Открытое занятие на тему: «Волшебный камень – магнит»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Мячина Наталья Анатольевна

Знакомство детей старшей группы со свойствами магнита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    дошкольная группа филиала МБОУ СОШ с.Тербуны в д.Васильевка

        Открытое занятие на тему:

     «Волшебный камень – магнит»

                                                    Воспитатель:

                            Мячина Наталья Анатольевна

                                     

                                          2016 г.

Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

Поисково-познавательная 
непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень — магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:        

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

 

Воспитатель приглашает детей в зал, садятся на места.

«Залетает Карлсон».

Карлсон: - Ой, что-же делать, что-же делать. Помогите.

Воспитатель: -Карлсон. Что случилось?

Карлсон: -Ой я боюсь. Тише не шумите.

Воспитатель: -Да что случилось-то?

Карлсон: -Ко мне прицепилась какая-то железяка и моторчик мой не заводится. Ой я так            боюсь, как же я летать-то буду.

Воспитатель: -Покажи нам Карлсон(Карлсон поворачивается спиной к детям и показывает на  магнит).

Карлсон: -Вот смотрите, видите страшная какая.

Воспитатель: -Ребята страшная?    (ответы детей)

Дети: -Нет. Это же магнит

Карлсон: -Что это?

Дети: -Магнит.(воспитатель снимает магнит, Карлсон взмахивает руками)

Карлсон: -Ой, я летаю, я летаю. А что же это за «мигнит» то такой?

Дети: -Магнит.

Карлсон: -Что-что?

Дети:- Магнит.

Карлсон: -Что-что? Магнит?

Воспитатель: -Карлсон, магнит совсем не страшный.

Карлсон: -Да. Я уже вижу. Я летаю, летаю.

- Ну ладно я полетел к своему Малышу. Пока, пока. (улетает).

Воспитатель: -Не бойся больше магнита. До свидания.

Воспитатель: — Ребята, магнит совсем не страшный

(на столе перед каждым ребёнком лежат: мягкая игрушка, деревянная палочка, воздушный шарик, пластмассовый шарик, магнит, металлические скрепка и шайба)

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель : Магнит умеет делать странные вещи. Он может примагничивать разные предметы . А какие – мы сейчас узнаем.

Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянная палочка

3. пластмассовый шарик

4. воздушный шарик

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам проверить, что же магнит к себе примагнитит. Проверяйте.(дети пробуют примагнитить разные предметы).Отложите на стол то, что притянул к себе магнит , а остальные предметы положите на тарелочки.(работа детей)

— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

— «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

(Демонстрация схемы через проектор).

Изучение следующих свойств магнита

  1. На стол поставить стаканы с водой, на дне которых лежит металлическая скрепка. Нужно достать скрепочку из воды не замочив пальцев рук. Как мы можем это сделать? (предположения детей).

Воспитатель: -Мы можем это сделать с помощью магнита (показывает, дети повторяют опыт).

-Как так у нас получилось?

            (ответы детей).

-Из чего сделан стакан? (стекло)

-А в стакане что? (вода)

-Магнит действует через стекло и воду. Это называется магнитная сила. Магнит может действовать не только прикасаясь к предметам, он действует через стекло, воду.

Воспитатель: -Ребята, какой можно сделать вывод? (магнит действует через стекло, воду)

  (демонстрация схемы через проектор)

Динамическая пауза

 

Воспитатель:

— Как вы думаете, только ли через стекло и воду действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 3.

— А теперь давайте попробуем положить скрепочку на лист картона. Как вы думаете, будет магнит держать скрепочку на картоне? (ответы детей). Проверьте. Держит? А теперь пошевелите магнитом. Что происходит? (ответы детей).

- Через что магнит удержал скрепочку? (ответы детей)

— Какой можно сделать вывод?

— Магнит действует через картон.

(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

Воспитатель: -Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку.(на магнитном театре, выставлять картинки).

-Жила – была Золушка. Мачеха не любила Золушку и загружала её всякой грязной работой-то  погладь, то постирай, то поесть приготовь, то в замке прибери. А сама с дочерьми по балам разъезжала. А Золушке тоже очень хотелось попасть на бал. И вот король разослал приглашения на бал. Мачеха с дочерьми очень обрадовались, стали собираться на бал.  Золушка сказала: -Я тоже хочу на бал. Мачеха взяла баночку с крупой, насыпала туда металлических гаечек, перемешала  и сказала: - Вот переберёшь  и поедешь на бал. Села в карету и уехала. Загрустила Золушка: - Я и за месяц не переберу. Что же делать? Ребята как мы можем помочь Золушке? (ответы детей, догадки, предположения).

Воспитатель:- мы с вами тоже отправляемся на бал.

    (динамическая пауза).

Воспитатель: - Ребята, а теперь предлагаю немного прогуляться.(дети подходят к «озеру»- на листе ватмана разложены металлические детали)

 -Дети, посмотрите какое озеро! Но мне кажется что-то в нём не так. ( «мутная вода» )

- Нужно очистить озеро от грязи. Как  это сделать? ( раздать детям магнитные удочки, «выловить весь мусор» ).

— Ребята, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

— Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы — подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

1. Магнит притягивает только металлические предметы..

2. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки.

Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита.