Семинар «Виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Тема: «Батик».
статья по теме

Ширина Екатерина Сергеевна

«Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани, которая традиционно производилась по хлопчатобумажной поверхности. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное:

- от названия племени Батик в Индонезии, которое занималось росписью ткани;

- переводят слово «батик» как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань;

- существует еще слово «амбатик», что в переводе обозначает «писать», «рисовать» и т.д.

Занимаясь «батиком» ребенок создает новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать, творить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Батик2.47 МБ
Файл batik.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №315» городского округа Самара Семинар «Виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Тема: «Батик». Выполнила: Ширина Е.С.

Слайд 2

« Батик» – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани, которая традиционно производилась по хлопчатобумажной поверхности. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в 16 веке.

Слайд 3

В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их почти невозможно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом

Слайд 4

Инструменты для нанесения рисунка на ткань: 1. Ткань хлопчатобумажная или шёлк. 2. Специальные краски для батика (или акварельные краски, гуашь). 3. Ванночка с поролоном. 4. Баночка для воды. 5. Кисти круглые и плоские разного размера. 6. Салфетки. 7. Рамки разных размеров или пяльцы. 8. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов. 9. Клеёнка. 10.Нитки. 11. Ножницы.

Слайд 5

Набрызг.

Слайд 7

Печать штампами.

Слайд 9

Печать по трафарету.

Слайд 11

Печать листьями.

Слайд 13

Узелковый батик.

Слайд 15

Рисуем на ткани красками.

Слайд 16

Вывод: Батик приобщает детей к изобразительной деятельности, раскрывает его таланты. Конечно, технология настоящего батика очень сложна, но простые способы работы помогают ребенку испытать восторг, от того что он сам приготовил подарок маме или бабушке.

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

        «Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани, которая традиционно производилась по хлопчатобумажной поверхности. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное:

- от названия племени Батик в Индонезии, которое занималось росписью ткани;

- переводят слово «батик» как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань;

- существует еще слово «амбатик», что в переводе обозначает «писать», «рисовать» и т.д.

        На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Их почти невозможно удалить с ткани, если краска приглажена утюгом. Для детей можно также использовать гуашь или акварель. При работе с красками необходимо одевать передники, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал. Ткань для батика подойдет всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях краска ложится лучше.  

        Для процесса нанесения рисунка на ткань используются следующие инструменты:

  1. Ткань хлопчатобумажная или шёлк.
  2. Специальные краски для батика (или акварельные краски, гуашь).
  3. Ванночка с поролоном.
  4. Баночка для воды.
  5. Кисти круглые и плоские разного размера.
  6. Салфетки.
  7. Рамки разных размеров или пяльцы.
  8. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
  9. Клеёнка.
  10. Нитки.
  11. Ножницы.

Занимаясь «батиком» ребенок создает новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать, творить.

Роспись по ткани рекомендуется для детей старших групп дошкольников. В этом возрасте дети наиболее усидчивы. Они уже достаточно рисовали на обычной бумаге, поэтому нанесение краски на ткань их очень привлекает.

Способы работы с детьми в технике «Батик»:

  1. «Набрызг»

- составить на ткани композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигуры и т.д.).

Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над тканью, проводим по ней расческой или тёркой.

- дать краске высохнуть, затем снять трафареты.

- дорисовать на ткани мелкие детали.

       2. «Печать штампами»:

            - недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса ….

        - долговечные штампы – из бутылочной пробки, ластика.

        - узорами из штампов можно украсить скатерти, платочки, повязки и т.д. С их помощью можно создавать различные узоры и композиции: для таких изделий лучше использовать специальные краски «Батик».

         3. «Печать по трафарету»:

        - нарисовать на плотном листе бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать фабричные, готовые трафареты.

        - налить в форму немного краски желаемого цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если рисунок ложиться ровно, то можно начинать печатать на ткани, через трафарет.

          4. «Печать листьями»:

        - сначала ребенок должен продумать композицию – составить эскиз.

        - собрать необходимые листья различных деревьев.

        - намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Прожать лодошкой листик закрашенной стороной к ткани.

        - осторожно снять листик, взяв за ножку.

        - дорисовать кисточкой остальной рисунок.

        5. «Узелковый батик»:

        - применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.

        - на кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволокой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узелке.

        - на узелок капнуть краской или тушью. Это серединка цветка. Узелков может быть столько, сколько сам захочет выполнить ребенок.  Они могут быть одинаковыми или разными по цвету, а могут быть и одновременно двухцветными.

        - просушить, убрать узелки и прорисовать недостающие детали: стебельки, листья, а можно оставить и так.

        6. «Рисуем на ткани красками и клеем ПВА»:

        - продумать сюжет рисунка, его композицию. Можно перевести рисунок на ткань, взяв его из раскраски для дошкольников.

        - закрепив ткань в пяльцах или приколов ее на клеенку, наносим клеем ПВА контуры рисунка. В бутылочку с клеем вставить пустой стержень или трубочку из под коктейля, чтобы контурная линия была ровной. Главное, чтобы контур был закончен и не было разрывов. Иначе краска выйдет за контур и перемешается с остальными цветами.

        - фон внутри контура закрашиваем тампоном или кисточкой. Мелкие детали прорисовываем после просушки изделия.

        Думаю, что приведённые высшее советы помогут вам приобщить детей к изобразительной деятельности, раскрыть его таланты. Конечно, технология настоящего батика очень сложна, но простые способы работы помогают ребенку испытать восторг, от того что он сам приготовил подарок маме или бабушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Картотека нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для работы с детьми дошкольного возраста"

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют  быстро достичь желаемого результата. Поэтому дети дошкольного возраста проявляют повышенный инт...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...

Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие по средством Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги.Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие  ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средс...