План работы по самообразованию Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей первого младшего возраста
материал (младшая группа) на тему

Любаева Любовь Дмитриевна

ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubaeva_samoobraz.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Аленушка»

План  работы

по  самообразованию

   Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  первого  младшего возраста

                                              Воспитатель :

                                              Любаева Любовь Дмитриевна

2015-2016 учебный год

ЦЕЛЬ: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры.

 Задачи:

 – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

 – научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;

 – формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

 – научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

 – воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

 – активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

 – заинтересовать родителей в согласовании требований к воспитательному процессу; обсуждении рекомендации, высказывании идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

 – заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Пояснительная записка

        Я  выбрала  тему по самообразованию «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  первого  младшего возраста», в связи с тем что считаю эту тему наиболее актуальной.

       Образовательная область здоровье требует от нас формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.

Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с

4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007-32с

5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с

6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12

7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997-80с

План работы по теме

«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  первого  младшего возраста»

Первая младшая группа

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

Сбор информации о данной теме

Изучение информации о данной теме

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать»

Цель: Учить держать ложку в правой руке, брать пищу руками, есть с помощью взрослых.        

        

Дидактическая игра: «Покажем кукле как нужно правильно держать ложку»        

Цель: Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

Октябрь

Одевание-раздевание        

Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из

шкафа уличную одежду.

Игровая ситуация: «Водичка-водичка». Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, Приучать пользоваться носовым платком.        

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Цель: Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.

Беседы по сюжетным картинкам. Чтение потешеки «Водичка- водичка..», «Гуси-лебеди летели..»        

Рассматривание картинок:  « Как дети моют ручки», «Мама моет дочку».

Ноябрь

Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Цель:-научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь

Игровая ситуация: «Маша обедает».  Цель: закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами.        

Чтение потешеки: «Идет коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша»        

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет»

Оформление фотовыставки «Любим, любим  умываться по утрам и вечерам!!»

Декабрь

Игровая ситуация: «Застегни пуговичку». Цель: Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, ,с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.        

Консультация для родителей  :  «Как

привить самостоятельность»

«Постелем зайке кроватку».

Цель: Знакомство с  постельными принадлежностями, умению последовательно и аккуратно заправлять кроватку.

Дидактическая игра «Научим Хрюшу (Филю) умываться».

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков

Январь

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной

 гигиены и правилах поведения за столом.

 Цель: Закреплять умения есть правильно используя ложку.

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

 Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

Дидактическая игра «Чашки – ложки»

 Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка) .

Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

 Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Февраль

Загадывание загадок тему  : столовые приборы»

Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами ( ложкой, вилкой , ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дидактическая игра «В страну вежливых слов»

Цель: Учить детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего

Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца».

Цель: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место.

Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).

 Цель: Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, попросить взрослого починить ее. 

Март

 Дидактическая  игра"Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

 Дидактическая игра "Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Консультации для родителей

«Как ухаживать за молочными зубами »

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

Консультация для родителей «Чистоплотные дети»

Апрель

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Цель: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;

формировать умение ориентироваться в предметном пространстве

обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;

Игра - занятие «Уложим куклу Катю спать»

Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом;

учить ласково обращаться с куклой.

Проведение анкетирования для родителей «Здоровый образ жизни»

Май

Продуктивная   деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках

 Цель: учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкаф

Рассказ воспитателя  «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».

 Цель: учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком

Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»

 Цель: совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

 Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года