассматривание;

- Сравнение;

- Рисунки детей.


ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Сенсорный центр

Книжный центр

Центр ПДД

Центр творчества

Опытно-экспериментальный центр

Познавательный центр

Крупные пазлы с изображением транспорта

Шнуровка

Настольно – печатные игры «Лото», «Домино», «Мозаика».

Аудио-игрушки, книжки

Книжки-малышки с изображением транспорта.

Книжки-игрушки с колесиками

Аудио-книжки

Макет дороги, города; машины, рули, дидактические игры

Наборы для изодеятельности. Трафареты, шаблоны с изображением транспорта.

Раскраски с изображениям транспорта.

Восковые мелки, карандаши, гуашь, кисти, тесто, масса для лепки, штампы

Гараж, горка, машинки разного размера

Альбом-каталог «Транспорт»,

Машинки разные по величине, материалу, самолёты, кораблики, паровозики.

Дидактические игры по теме «Транспорт», пазлы, лото.

Крупногабаритный, настольный, напольный конструктор

Крупная мозаика

Пластиковые разноцветные, яркие

с изображением транспорта.

На печатной основе, яркие, красочные, звучащие.

Картон, пластик, пенопласт,  эстетичный, яркий, красочный, звучащий

Из пластика и  картона, бумаги, дерева, теста, пластилина;

Яркие, красочные, безопасные, мягкие.

Машинки разных размеров, цветов и материалов (дерево, металл, пластик, мякиш)

Транспорт разных размеров, цветов и материалов (дерево, металл, пластик, мякиш)

Конструктор пластмассовый и деревянный, пенополиуретановый

Картонные, бумажные, пластиковые

На рабочем столе пластиковый контейнер

На книжном стеллаже.

На стеллажах, в контейнерах, на макете

В пластмассовых контейнерах

На стеллажах

В пластиковых контейнерах.

На стеллажах

На стеллажах, в контейнерах

Играют, манипулируют, обследуют, подбирают по размеру, цвету, форме, соотносят, классифицируют, слушают.

Рассматривают книги с изображением транспорта, слушают, играют

Рассматривают, играют индивидуально; классифицируют, обследуют, катают, манипулируют.

Рисуют, закрашивают, обводят по контуру, штампуют, анализируют, играют, лепят, выбирают приоритет цвета и материала

Играют, рассматривают, сравнивают, ощупывают, катают с горки, тянут за веревочку

Играют, рассматривают, называют, сравнивают, собирают, манипулируют, строят, классифицируют, ощупывают

.

Литература

  1. Познавательно-речевое развитие дошкольников. Алгоритмы реализации образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:учеб.-метод. Пособие Часть 1/под ред. О.В. Дыбиной, Е.А. Сидякиной, А.Ю. Кузиной. – Тольятти: Форум, 2012. – 185.:обл.
  2. Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и  родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 72 с.
  3. Е.А. Янушко «Рисование», «Лепка»  методическое пособие для воспитателей и  родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 72 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.м Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.:Мозаика-Ситез, 2009.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  6. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий/авт.-сост. Т.П. Высокова. – Волгорград: Учитель, 20010.
  7. «Прогулки в детском саду для детей младшей и средней группы». И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «ТЦ Свера», Москва ,2008.
  8. Наглядно дидактическое пособие «Рассказы по картинкам».Под редакцией А. Дорофеева  Москва .Мозаика –синтез.2012

Приложение 1

Физкультминутка.

Самолёты загудели. (Дети вращают согнутыми в локтях руками перед грудью.)

Самолёты полетели. (Разводят руки в стороны, двигаются по комнате.)

На поляну тихо сели, (Приседают, руки опускают к коленям.)

Да и снова полетели. (Разводят руки в стороны и двигаются по комнате.)

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колёс,

А вагончики стучат,

Быстро к месту нас домчат.

Чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух!

(имитируем под потешку движения паровозика)

Приложение 2

Стихи А.Барто

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине

Кот кататься не привык

Опрокинул грузовик.

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

— Прокати, капитан!

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сенсорной деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС."

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"....

Консультация для педагогов «Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитнии детей...

«Особенности организации взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? Это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются наоснове достижений науки, техники и передового опытаФедеральный государственный образовательный с...