План работы по самообразованию «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей второго младшего возраста» 2017\2018 уч.год
методическая разработка (младшая группа) на тему

Спивакова Елена Александровна

План по самообразованию во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobraz_2017-2018.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

План  работы

по  самообразованию

«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  второго  младшего возраста»

2017\2018 уч.год

                                              Воспитатель : Спивакова Е.А.

                                             

ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры.

 Задачи:

 – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

 – научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;

 – формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

 – научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

 – воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

 – активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

 – заинтересовать родителей в согласовании требований к воспитательному процессу; обсуждении рекомендации, высказывании идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

 – заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Пояснительная записка

        Я  выбрала  тему по самообразованию «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  второго  младшего возраста», в связи с тем что считаю эту тему наиболее актуальной.

       Образовательная область здоровье требует от нас формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.

План работы

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

Сбор информации о данной теме

Изучение информации о данной теме

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать»

Цель: Учить держать ложку в правой руке, брать пищу руками, есть с помощью взрослых.        

        

Дидактическая игра: «Покажем кукле как нужно правильно держать ложку»        

Цель: Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

Октябрь

        

Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из

Шкафа уличную одежду.

Игровая ситуация: «Водичка-водичка».

 Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, Приучать пользоваться носовым платком.        

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Цель: Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.

Беседы по сюжетным картинкам. Чтение потешеки «Водичка- водичка..», «Гуси-лебеди летели..»        

Рассматривание картинок:

 « Как дети моют ручки», «Мама моет дочку».

Ноябрь

Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Цель:-научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь

Игровая ситуация: «Маша обедает».  Цель: закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами.

        

Чтение потешеки: «Идет коза рогатая»,  «Кисонька мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша»        

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей 3-4 лет»

Оформление фотовыставки «Любим, любим  умываться по утрам и вечерам!!»

Декабрь

Игровая ситуация: «Застегни пуговичку». Цель: Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, ,с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.        

Консультация для родителей  :  «Как

привить самостоятельность»

«Постелем зайке кроватку».

Цель: Знакомство с  постельными принадлежностями, умению последовательно и аккуратно заправлять кроватку.

Дидактическая игра «Научим Хрюшу (Филю) умываться».

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков

Январь

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной

 гигиены и правилах поведения за столом.

Цель: Закреплять умения есть правильно используя ложку.

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

 Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка) .

Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Февраль

Загадывание загадок на тему  : столовые приборы»

Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами ( ложкой, вилкой , ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дидактическая игра «В страну вежливых слов»

Цель: Учить детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего

Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца».

Цель: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место.

Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).

 Цель: Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, попросить взрослого починить ее. 

Март

Дидактическая  игра"Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

 Дидактическая игра "Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Консультации для родителей

«Как ухаживать за молочными зубами »

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

Консультация для родителей «Чистоплотные дети»

Апрель

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Цель: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;

формировать умение ориентироваться в предметном пространстве

обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;

Игра - занятие «Уложим куклу Катю спать»

Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом;

учить ласково обращаться с куклой.

Проведение анкетирования для родителей «Здоровый образ жизни»

Май

Продуктивная   деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках

Цель: учить  следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу.

Рассказ воспитателя  «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».

Цель: учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком

Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»

Цель: совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года

Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с

4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007-32с

5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с

6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12

7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997-80с

                                                                                             

                                                                                                             Утверждаю:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                     Заведующий МБДОУ «Колосок»

                                                                                                      Олейник Н.В. ____________

                                                                                                       ______________2016г.                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                

                                                                       

                                                                   ПОЛОЖЕНИЕ 

                                                               

                                            «О самообразовании педагогов в ДОУ».

1.Общие положения. Настоящее        Положение разработано в соответствии с Законом  «Об образовании» и ФГОС ДО. Настоящее Положение регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической работы.                                                                                    Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.                                                              Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.                                    

2. Цель:  Систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

3. Задачи

  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • изучение и внедрение в практику инновационного педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
  • развитие в ДОУ инновационных процессов.

  1. Порядок работы над темой самообразования  (см.   приложение)

  1. Тема самообразования определяется, исходя из:
  • основных направлений работы детского сада;
  • затруднений педагогов;
  • специфики их индивидуальных интересов.
  1. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от года до пяти лет.
  2. Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой.
  3. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
  • выступления (отчет) на заседании педсовета;
  • теоретический, методический и практический семинары; практикум; открытый просмотр НОД;  программа; дидактический материал; методическое пособие.
  1. Заместитель заведующей по воспитательно- образовательной работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
  2. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме: доклада;  программы; дидактического материала; методического пособия; научно-методической разработки.
  3. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
  4. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

                                                                                                      Старший воспитатель ДОУ Олейник В.А.

                                                                                                                                         

                                                                           Приложение

                 к Положению о самообразовании педагогов МБДОУ «Колосок».

Примерный план работы педагога над темой самообразования.                                                              1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

2

Постановка целей, задач работы

3

Предполагаемый результат

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

1

Составление плана работы по самообразованию

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2

Практическая часть:

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете.

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практического материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

1

Отчет о проделанной работе:

  • Рассказ;
  • Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей (если имеется).

2

Участие в педагогических конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Первые шаги к приобретению культурно-гигиенических навыков детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет....

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

План работы по самообразованию Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей первого младшего возраста

ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей    младшего возраста&raqu...

Педагогический проект по воспитанию самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет

Педагогический проект по воспитанию самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет...

Отчет по самообразованию «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

     Образовательная область здоровье требует от нас формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте....

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте...