Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).
методическая разработка на тему

Артёменко Анна Владимировна

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это стремлении. А  мы с вами являемся как раз творческими людьми.
Отдавая должное классическим техникам, которые продолжают использоваться в дошкольных образовательных учреждениях и методике работы с которыми посвящены многие научные и практические труды. Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста предлагает сочетать этот опыт с новыми подходами. Это обусловлено тем, что современные изобразительные материалы несут в себе мощный потенциал, который можно использовать как для развития ребенка в целом, так и в рамках подготовки детей к школе. Предлагаем педагогам рассмотреть возможности использования следующих материалов: гель с блестками, восковые мелки, витражные краски, клей ПВА, акриловые краски, темперные краски, гуашь, акварель.
^ Гель с блестками. В основе этого необычного материала лежит клей с вкраплениями частичек разноцветной фольги, поэтому может применяться дополнительно с целью придания спецэффекта и завершенного вида детской работе. Он используется в декоративных, сюжетных работах, при оформлении открыток и плакатов. Гель легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т.д. Техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Материал способствует поддержанию положительного эмоционального настроя детей. 

^ Восковые мелки. Этот замечательный инструмент для творчества изготовлен на основе воска. Он является альтернативой привычным цветным карандашам и имеет ряд преимуществ: яркость, прочность, экономичность, мягкость фактур (может передавать текстуру поверхности предмета), максимальное удобство для детской руки. Мелок может быть использован как самостоятельный материал, а для наиболее полного воплощения замысла - в сочетании с другими: акварелью и гуашью. Многообразие приемов и техник работы расширяют изобразительные возможности материала и могут быть использованы для создания ярких, декоративных и сюжетных композиций. Благодаря этому интерес к материалу постоянно поддерживается и побуждает детей продолжать творческий поиск.
Клей ПВА. Представляет собой концентрированную эмульсию, разведенную водой. Клей может быть использован по прямому назначению и в качестве изобразительного материала, как для показа текстуры предмета, так и для ограничения распространения краски. Благодаря определенным свойствам - он не токсичен, практически не имеет запаха, после высыхания его белый цвет становится прозрачным, влагоемок, имеет эластичный клеевой шов, не имеет ограничения по сроку годности - границы его использования широки. В силу универсальности клей ПВА незаменим при изготовлении детьми поделок из разного рода материалов: ткани, бумаги, картона, природного и бросового материала; и разного вида работ: аппликации, мозаики, создании объемных фигур, что вызывает любопытство детей к данному материалу и работе с ним.
^ Акриловые краски. Эта синтетическая краска, ее свойства – эластичность, прочность, влагостойкость, светостойкость – позволяют долго сохранять детские рисунки и поделки. Она может использоваться как альтернатива масляной краски и имеет свои преимущества: быстро сохнет, экономична, хорошо смешивается, ложится на основу как тонким, так и толстым слоем. Акрил хорошо сочетается с акварельной краской (усиливает декор, подчеркивает богатую палитру), может также сочетаться с гуашью, пастелью, карандашом. При использовании перламутровых акриловых красок рисунок приобретает фантастичность и волшебность. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования; декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краска хорошо ложится на стекло и применяется в детской декоративно-оформительской деятельности. (рамки для фотографий, стеклянные вазы и стаканы)
^ Темперные краски. Это - одни из самых древних изобразительных материалов. До изобретения и распространения масляных красок они были основным материалом живописи. Темпера занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками: так же как и клеевые краски она разводится водой, однако, после высыхания, не растворяется; от масляной краски отличается быстрым сроком высыхания, не трескается, не отслаивается; от гуаши отличается тем, что тонкий слой довольно прозрачен, а сходна в том, что большинство темперных красок светлеет. Благодаря темпере рисунок выглядит мягким и бархатистым. Особой популярностью среди детей пользуются поделки, макеты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненные своими руками. 
Акварель. Традиционная техника, но с появлением новых видов получила вторую жизнь. Это – водная краска на клеевой основе. Основные качества материала – его прозрачность, чистота и яркость цвета. Это достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие видов краски  и приемов работы с ней (рисование по сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет детям создавать выразительный образ. Краска может быть использована в сюжетных и декоративных работах, а также в качестве фона к работе. Для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Акварельная краска требует подбора специальной бумаги и кисточек. Соединение краски с водой приводит ребенка в мир многоцветия и волшебных превращений.
Гуашь. Это – плотная, матовая, бархатистая краска различных видов: художественная, плакатная и флуоресцентная. В работе с детьми может быть использована для декоративных и оформительских работ, в сюжетном и предметном рисовании. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Краска хорошо сохнет и при высыхании светлеет, образуя однородную текстуру. Одно из самых ценных свойств гуаши – хорошая кроющая поверхность. Разнообразие приемов рисования: высветливание, наложение более светлой на темную краску и наоборот, рисование мазками позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные работы. Гуашь – самый любимый материал детей, с помощью которого они могут в полной мере реализовывать замысел. Я хочу показать вам так же фотографии моих деток, у меня 2- ая младшая группа и мы рисуем только гуашью, посмотрите на экран.
^ Витражные краски. Краски по стеклу – это изобразительный материал для детского творчества, который сохраняет главное назначение жанра «витраж»: украшение предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности. Работа с ними требует соблюдений определенной этапности. Они устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие, прозрачные, эластичные, самоклеющиеся, их можно смешивать и получать дополнительные оттенки. Эти свойства позволяют расширить спектр применения витражных красок в детском творчестве, а конечный результат позволяет ребенку вариативно применить его.

Все эти материалы, обладая полярными свойствами, предлагают взрослому неограниченные возможности для воспитания и развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_-_kopiya.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 2

Гель с блестками . В основе этого необычного материала лежит клей с вкраплениями частичек разноцветной фольги, поэтому может применяться дополнительно с целью придания спецэффекта и завершенного вида детской работе. Он используется в декоративных, сюжетных работах, при оформлении открыток и плакатов. Гель легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т.д. Техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Материал способствует поддержанию положительного эмоционального настроя детей.

Слайд 4

Восковые мелки . Этот замечательный инструмент для творчества изготовлен на основе воска. Он является альтернативой привычным цветным карандашам и имеет ряд преимуществ: яркость, прочность, экономичность, разнообразие форм, мягкость фактур (может передавать текстуру поверхности предмета), максимальное удобство для детской руки. Мелок может быть использован как самостоятельный материал, а для наиболее полного воплощения замысла - в сочетании с другими: акварелью и гуашью. Многообразие приемов и техник работы с ним расширяют изобразительные возможности материала и могут быть использованы для создания ярких, декоративных и сюжетных композиций. Благодаря этому интерес к материалу постоянно поддерживается и побуждает детей продолжать творческий поиск .

Слайд 6

Клей ПВА Представляет собой концентрированную эмульсию, разведенную водой. Клей может быть использован по прямому назначению и в качестве изобразительного материала, как для показа текстуры предмета, так и для ограничения распространения краски. Благодаря определенным свойствам - он не токсичен, практически не имеет запаха, после высыхания его белый цвет становится прозрачным, влагоемок, имеет эластичный клеевой шов, не имеет ограничения по сроку годности - границы его использования широки. В силу универсальности клей ПВА незаменим при изготовлении детьми поделок из разного рода материалов: ткани, бумаги, картона, природного и бросового материала; и разного вида работ: аппликации, мозаики, создании объемных фигур, что вызывает любопытство детей к данному материалу и работе с ним.

Слайд 8

Акриловые краски . Эта синтетическая краска, ее свойства – эластичность, прочность, влагостойкость, светостойкость – позволяют долго сохранять детские рисунки и поделки. Она может использоваться как альтернатива масляной краски и имеет свои преимущества: быстро сохнет, экономична, хорошо смешивается, ложится на основу как тонким, так и толстым слоем. Акрил хорошо сочетается с акварельной краской (усиливает декор, подчеркивает богатую палитру), может также сочетаться с гуашью, пастелью, карандашом. При использовании перламутровых акриловых красок рисунок приобретает фантастичность и волшебность. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования; декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краска хорошо ложится на стекло и применяется в детской декоративно-оформительской деятельности.

Слайд 10

Темперные краски Это - одни из самых древних изобразительных материалов. До изобретения и распространения масляных красок они были основным материалом живописи. Темпера занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками: так же как и клеевые краски она разводится водой, однако, после высыхания, не растворяется; от масляной краски отличается быстрым сроком высыхания, не трескается, не отслаивается; от гуаши отличается тем, что тонкий слой довольно прозрачен, а сходна в том, что большинство темперных красок светлеет. Особой популярностью среди детей пользуются поделки, макеты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненные своими руками.

Слайд 12

Акварель . Традиционная техника, но с появлением новых видов получила вторую жизнь. Это – водная краска на клеевой основе. Основные качества материала – его прозрачность, чистота и яркость цвета. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие видов краски (медовая, перламутровая) и приемов работы с ней (рисование по сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет детям создавать выразительный образ Для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Акварельная краска требует подбора специальной бумаги и кисточек. Соединение краски с водой приводит ребенка в мир многоцветия и волшебных превращений.

Слайд 14

Гуашь . Это – плотная, матовая, бархатистая краска различных видов: художественная, плакатная и флуоресцентная. В работе с детьми может быть использована для декоративных и оформительских работ, в сюжетном и предметном рисовании. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Краска хорошо сохнет и при высыхании светлеет, образуя однородную текстуру. Одно из самых ценных свойств гуаши – хорошая кроющая поверхность. Разнообразие приемов рисования: высветливание , наложение более светлой на темную краску и наоборот, рисование мазками позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные работы. Гуашь – самый любимый материал детей, с помощью которого они могут в полной мере реализовывать замысел .

Слайд 17

Витражные краски. Краски по стеклу – это изобразительный материал для детского творчества, который сохраняет главное назначение жанра «витраж»: украшение предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности. Работа с ними требует соблюдений определенной этапности . Они устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие , прозрачные, эластичные, самоклеющиеся, их можно смешивать и получать дополнительные оттенки. Эти свойства позволяют расширить спектр применения витражных красок в детском творчестве, а конечный результат позволяет ребенку вариативно применить его.

Слайд 19

Все эти материалы, обладая полярными свойствами, предлагают взрослому неограниченные возможности для воспитания и развития детей.

Слайд 20

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют  быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Семинар «Виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Тема: «Батик».

«Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани, которая традиционно производилась по хлопчатобумажной поверхности. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в 16 век...

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

«Нетрадиционные изобразительные техники в работе с детьми дошкольного возраста»

Занятие "Нетрадиционные изобразительные техники в работе дошкольного возраста"...