Методическая разработка. Конспект на тему. Игра-путешествие "Город доброты и вежливости" с детьми в возрасте 5-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ламскова Елена Геннадьевна

Цель: Формирование  нравственных качеств у детей 6-7 лет средствами игровой деятельности в условиях детского сада.

Задачи:

- уточнять представления детей  о понятиях «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых слов»;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей;

- воспитывать культуру общения, формировать уважительное и доброжелательное  отношение к людям;

- продолжать работу над обогащением словарного запаса детей,  развивать диалоговую речь

Оборудование:   грамзапись  Шаинского  «Улыбка»,  мультимедийное  оборудование, детские чашечные  весы, карточки –солнышко и тучки, ватман, заготовки  деталей для составления сюжетной картинки    ( фигурки детей, деревья, птицы, звери, дом, облака, солнце), стенды,  шарики красный и зелёный, капельки для каждого ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_temu_igra_-_puteshestvie.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему. Игра-путешествие "Город доброты и вежливости" с детьми в возрасте 5-7 лет

Конспект

Тема. Игра – путешествие «Город доброты и вежливости»  с детьми 6-7 лет

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Цель: Формирование  нравственных качеств у детей 6-7 лет средствами игровой деятельности в условиях детского сада.

Задачи:

- уточнять представления детей  о понятиях «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых слов»;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей;

- воспитывать культуру общения, формировать уважительное и доброжелательное  отношение к людям;

- продолжать работу над обогащением словарного запаса детей,  развивать диалоговую речь

Оборудование:   грамзапись  Шаинского  «Улыбка»,  мультимедийное  оборудование, детские чашечные  весы, карточки –солнышко и тучки, ватман, заготовки  деталей для составления сюжетной картинки    ( фигурки детей, деревья, птицы, звери, дом, облака, солнце), стенды,  шарики красный и зелёный, капельки для каждого ребёнка.  

         Ход игры.

1. Мотивация детей к деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте. Я очень рада видеть вас, ваши добрые лица, лучистые глаза. Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

2.Постановка цели детьми

Воспитатель. В сказочной стране есть удивительный город вежливости и доброты. Как вы думаете, мы с вами можем посетить его?

 Что для это нам необходимо знать?

Воспитатель:  Я приглашаю вас в путешествие в город  Вежливости и Доброты. Чтобы попасть в этот город, нужно преодолеть несколько станций.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

   Первая станция: «Доброта».

Воспитатель:  Доброта.  Какое старое слово!  Не века,   а уже тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна.

Воспитатель: Что такое доброта?

Ответы детей:

  Доброта -  отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать  добро другим   (слайд)

Воспитатель:  Как вы думаете, что такое добро?

Добро  –  все положительное, хорошее, полезное (слайд)

Воспитатель:  Какого человека вы считаете добрым?

Дети:  Добрый - это человек, делающий добро другим, отзывчивый, внимательный, заботливый.

Добрый - это такой человек, который несет благо, благополучие.

Воспитатель:  Можно ли заставить человека быть добрым?

Почему?

Дети читают стихотворение  « Доброта»:

-Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:  В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Доброта живет в наших сердцах, в добрых словах, в мыслях, в добрых  делах.

Ведь любовь и помощь согревают как солнце.

Воспитатель:  Как вы думаете, чего на земле  больше,  добра или зла? Как, чем  измерить чего больше доброты или зла

Появляются чашечные весы.

Воспитатель:  На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями : зависть, жадность, грубость, предательство, война,  ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром».

Давайте вспомним,  какое доброе дело вы совершили, и по капельке положим  их на чашу весов с «добром». ( Дети по одному подходят к весам, говорят о своем  добром деле и кладут на чашу весов свою «капельку».)

Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».

Воспитатель:  Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

Воспитатель:  Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Дети:  Делать добро очень приятно и радостно.

Воспитатель:  Добро всегда  приносит радость окружающим людям.

   Вторая  станция: «вежливых слов».

Игра «Отвечай правильно»

 Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте добрый или злой. Если добрый -  хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. Иван – царевич, Золотая рыбка,  Кащей  Бессмертный, Дюймовочка,  Красная шапочка, Гуси – лебеди, Золушка, Баба – Яга.

Воспитатель: На какого сказочного героя  вы хотели бы быть похожими?

Почему?

 Первый шаг к  доброте – это доброе слово.

  А сейчас мы  отправляемся на следующую станцию:

 « Вежливости».

Воспитатель:  Как вы думаете, что такое вежливость?

Дети:  Это умение вести себя так, чтобы другим  было приятно с тобой общаться.

  Вежливость – совокупность правил приличия ( слайд)

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. знаток.

Быть вежливым означает знать как себя вести.

Воспитатель:  Как называют человека, который употребляет вежливые слова в речи?

Дети:  вежливым.

Воспитатель:  но всегда ли частое употребление вежливых слов, является показателем вежливого человека?

Дети:  нет.

Воспитатель:  Почему?

Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла на перемене.

 На перемене мальчики носились, как угорелые. А Вася быстрее всех. И неудивительно, что он налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Васю и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте, - ответил Вася.

После этих слов ребята рассмеялись.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему дети рассмеялись?

Дети:

 (Нужно было сказать « извините» вместо «здрасьте»)

Воспитатель:  Можно ли его назвать воспитанным человеком, ведь он употребляет  в своей речи  вежливые слова?

Дети:  нет.

Воспитатель:  почему?  Как нужно употреблять вежливые слова?

Дети:   правильно.  Подходящие по смыслу  в данной ситуации.

Воспитатель:  Так какого же человека можно назвать вежливым?

Дети:  человека, знающего правила поведения, а главное, выполняющего эти

правила.

Воспитатель:  А сейчас послушайте, о каких полезных советах говорится в стихотворении.

Дети читают стихотворение  «Ежели вы вежливы»

Ежели  вы вежливы,

И  к совести  не  глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели  вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

          Ежели вы вежливы,

           То в разговоре с тетей,

           И с дедушкой и с бабушкой

           Вы их не перебьете.

           И ежели  вы вежливы

           Тому,  кто  послабее,

           Вы будете защитником

           Пред сильным не робея.

И  ежели  вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И  ежели  вы вежливы,

То всех благодарите,

И мячика у мальчика

Без спросу не берите.

Воспитатель:  Какие полезные советы из этого стихотворения вы узнали?

Дети:  уступай место старшим, не разговаривай на уроках,  не перебивай старших,  защищай младших,  помогай маме,  предлагай свою помощь, благодари,  не бери без спроса.

Игра:  «Вежливо -  невежливо».

Воспитатель:  Возьмите,   пожалуйста, в руки  2 шарика, зеленый и красный.  Я буду называть  поступки.  Если поступки вежливые,  то вы поднимите зеленый шар, а если нет – красный:

1.  поздороваться при встрече.

2.  толкнуть и не извиниться.

3.  свистеть, кричат , шуметь в школе

4.  уступать место старшим

5.  не вставать на обращение учителя

6.  помочь подняться по лестнице

7.  попрощаться уходя

8.  обижать младших

9.  пожилых уважать

Воспитатель:  Наше путешествие продолжается,  и мы прибываем  на следующую станцию,  которая называется:

 «Аллея приветствий».

Воспитатель:  Когда люди  встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?  

Дети:  Здравствуйте.

Воспитатель:  Это самое обычное и самое важное слово, с которого начинается общение людей. А что  значит слово «здравствуйте» и когда впервые  оно появилось, сейчас узнаем:

«В очень далекие времена, когда жили пещерные люди, у них не было слов ни здравствуйте, ни до свидания. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь и тот, кто был у них вместо врача (настоящих врачей тогда не было)  сказал им:

- вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?  Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг с другом слово « здравствуйте» -  это значит желать быть здоровым, сильным, крепким.

-Здравствуйте -  сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.  С тех пор люди здороваются друг с другом.  Вот поэтому и говорят,  что это слово волшебное, которое  может помочь человеку в исцелении».

Как вы думаете необходимо здороваться?

Ответы детей: да

А теперь я предлагаю поиграть в игру:  « Кто больше знает вежливых слов».

Попрошу вас встать в круг.  Правила игры:

Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать

Воспитатель:  Какие слова нужно говорить, когда здороваешься?

Дети:  доброе утро, день, вечер, с добрым утром и т.д.

Воспитатель:  Если обращаетесь к кому- либо с просьбой?

Дети:  Прошу вас, будьте добры, будьте любезны, разрешите.

Воспитатель:  Когда извиняемся перед  кем – нибудь?

Дети:  Простите, извините, прошу прощения.

Воспитатель:  Какие слова произносим, если  прощаемся?

Дети:  Прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания

Воспитатель:  Поиграли мы замечательно, а теперь попробуем составить

 «Словарь вежливых слов»

Воспитатель: необходимо закончить предложение  волшебным словом. Названное  слово  прикрепляем на стенд.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... спасибо

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит  . . .  добрый день

3. Мальчик, вежливый и развитый, говорит,  встречаясь … здравствуйте

4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ….. спасибо

5. Когда нас бранят за шалости, говорим мы,  ….  прости,  пожалуйста

6. И в России и в Дании на прощанье скажут …  до свидания

7.  Нужно знать как дважды два все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста,  говорю  …  пожалуйста.

8. Медведи лет пяти- шести учили как себя вести! Нельзя грубить и чваниться,  знакомым надо … кланяться

9. Папа разбил драгоценную вазу, бабушка с мамой расстроились сразу. Но папа нашелся, взглянув им в глаза, и тихо и робко вот что сказал: Прошу вас, вы так на меня не смотрите, пожалуйста, если можно…простите меня, извините

10 .Прослывешь ты воспитанным, если говоришь всем большое…спасибо

11. Если вы друзей уважаете,  при встрече  спросите как…поживаете

12 . Не забудьте, что на прощанье говорить всем нужно…до свидания

Воспитатель:  Игра « Волшебные слова». Вставьте правильно волшебные слова.

«Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал… Женщина  поблагодарила.  Она сказала  …  Вдруг автобус затормозил,  все пассажиры наклонились вперед.  Вова  чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину, он тут же сказал…

  Станция « Размышляйка».

Воспитатель:  Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки,  поразмышляем, как каждый из вас понимает пословицу или поговорку

  1.  Вежливости открываются все двери.
  2.  Слово ранит, слово лечит.

3 . Ласковое слово и кошке приятно.

4 . Доброе слово лечит, а злое калечит.

5.  Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

6.  От доброго слова тепло на сердце, а от злого дружба разрушается.

7 .  На добрый привет – добрый ответ.

8 . Сделаешь добро – добро найдешь.

Воспитатель: А чему нас учат пословицы?

Дети:  Надо быть добрым,  внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

Предлагаю игру в парах: замените слово противоположным ему по   смыслу словом:

Грубость – вежливость

Зло – добро

Враг – друг

Жадность – щедрость

Жестокость – нежность

Беда – радость

Воспитатель: Все недобрые слова пропали.

Воспитатель:  А сейчас я вам предлагаю  сделать  одно  доброе дело,… составим сюжетную картину.

На чистый лист ватмана  наклеим  заранее подготовленные детали аппликации, но так чтобы получилась картина

Воспитатель:  Получается картина. Как мы ее назовем?

Дети:  «Мир», «Как прекрасен этот мир». « Добро победило зло».

Воспитатель:  Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Дети:  Делать добро очень приятно и радостно.

Воспитатель:  Добро всегда приносит радость окружающим людям.

Молодцы. Вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем пути  и поэтому двери волшебного города  Добра и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать. А так как этот город вежливый, давайте станем добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, тепла, счастья.

Итог.  В заключение     вспомните, о чем сегодня говорили.

Дети:  о доброте, вежливости, вежливых словах и поступках.

Воспитатель:  На стенде: «Наши правила»  - это солнышко.  Какое оно сегодня?

Дети:  грустное,  нет солнечных лучиков.

Воспитатель: А чтобы оно засияло, будем называть правила вежливости и доброты и крепить на стенде так, чтобы получилось  солнышко.

1. Здоровайся при встрече и прощайся.

2.  Не груби, даже если сердит.

3.  Не причиняй  другому  неприятностей.

4.  Не отвечай грубостью на грубость.

5.  Будь приветлив и внимателен.

6.  Помни об окружающих.

7.  Помогай  слабому,  не обижай младших.

8. Говори «волшебные слова»

Воспитатель: Какое стало солнышко?

Дети: Ласковое, веселое.

Рефлексия.

  Воспитатель:

  Следующий раз  мы познакомимся с правилами как  наносить визиты.

А сейчас посмотрите, перед вами лежат «солнышки» и «тучки».  У кого сейчас хорошее настроение, прикрепите на стенд  солнышко, а кто скучал, кому было не интересно – тучку.

Звучит песня о доброте  Шаинского  « Улыбка».  Но вот и закончилось наше путешествие. Будьте добры и вежливы всегда и со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"

Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса: воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...

КОНСПЕКТ интегрированной формы взаимодействия педагогов и родителей с детьми дошкольного возраста по теме «Изготовление сувениров для ярмарки»

Взаимодействие педагогов и родителей дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования через нетрадиционные формы работы с использованием интеграции...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию «Наши помощники». Тема: Использование тренажеров в работе с детьми дошкольного возраста.

В конспекте предложен один из  вариантов построения образовательной деятельности по физическому развитию  детей старшего дошкольного возраста с использованием тренажеров в условиях ДОУ....

Конспект НОД. Тема: "Путь к доброте!"

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. ...

Конспект на тему "что такое доброта"

Конспект по социально-коммуникативному развитию на тему "что такое доброта?"...