Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
материал (младшая группа) на тему

 Соколова Ольга Александровна

Этот материал был подготовлен для выступления на педсовете. Будет интересен молодым воспитателям и родителям, так как содержит практические советы по формированию самостоятельности, умений и навыков у младших дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Сообщение на педсовете ДОУ

Тема: Формирование навыков самообслуживания

                     во второй младшей группе « Колобок».

( Из опыта работы)

                                                               

                                                   Воспитатель ГБОУ школа №629 (ДО№1)

                                                                     Соколова Ольга Александровна

 Формирование у детей навыков самообслуживания необходимо для развития самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, бережному отношению к вещам, культуре поведения.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания психологии  малышей и большого терпения. Поэтому работу по формированию у детей навыков самообслуживания мы начинаем с первых дней учебного года. Выяснилось, что только несколько детей могут одеваться и раздеваться самостоятельно, у основной же  массы детей отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно из-за того что родители чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Малейшие попытки ребенка самостоятельно что-либо сделать иногда жестко пресекаются родителями в нашем присутствии; родители уверены что они это сделают лучше, а главное быстрее.          

         Оказалось, что семьдесят процентов родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. Лишь некоторые молодые родители, которые живут одни, без бабушек и дедушек, приучают своих детей к самообслуживанию.  

         Понимая, что достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если нас поддержат родители, мы в первые же дни организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья — первая ступень, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки.
        В конце сентября мы провели родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей четвертого года жизни», на котором рассказали, какими умениями и навыками должны владеть дети, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.

        Обращали внимание родителей на самостоятельных детей, и  они наглядно убеждались в том, что ребенок, умеющий сам себя обслуживать, быстрее адаптируется к условиям детского сада, уверенно чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, шкафы, банкетки. Попросили родителей сделать в шкафах для одежды по два металлических крючка вместо одного, принести вместительные пакеты для сменной одежды вместо тесных и неудобных рюкзачков. По нашей просьбе родители подписывают одежду  и обувь, так как иногда происходит путаница. Не все дети узнают свою одежду, да и одежда бывает похожей или просто одинаковой.

Договорились с родителями о том, чтобы одежда была удобной, минимум неудобных застежек, ремешков, крючков. Просим родителей, чтобы обувь детей была с удобными застежками - липучками. На вопрос родителей какую одежду покупать для детского сада отвечаем: « Такую, чтобы ребенок мог надеть и снять ее самостоятельно».

Создали условия, обеспечивающие формирование у детей умений самостоятельно и аккуратно есть. Стараемся красиво сервировать стол, так как это способствует формированию навыков культуры еды. На столах красивые кружевные салфетки чтобы дети старались не облить, не испачкать их, есть аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Обедая за одним столом с детьми, показываем, как правильно есть, как держать ложку, предлагали взять ложку так, как это делает воспитатель.

 Используем игровые приемы. Например, вносим в группу  Петрушку, который очень хочет научиться правильно держать ложку, просили показать кукле Кате, как надо есть вилкой. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие игры-инсценировки, например: «Как лисенок пошел на день рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать».
       Во второй половине учебного года учим пользоваться вилками; учим не крошить хлеб, не макать его в суп, пользоваться после еды салфетками и тд.

Также поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Мы с первого дня учим детей, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Показывали, как нужно стряхнуть  руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, и тщательно вытирать руки и лицо своим полотенцем. В умывальную комнату приглашали не всех сразу, а подгруппами, сначала девочек, потом мальчиков.
      Однажды мы заметили, что Алеша и Ярослав открывают воду так, что она разбрызгивается, их рубашки становятся мокрыми, а руки не моются, полотенца быстро становятся грязными. Воспитатель на следующий день учила Буратино мыть руки вместе с детьми: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон и вытирать их своим полотенцем.

В результате мы добились того, что все дети без напоминания идут мыть руки подгруппами, самостоятельно засучивают рукава, правильно пользуются мылом и водой, полотенцем.        

Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы стараемся ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. У  кукол группы платья с пуговицами, с кнопками. Сначала в совместных играх мы сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем предлагали детям выполнить то или иное действие самостоятельно.
   В уголок Ряжения мы поместили предметы одежды, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, юбки, жилетки, сарафаны и т. п.). Мы повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. Ряжение внесло много радости и оживления: дети с удовольствием наряжались и рассматривали себя в зеркале, сравнивали себя с другими ребятами. В игре они учились застегивать, завязывать.

         Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность.
        С самого начала учебного года мы договорились о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, например, что прежде чем надеть колготки, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; штаны следует вначале повернуть замком вперед, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой колготки и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту, аппликации, и т. п.) и как правильно надеть его. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.
      По мере овладения навыками одевания и раздевания мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию, старались делать это ненавязчиво, чтобы не отвлекать других детей. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, говорили ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов».

    Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорили: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряли и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала — дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому мы иногда говорили тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя».

    Мы стремились создать в группе обстановку доброжелательности, поощряли взаимопомощь детей, одобряли тех, кто по собственному желанию приходил на помощь товарищам.
   Формируя навыки самообслуживания, мы воспитываем и бережное отношение к вещам. Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, чтобы одежда не испачкалась и не помялась, ведь мама стирала и гладила ее, не будем огорчать маму, нужно ценить ее труд и заботу. Так, заметив, что кое-кто из мальчиков неаккуратно складывает вещи в шкаф, решили прочитать в свободное от занятий время книгу К. И. Чуковского «Федорино горе». Произведение оказало должное впечатление. Дети нередко вспоминали его содержание в нужный момент.

            Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

 

Литература:  

1.  Сборник статей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", сост. Л.В.Русскова, М., 1984.

2. Воспитание детей в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1977, с. 43.

 

3. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005, с. 209.