«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"
статья на тему

Швыркова Жанна Георгиевна

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.     Д. Родович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Роль педагога в экологическом

воспитании дошкольников»

Подготовила  

Воспитатель   Швыркова.Ж.Г

 

1 слайд

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.     Д. Родович

Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный и емкий образ нынешней действительности. Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Вряд ли кто - нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, о тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.

2 слайд.

Что означает термин «Экология»?
Термин «экология» происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

Почему же эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

3 слайд.

Актуальность поднимаемой мною темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно серьезная проблема настоящего времени. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому ,одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является эко-среда: Экологическое воспитание должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической предметно-развивающей среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды  для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.

4.слайд.

Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться. ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.!

Почему , экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраст?
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка.

Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте. в это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности.  Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников, и три «кита» (знания, умения, навыки) объединяются в стройную формулировку, предложенную Т. В. Потаповой в «Концепции экологического воспитания дошкольника»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

5.слайд

Цели  экологического воспитания: •- формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

  • Воспитание основ экологической культуры личности.
  • Формирование начал экологической культуры.
  • Формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

6.слайд.

задачи экологического воспитания

  • Развитие у детей  опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  • Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий
  • – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
    – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
  • Развитие опыта практической и творческой деятельности по
    реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных
    впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и
    социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению   природной среды.

7 слайд

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стал вопрос какие экологические знания необходимо дать ребенку дошкольного возраста.

Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

8 слайд

Методы экологического воспитания дошкольников.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение – ведущий метод экологического воспитания, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

9 слайд.

В своей работе по экологическому воспитанию детей использую различные формы . Стараюсь внедрить интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

1.Игра - это очень важный метод экологического воспитания

дидактические игры экологического содержания.
 
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры. 
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т.д.) 
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь. 
2.Экскурсии являются  очень важным звеном в развитии экологического воспитания.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.

3.Огромное значение в экологическом воспитании имеет исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения происходит воздействие на все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми на лугу, на территории детского сада.

При таком комплексном подходе в работе у детей развивается кругозор, наблюдательность, сенсорика; дети учатся устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, обнаруживать причины и следствия; развивать различные формы общения: рассказ, описание, диалог.

4. - Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

5. Труд детей в природе

Он расширяет кругозор детей, они  знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

Я считаю, что значительную помощь в развитии экологических знаний, экологическом воспитании могут оказать педагогам родители. Так как многое зависит и от родителей, они не задумываются над тем, как ведут себя дети на природе (в лесу, парке и т.д.); не обращают внимания на то, что дети срывают охапками цветы для букетов, разоряют муравейники, ломают ветви деревьев.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

10 слайд

Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

12 слайд.
 И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»


В заключении доклада хочется сделать вывод: показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Список литературы:

1. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», под ред.Н. В. Алешиной, 2016 г.

2.. Егорова О. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учебное пособие для педагогов ДОУ. – М.: Мнемозина, 2016.

3. Рыжова Н. М. «О программах экологического образования дошкольников». – М.: Герда, 2015.

4. Николаева С. Н.» Как приобщить ребенка к природе». – Екатеринбург: 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников

доклад к педсовету "Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"....

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.(сообщение для педсовета)...

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников

Презентаци по экологическому воспитанию дошкольников....

Консультация для молодых педагогов "Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольника"

Как организовать работу по экологии в разных возрастных группах...

Консультация для воспитателей "Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"

В консультации представлен материал о роли воспитателя в экологическом воспитании дошкольников....

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников

Материал для воспитателей детсих дошкольных учреждений...

"Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника"

Консультация для воспитателей: «Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника»...