Статья "Традиционная кукла как средство формирования представлений о добродетелях у детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа) на тему

Кокорина Любовь Борисовна

В статье дается описание нетрадиционной формы  работы с родителями в рамках детско-родительской гостиной "Сказочные посиделки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кокорина Л.Б.

Традиционная  кукла  как средство формирования представлений о добродетелях у детей младшего дошкольного возраста.

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.  

В.Г. Белинский

       Воспитание духовно-нравственных качеств  сложный педагогический процесс, он  начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, через мамины эмоции, они играют огромную роль в становлении здоровой гармоничной личности, способной преодолевать жизненные трудности.

Определяя направление работы группы, мы руководствовались  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором особое внимание уделено социально-коммуникативному развитию детей, направленному на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Наряду с Образовательной  программой  Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста, которая активно реализуются в образовательном процессе ДОУ,  в качестве вариативной части программы нами было выбрано  направление духовно-нравственного и социокультурного развития детей.

          Известно, что первичной и постоянной средой для развития ребенка является семья, мы, прежде всего, опираемся на механизмы социокультурного развития ребенка, которым владеет семья. Но как объяснить малышу, что такое любовь как одна из добродетелей человечества, как формировать представления о семье, о ее членах и взаимоотношениях между ними? Какими они должны быть в семье? Как должны любить и заботиться друг о друге родители и дети? Когда мы задали эти вопросы родителям, в основном это были мамы воспитанников, то стало понятно, что они готовы принимать активное участие в воспитании детей, но, во-первых, они сами не владеют вопросом как нужно воспитывать духовно-нравственные качества, и, во-вторых, ссылаясь на занятость, не имеют возможности обучаться этому сомостоятельно. Тут как раз на помощь родителям и готовы прийти мы - воспитатели, так как без них нам будет невозможно решить поставленные задачи: воспитание духовно-нравственных качеств и формирование представлений о  добродетелях: дружбе и доброте, трудолюбии и послушании, милосердии и  любви к самым близким людям на Земле маме и папе, бабушкам и дедушкам.

            Оказалось, что родителям тоже не хватает общения с детьми в лучших народных традициях, у них как будто открылась генетическая память и они с удовольствием играют в народные игры, водят хороводы, украшают глазурью Архангельские козули, занимаются рукоделием и декоративно-прикладным творчеством, пьют чай из самовара с пирогами собственного приготовления.

       Учитывали особенности детей и образовательные запросы их родителей, наряду с традиционными формами образовательно-воспитательной деятельности,  мы используем наиболее эффективные формы работы с детьми и родителями.

           Такой формой стала детско-родительская гостиная «Сказочные посиделки», благодаря которой нам удается чаще встречаться с семьями воспитанников, объединяя и направляя наши общие усилия на воспитание добродетельного поведения детей.

           На наших общих мастер-классах дети узнают,  как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт?

          А как донести до детей-горожан особенности крестьянского труда?  От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит его мировоззрение, его отношение к окружающему. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. При этом надо соблюдать лишь одно условие, подходить к искусству с трепетной душой и желанием познать законы творчества.

           Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

          Народное декоративно-прикладное искусство, построенное на самобытных традициях, как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа. Поможет сохранить свои истоки, возродить и сохранить традиции. Общая народная игра с родителями, или общий хоровод дает возможность ребенку ощутить себя защищенным, любимым и нужным, учит преодолевать трудности, быть смелым и находчивым, ловким и великодушным. Умение принимать и дарить подарки воспитывает чувство благодарности, уважение к труду других людей, эстетическое и творческое начало.

                В основу календарно-тематического планировании  мы заложили  годовой круг праздничных дней. Это не только традиционные праздники, связанные со сменой времен года, такие как:  «Праздник урожая или Осенины», Рождество, Пасха, символизирующая возрождение всего живого весной, но и современные, такие как: «День матери»,  «День космонавта», «День победы» и др. И всегда это праздник в народном стиле, к которому старательно готовятся не только воспитатели, но и дети и, конечно, родители. Используя народный опыт, мы помогаем ребенку почувствовать атмосферу единения, желание проявить себя уже в процессе подготовки, приобщиться к радости сотворчества со сверстниками и родителями, познакомиться с народными традициями праздника.

             В современном мире так много суеты и забот, что многие забывают о душевном состоянии, в погоне за благополучием. Создание тряпичной куклы помогает успокоиться, раскрыться, привести в порядок чувства и мысли, возвращает к истокам народной мудрости и традиций, помогает ребенку почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, дает ему  нравственную опору в решениях жизненных ситуаций.

            В частности, изготовление и игра с тряпичной куклой, позволяет формировать у детей представления о доброте и любви мамы к малышу, проявлению заботы о нем, трудолюбию и милосердию, погружает в атмосферу единения и взаимопомощи, где совместное делание в специально организованной среде дружелюбия помогает почувствовать радость взаимного общения.

          Большое значение имеет для детей те игрушки, которые они вместе с родителями создают своими руками.

В старину игрушки подготавливали ребенка в взрослой жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству.

             Наши бабушки и прабабушки не покупали кукол в магазинах, а мастерили их сами. Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке. В наши дни, тряпичная кукла «переживает второе рождение». Создание тряпичной куклы можно назвать волшебным.
     Куклы сопровождали человека на протяжении всей жизни: родившегося малыша в колыбельке уже дожидалась его первая куколка, сделанная матерью с особенным старанием и любовью. Такая куколка оберегала ребенка от недобрых взглядов и злых духов. Когда малыш немного подрастал, ему делали куклу- «зайчик на пальчик». Она оберегала и развлекала ребенка, когда тот оставался один. Зайчик одевается на пальчик и всегда остается рядом.

         Поэтому на каждом этапе воспитания и обучения изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т.к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить.

          В рамках детско-родительской гостиной «Сказочные посиделки» детям и родителям младшей группы,  раз в месяц,  старшие дошкольники устраивают театральные постановки любимых сказок, имеющих нравственное направление, помогающее малышам увидеть и прикоснуться к театрализованной деятельности в игровой интерактивной форме, когда героям сказки требуется непосредственная помощь и сопереживание, а также сорадость в победе и совместное ликование.

            Так в сказке «Теремок» всех объединяет общий дом, такой же дружелюбный как детский сад, в который приходят разные дети и каждый находит здесь себе друзей и занятие по желанию. Попутно, в форме театрализованных этюдов настольного театра, дети берут на себя различные роли этой сказки, начинают замечать эмоциональное состояние сверстников, учатся договариваться, содействовать, играть, не мешая друг другу,

          У каждого народа свои сказки, свои сомобытные игрушки,  все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания духовно-нравственных качеств.

       Узелок за узелком, уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом…

Литература:

  1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М., 2007. С. 9, 6
  2. Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях.
  3. Богуславская И. Л. Русская игрушка. М: Мозаика-синтез, 2000
  4. Материалы из фондов Российского этнографического музея .

Электронные источники:

http://www.verizhitsa.ru/doll.php -  Воспитание у дошкольников национального достоинства и гражданственности, статья Климановой Ольги Михайловны.