Методические материалы для работы с детьми
методическая разработка по теме

Иванова Елена Георгиевна

Данный материал содержит конспекты занятий для детей, детско-взрослые презентации, планы работы с родителями, с начинающими педагогами, проекты и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Елена Георгиевна,

воспитатель

МБДОУ № 10, г. Канск,

Красноярский край

Конспект

 образовательной деятельности по формированию  элементарных математических представлений

«Портрет декабря»

подготовительная к школе группа

Познавательное развитие: ознакомить с временными понятиями, определять события во времени, научить определять время с помощью моделей суток, моделей недели, календаря.
Социально – коммуникативное: развивать поисковую деятельность, творческую активность; умение работать вместе, помогать друг другу, слышать и слушать друг друга, воспитывать желание «беречь» время.

Речевое развитие: развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Художественно – эстетическое  развитие: развивать умение воспринимать художественные тексты, в которых используются временные отношения, способность мыслить образами.

Физическое  развитие: развивать мелкую моторику рук, быстроту реакции.

Этапы занятия

Наглядный материал и оборудование

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Продукт детской деятельности

1.Организационный момент

Звучит музыка      « День рождения»  исп. гр. «Барабарики»

Выключаю аудио.

- Ребята, какой сегодня необычный день – у всех  праздничное настроение, все красивые,  улыбаются, слышна музыка. А что бы это значило?

Ответы детей (Юбилей детского сада, садику 40 лет, день рождения детского сада)

Положительный эмоциональный фон.

2. Приветствие. 

- Правильно, у нашего детского сада – день рождения. А на день рождения, приходит много гостей. И к нам сегодня  пришли гости.

А для того, чтобы всем было интересно, давайте настроимся на работу. Сейчас каждый из вас - улыбнитесь друг другу. А теперь наши улыбки соберём в ладошки и подуем друг другу и на наших  гостей – пошлём им заряд бодрости, хорошего настроения. Какое у вас сейчас настроение?

Дети улыбаются, имитируют сбор улыбок и отправляют их друг другу и гостям.

Ответы детей.

Сплочение детей.

3. Настрой на предстоящую работу, обозначение темы.

Плакат с моделью трех вопросов.

Обращаю внимание на плакат.

-Ребята, когда мы беседовали с вами о том, что у детского сада будет юбилей,  что детскому саду 40 лет,  Эвелина сказала: «Я не понимаю, что такое юбилей, что такое 40 лет. Сложно представить, что это такое?!»

  - А ведь мы с вами ждали еще один праздник, говорили про Новый год, что он будет через месяц?  И Матвей  спросил: «А что такое месяц – это много или мало?»

 И тогда мы решили понять,  что такое месяц,  время.

Дети рассматривают плакат, вспоминают, как возник проект.

4. Работа с календарем 

Календарь декабря.  Схематично заполненные

ячейки делами из жизни детей в детском саду,

и символы предстоящих событий в декабре.

- С  помощью чего мы стали изучать месяц, что мы придумали?

-Подойдем к нашему календарю.

Какой он стал яркий, красочный, насыщенный.   Как называется месяц, который мы заполняем?

-Определите по календарю, какое сегодня число?

- Какой  сегодня день недели?

- Что означает знак  - воздушные шарики?

- Сколько всего дней в декабре?

- С помощью календаря.

Отмечаем каждый день то, что делали.

 -Декабрь

-15 декабря

- Вторник

- Сегодня юбилей.

- Ответы детей.

5. Путешествие по календарю

Карточки с цифрами от 1 до 31.

- По нашему календарю мы можем определить не только, какой день сегодня, но и  можем  отправиться в прошлое и будущее.

  Предлагаю вам поиграть в «машину времени». Если сделать повороты влево – мы очутимся в прошлом. Поднимите левую руку. Произносим слова, делая маленькие шаги вокруг себя:

 - «машина  заводись, в прошлом окажись! » Показываю одну цифру.(10)

-В какое число мы попали? Покажите, где 10 декабря и расскажите, что мы делали в этот день? Сколько всего четвергов в декабре?  Какой день недели наступит после четверга?

Полетели дальше.

- «Машина  заводись, в прошлом окажись!»

-В какое число прилетели?  Расскажите про 4 декабря, кто заполнял этот день недели.

Чем мы занимались?

- «Машина  заводись, в прошлом окажись!»

Где мы оказались? Расскажите про 1 декабря. Чем мы занимались?

Какой месяц был до 1 декабря?

 - Мы побывали в прошлом. Что надо сделать, чтобы очутиться в будущем?  

- «машина  заводись, в будущем окажись!»

- в какое число машина времени нас привезла? 28 декабря, какой день недели будет? Какое событие будет  28 декабря?

-Отправляемся дальше.

Что будет  21декабря? Какой день недели?

Путешествие в будущее продолжаем.

- «Машина» Мы попали в 31 декабря

Что же будет 31 декабря.

- Наше путешествие по декабрю приостановим, а вечером нарисуем, чем мы сегодня занимались и продолжим наш проект – изучать месяц.

Дети определяют левую, правую сторону, произносят слова,  отвечают

- Мы попали на 10 декабря, в этот день мы

читали сказку «12 месяцев».

Ответы детей.

- Мы прилетели в 4 декабря. В этот день мы делали горку на участке.

- 1 декабря, в этот день мы рисовали календарь декабря.

- Чтобы очутиться в будущем, надо повернуться направо.

Дети отвечают, ориентируясь на символы в календаре.

(Новогодний утренник)

21 декабря -  День рождения у Кирилла.

-31 декабря в календаре отмечено картинкой с часами на Кремлевской башне. Наступит Новый год.

6.Разминка. 

ЗАГАДКА

- Кто отгадает ЗАГАДКУ, тот будет проводить разминку.

Братьев этих ровно семь. 
Вам они известны всем. 
Каждую неделю кругом 
Ходят братья друг за другом. 
Попрощается последний — 
Появляется передний. (Дни недели)

Проведение  разминки

«В понедельник я купался, а во вторник рисовал, в среду громко умывался, а в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал (вид сна)»

7. Деление на команды

Четыре стола. На каждом стоит символ – кукла  одного времени года.

SDC14507

SDC14491

- Молодцы. Про декабрь мы поговорили, дни недели повторили. А  теперь вспомним название времен года.

- Лето, зима, весна, осень

Вставайте по кругу,  рассчитайтесь по порядку, называя времена  года, запоминайте свое время года. Кто назвал время года осень -  подойдите к  кукле Осень, время года зима найдите куклу – Зима. У кого весна – подойдет к кукле  Весна, лето – к кукле Лето.

У нас получилось четыре команды.

Сейчас мы будем работать в командах. Присаживайтесь за столы. Вам надо выбрать капитана команды и дать название своей команде. Вы командой будете решать задания, а капитан будет давать ответ. Кто у Вас капитан?

- Как ваша команда называется?

Капитаны команд,  подойдите, пожалуйста, ко мне и получите задание, а затем объясните задание своей команде.

Дети встают кругом и рассчитываются на времена года.

Затем подходят к куклам – символам.

SDC14521

Дети выбирают капитанов. Дают название своей команде. Капитаны получают задание и объясняют его своей команде.

8.Работа в команде

задание: составить слово из букв.

 Слова – карточки зима, весна, лето, осень

- Перед вами лежат  буквы. Составьте всей командой из букв слово.  Помогайте друг другу.  Кто будет отвечать, решит капитан.

Команды составляют из букв слова – зима, лето, осень, весна.

задание:

решить пример, определить название дня недели

По одному конверту для команды. На конверте написан пример с арифметическое действием, в результате решения которого получается число, в пределах семи.

-Мы с вами сделали модель недели. На ней каждый день недели обозначен своим цветом. Сейчас, не открывая конверта, мы сможем узнать, какой день недели лежит в конверте. Решите пример, который написан на конверте. Если вы правильно решите пример  и найдете число – напишите это число прямо на конверте. Оно поможет вам догадаться, какой же это день недели. Отвечать  будет кто – то один – вы решите сами, кто это будет.

- Почему вы решили, что это четверг? Правильно – четверг – это четвертый день недели.   Откройте свой конверт. Определите, правильно ли вы решили пример. Почему?  Зеленым цветом мы обозначаем четверг.

Ваша команда Весна. Какой пример вы решали? Сколько у вас поучилось?  5. Как вы думаете, что за день недели лежит в вашем конверте?

Дети решают пример. Находят число. По цветной модели недели определяют, какой день недели спрятан в конверте. Открывают конверт и проверяют правильность выполнения задания.

  задание: составление циферблата, определение с помощью стрелок времени начала занятий, второго завтрака, выхода на прогулку, тихого часа

На столах лежат круги со стрелками, но без цифр.

- На что это похоже?  (На часы).

-Правильно – циферблат. На нем есть стрелки, но чего нет? (цифр) капитаны команд возьмите задание.

Задание - Разложите цифры на циферблате так, как они расположены на часах. Команда «Лето» поставит время, когда мы садимся на занятие, команда «Осень», когда вы пьете сок,  команда «Зима» – когда вы идете гулять на улицу, а ваша команда «Весна» – когда вы ложитесь в детском саду на тихий час.

- Прочитайте цифры на ваших часах. Расскажите, какое время показывают ваши часы, и что вы делаете в это время? Выберите того, кто будет отвечать.

Вы хорошо поработали в командах – помогали друг другу и находили правильный ответ. А сейчас  соберите все задания  на краешек стола.

Капитаны выслушивают задание. Объясняют задание своей команде. Ребята командами раскладывают цифры на циферблате, выставляют время.

Выбирают того, кто будет отвечать.

9.Портрет декабря.

Большой портрет зимнего месяца,4 пустых пазла подходящих к этому портрету, выполненных из плитки ПВХ. Наборы распечатанных картинок на темы «приметы декабря» «зимние забавы»,

«животные зимой и зимующие птицы».

«Новогодний праздник»

У нас есть календарь декабря, и мы с  вами рисовали портрет декабря из сказки  «Двенадцать  месяцев».  А вот и  сам декабрь из этой сказки. Мы многое про него знаем, какими делами мы занимались в декабре, какие события ожидаются в декабре. Давайте поможем нашим маленьким друзьям из детского сада, понять, что такое месяц декабрь – подарим им портрет декабря. Для этого выберем картинки, характерные для декабря приклеим их на свой пазл. Капитаны команд подойдите, пожалуйста, ко мне и получите задание, затем повторите задание своей команде.

Ваша команда «Весна» выберет картинки «приметы декабря».  Ваша команда «Осень» -   картинки «животные зимой и зимующие птицы». Команда «Лето» -  «зимние забавы», команда «Зима» - «Новогодний праздник».  Капитаны возьмите свой пазл и набор картинок и повторите задание своей команде.

Какой красивый получился портрет декабря.  Назовите, что бывает в декабре.

Сможем ли мы ответить на вопрос месяц – это много или мало?

Хоть месяц и длинный  -

давайте в нашей жизни беречь каждую минутку!

     

Дети  в команде выбирают подходящие картинки к своему заданию и наклеивают их на свой пазл. Затем собирают пазлы вокруг изображения декабря.

        

Продукт деятельности -
изготовление календаря и портрета декабря для детей старшей группы.

10. Итоги

- Молодцы, ребята!

- Какие дела вам показались наиболее интересными?

- А мне понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы!

- А теперь давайте все вместе встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем друг другу добрые слова, ведь мы же друзья!

Дети делятся впечатлениями. Делают комплименты друг другу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы, опыт работы

Методические материалы, опыт работы...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 4-ГО ЖИЗНИ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ БЛОКИ ДЬЕНЫША.

Пособие представляет собой наглядный материал по дидактической разработке игр. Игровые ситуации 1 и 2 этапа работы с дидактическим материалом блоки Дьеныша....

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Методические материалы "Организация работы по обучению детей правилам этикета".

Правило этикета нужно преподносить так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым....

Методические материалы для работы с родителями в дошкольной образовательной организации

Данные методические разработки помогут педагогам в работе с семьей по воспитанию чувтсвенного отношения, эмпатии  и взаимоуважения дург другу в условиях семьи. А также данный материал будет полез...

Методические материалы по работе с родителями детей с ТНР.

Рекомендации для родителей (лиц, их заменяющими) детей с ТНР...

Методические материалы для работы педагога-психолога

Материал для родителей "Агрессивный  ребенок"  познакомит  с  понятием "детская  агрессия"....