Консультация для воспитателя. "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников."
консультация по теме
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечению нравственного воспитания, противостоянию бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Очень важно обращаться к музыкальным спектаклям, музыкальной сказке как можно раньше, чтобы постепенно и ненавязчиво приобщать ребенка к основам музыкальной культуры и, конечно, воспитывая в нем нравственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников | 15.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечению нравственного воспитания, противостоянию бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Очень важно обращаться к музыкальным спектаклям, музыкальной сказке как можно раньше, чтобы постепенно и ненавязчиво приобщать ребенка к основам музыкальной культуры и, конечно, воспитывая в нем нравственность.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) мы неизбежно развиваем в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются не только основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, но идет активное развитие личности, формируются его нравственные и моральные ценности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовывать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду определенные знания о музыке, умения и навыки, дети адаптируются к социуму. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов нравственного сознания.
Не только развивая эмоциональную отзывчивость, интересы, вкусы ребенка, мы готовим его к жизни в обществе, но и воспитывая в нем чувство сострадания, потребности в труде, радости от оказания помощи другому закладываем в маленьком человеке ту почву, на которой впоследствии вырастет либо прекрасный сад, либо заросший сорняками пустырь…
Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка, его культуры, музыкальной в том числе.
Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей.
Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.
В нашем детском саду мы стараемся использовать различные методы для нравственного воспитания. Нами используются театрализованные игры, драматизации инсценирование песен.
Могу только перечислить неполный список сказок, которые мы драматизировали с детьми :
«Заюшкина избушка»,
«Репка», «Колобок» в средней группе, «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муровей», «Как начиналась вежливая песенка», «Сказка о глупом мышонке»,инсценирование песен «Почему медведь зимой спит», «Про лягушек и комара», сценка «Лесная школа», «Теремок» и многие другие.
Независимо от выбранного сюжета, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.
Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость и т.д.
Приступая к работе над музыкальной сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей старших групп (если речь идет о малышах).
Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобочков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....
Консультация на тему: "Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников"
Консультация на тему :"Игра - как средсво нравственного воспитания дошкольников"...
Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников
Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников...
Консультация для воспитателей: «Основные средства нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей:«Основные средства нравственного воспитаниядошкольников»...
Консультация для воспитателей "Игра-драматизация как средство нравственного воспитания дошкольников"
Игра драматизация как средство нравственного воспитания дошкольника...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».В. А. ...
Консультация для воспитателей "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"
laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,без которых немыслимо благородство души,сердечная чуткость к человеческому несчастью,горю, страданию. Благодаря сказ...