Индивидуальная образовательная программа "Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Прокофьева Татьяна Николаевна

Комплексность педагогического воздействия данной программы направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка. интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                             комбинированного вида №76 «Капелька»

        

Опыт работы

Индивидуальная образовательная программа

«Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ»

                                                                                                                   

                                                                                                                       Подготовила:                                                                                                                       Прокофьева Т.Н.

                                                                                                                                     

                                                                                                                     

                                                         

Сургут- 2016

Индивидуальная образовательная программа

«Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ»

(старший возраст)

 Разработчики программы:

Воспитатель: Прокофьева Татьяна Николаевна

1. Пояснительная записка.

 Программа инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ составлена в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ №76 «Капелька» и коррекционной программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.

 Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является:

  1.  Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах   федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32).
  2.  Закон РФ от24.11. 1995г., № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  3. Закон РФ от 24 июля 1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации,
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

        Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Цель данной индивидуальной программы - это построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и родителей дошкольника.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

Основными задачами программы являются:

  • Сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
  • Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • Формирование игровой деятельности;
  • Формирование элементов учебной деятельности;
  • Формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезаптации. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Программа предусматривает совместную работу логопеда, психолога, воспитателей, медсестры, дефектолога.

Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед. Он работает над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; формирует и совершенствует грамматический срой речи; развивает фонетико-фонематическую систему языка и навыков языкового анализа и синтеза; ведет работу над слоговой структурой слова, развивает связную речь и обучает грамоте.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций. Воспитатели организуют работу по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений. Руководят работой по нравственному и трудовому воспитанию, развивают физическое здоровье ребенка. Медицинская сестра проводит оздоровление и лечебно-восстановительные мероприятия. Использует средства лечебной физкультуры. Она осуществляет плановые осмотры; витаминотерапию, ароматерапию, дыхательную гимнастику и массовые тренажеры.

Программой предложено оптимальное сочетание индивидуальной деятельности с ребенком, специально организованные занятия. Комплексные интегрированные занятия с привлечением различных специалистов при активном участии родителей. Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяем решение следующих задач:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей;

2)  Оказание психологической помощи родителям мальчика и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий. Считаем важным акцентировать внимание родителей;

3)  На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребенка;

4) Отношение к своему ребенку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

5)  Знание и учет сильных и слабых сторон ребенка;

6)  Проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка и готовности к эмоциональной поддержке. Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

1)  Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

2) Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать;

3)  Учет своеобразия условий жизни семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

4) Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в утренниках, занятиях, конкурсах; рекомендации всех специалистов.

Условия реализации программы: целенаправленная, планомерная система работы с ребенком на занятиях с применением информационно-коммуникативных технологий и технологии игр «Песочная терапия». Реализация выбранных технологий предполагает соблюдение методико-организованных условий:

- развивающая среда в группе;

- центр песка и воды;

- различный бросовый материал -  пластиковые, деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры;

- естественные предметы: палочки, ракушки, камешки, ложки и т.д.

- мелкие игрушки: машинки, куколки, деревья, цветы, животные и т.д.

 - картотека игр на внимание; картотека игр на развитие, мышление;

- пальчиковые бассейны;

- схемы, планы;

- игрушки-шнуровки;

- кубики с картинками;

- пособия «Волшебные часы» и др.

- дидактические часы «Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени»;

- тетради и т.д.

2Индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план   для воспитанника_____________________________________ на неделю

Образовательный блок НОД

Количество

Длительность (часов, минут)

Физическое развитие

2

Познавательное развитие

1

Ознакомление с худ. литературой

1

Коммуникация

1

Худ. деятельность

1

Музыкальное

2

Подготовка к обучению грамоте

2

Математика

1

Коррекция речи

2

Психологическая коррекция

1

Лого ритмика

1

Итого

15

25

10%

Совместная деятельность

Количество

Длительность (часов, минут)

Прогулка

2 раза

4,0 часа

Игра

Подвижная

20

С/ролевая

3

Дидактическая

10

Драматизация

20

Длительность разных видов совместной деятельности в процентах, включая режимные моменты

50%

Длительность самостоятельной деятельности

40%

Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, проанализировав опыт работы в данном направлении, нами был выбран индивидуальный маршрут развития, разработанный МО педагогов.

Составлена структура индивидуального маршрута и адаптирована для работы с детьми.

Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (Приложение 1.);
  2. Информация о специалистах (старшая медсестра, воспитатель, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ (Приложение.2.);
  3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей);
  4. Социально-демографический паспорт семьи (копия запрашивается у воспитателей);
  5. Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (Приложение 3.);
  6. Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком;
  7. Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное, эстетическое).

Приложение 1

Соглашение

Я, _________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя)

даю согласие на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка____________________________

(Ф.И.О. ребенка)

_________ группы №_____________________ специалистами МБДОУ _______________________________________________________________

Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).

Подпись родителя______________

 

 

Приложение 2

 

Специалисты, реализующие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка_______________________________________

Ф.И.О.

Должность: Старшая медсестра

Образование: _

Педагогический стаж____________________________

Квалификационная категория______________________

Ф.И.О.

Должность: __ Старший воспитатель

Образование: _____

Педагогический стаж____________________________

Квалификационная категория______________________

 

 Ф.И.О.

Должность: __ Учитель-логопед ______________

Образование: __

Педагогический стаж____________________________

Квалификационная категория_____________________

Ф.И.О.

Должность: __ Воспитатель

Образование: __________

Педагогический стаж____________________________

Квалификационная категория___________________

Ф.И.О.

Должность: __ Воспитатель______________

Образование: _____

Педагогический стаж___________________________

Квалификационная категория______________________

Ф.И.О.

Должность: __ Музыкальный руководитель______________

Образование: _______

Педагогический стаж____________________________

Квалификационная категория______________________

Ф.И.О.

Должность: __Инструктор по физкультуре_____________

Образование: ___________

Педагогический стаж____________________________

Квалификационная категория______________________

Ф.И.О.

Должность: __ Педагог-психолог

Образование: ___________

Педагогический стаж_______________

Квалификационная категория________

Приложение 3

 

Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

_____________________________________________________________________________

Ф.И. ребенка, возраст, возрастная группа, дошкольное образовательное учреждение

Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста

1. Эмоционально-волевая сфера. Особенности вступления в контакт, в совместную деятельность со взрослым, преобладающее настроение, адекватность поведения, произвольность поведения, поведение при возникновении трудностей, реакция на успех и неуспех, формирование правильного поведения в коллективе, расторможенность, импульсивность, проявления агрессии (вербальной, невербальной), познавательная активность, самоконтроль, умение планировать свою деятельность, умение работать длительно и целенаправленно, доведение дела до конца, формирование мотивации деятельности, особенности общения (использование речи, жестов, мимики для общения). Особенности развития личности - усвоение моральных норм, подчинение своих поступков моральным и этическим нормам, появление самосознания, появление привычек, особенности характера.

2. Развитие познавательной сферы (чувственное познание).

Обучаемость: использует помощь взрослого, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому.

Способы выполнения, действие силой (допустимо до 3,5 лет), перебор вариантов, целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет), зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Отношение к неудаче: неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки).

Характер деятельности - наличие мотивации к деятельности.

Восприятие (перцептивные действия). Сравнение с эталоном при исследовании (ощупывание, обведение взглядом, выслушивание) — работает по образцу, выделяет цвет, форму, вели чину, материал, устанавливает пространственные отношения, на мыслительном плане (зрительно); пятый год жизни – усвоение многих сенсорных эталонов - бессистемно; шестой и седьмой годы жизни — усвоение системы эталонов, способность к обобщению, овладение словом-названием; целостное восприятие предмета и деление его на части (узнавание по отдельной части целого предмета), темп восприятия.

Внимание: произвольность, умение сосредоточиться на задаче, устойчивость, переключаемость, распределение, характер отвлекаемости.

Память: объем зрительной, слуховой (кратковременной), полнота отсроченного воспроизведения.

Мышление:

- наглядно-действенное: компоненты мыслительной деятельности (определение цели, анализ условий, выбор средств достижения, ориентировка в условиях практических задач, самостоятельность нахождения выхода в проблемной ситуации (преобразовывает свой прошлый опыт, находит новые пути его использования);

- наглядно-образное (основное): задачу решает не практически, а в уме (из частей целое), анализ объекта, выделение главного, оперирование образами; речь фиксирует образы-представления, появление слова-заместителя, вспомогательная роль речи - оценивает собственные действия, результат, планирует действия, привлекает прошлый опыт;

- наглядно-логическое - формирование элементов.

3. Развитие деятельности:

Игра - возникновение сюжета, в центре внимания ребенка отношения людей, использование предмета-заместителя, совместная деятельность.

Продуктивная деятельность:

Рисование - изображение предмета примитивные, схематичные, отражение частей, значимых для ребенка, человек «головоног» - к началу четвертого года жизни.

Изображение сюжета, ситуации, использование цвета, как средство изображения и передачи эмоций, настроения, использование всего пространства листа, отделение главного от второстепенного, вычленение контура, восприятие цвета, целостное изображение предмета.

Лепка — восприятие объема.

Конструирование и аппликация - использование готовых форм, пространственные отношения, конструирование по образцу.

4. Развитие крупной и мелкой моторики. Согласованность действий обеих рук, ведущая рука, зрительно-двигательная координация.

5. Развитие речи. Слово направляет деятельность, но наравне с наглядным способом передачи опыта; слово главное - вычленение не только цели, но и способа ее достижения, речь ребенка из сопровождающей переходит в фиксирующую, планирующую.

6. Новообразования.

В 3,5 года осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами (сверстниками). Эмоционален, самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.

В 4 года способен понять то, что не видел сам, но о чем ему рассказывали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке. Осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение. Способен к обобщению и подведению под понятие. Основные вопросы нормативного ребенка - почему? А у детей с задержкой психического развития - что? где? куда? Сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40-50 минут.

В 4,5 года способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос - зачем?

В 5 лет называет свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому; умеет пользоваться конструктором; собрать игрушку по схеме; нарисовать человека со всеми частями тела.

В 6-7 лет пишет свое имя, не переворачивая букв; раскладывает цифры от 1 до 9 в правильном порядке; способен заметить,

какие цифры отсутствуют, если убрали две из них; доступен смысл простых пословиц и поговорок; легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ; без затруднений обобщает и вычленяет предметы; решает простые арифметические задачи; знает много игр, умеет выдумывать сюжет; ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми; изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

7. Заключение педагога-психолога (психологическое развитие соответствует возрастной норме; ниже нормы; развитие опережает возрастную норму).

Логопедическое представление

дошкольного возраста ребенка

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

2. Состояние дыхательной и голосовой функции.

3. Звукопроизношение.

4.   Фонематическое восприятие.

5. Состояние словаря.

6. Грамматический строй речи.

7.Связная речь.

8.Предварительное логопедическое заключение.

Цель индивидуального маршрута развития ребёнка.

- Отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе   рекомендаций доктора, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка;

Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка.

  • Определить и создать адаптированные условия воспитания и обучения ребенка
  • Развитие коммуникативной функции речи
  • Обеспечить повседневный санитарно-гигиенического режим
  •  Ежедневный контроль за психофизическим состоянием
  • Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Воспитателям:

  • Планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;
  • Привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский опыт;
  • Учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживания и гигиены;
  •  Сотрудничать с ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями и т.д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;
  • Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистоговорок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.

Учителю-логопеду:

  • Проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствия и активности;
  • Осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);
  • Развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную и мелкую моторику);
  • Осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.

Педагогу-психологу:

  • Уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
  • Повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;
  • Осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Инструктору по ФИЗО:

  • Осуществлять дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам программы);
  • Создавать условия для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;
  • Развивать общую двигательную активность ребенка;
  • Развивать различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;
  • Развивать физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные способности;
  • Учить ребенка овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений.

Муз руководителю:

  • Создавать условия проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;
  • Осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные для ребенка задания);
  • Обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;
  • Привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности

Перспективный план

по развитию моторики рук у ___________________________

Сентябрь

 Тема "Детский сад и игрушки"

1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".

2. "Фигурки из палочек" (качели).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).

4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из трех игрушек одну нужную).

5. "Дорисуй узор"

Тема "Ягоды"

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "

2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Дорисуй узор.

Тема "Грибы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".

5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

6. Дорисуй узор.

Тема "Овощи'

1.  Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор.

Октябрь

 Тема "Перелётные птицы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"

2. Фигурки из веточек (стайки птиц)

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией)

"Лебедь"

5. Дорисуй узор

Тема "Домашние птицы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"

"Петушок" "Курочка".

2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом.)

4. Самомассаж гранеными карандашами

5. Дорисуй узор.

Тема "Почта" («Профессии»)

1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).

3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать

открытку).

4. Художественный труд (конверт)

5. Дорисуй узор.

Тема: «Осень»

1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики"Грабли"

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья).

6. Дорисуй узор.

Ноябрь

Тема "Семья"

1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал'

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра " Пианино".

6. Дорисуй узор.

Тема "Наш город"

1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с гранёными карандашами.

6. Дорисуй узор.

Тема "Наша Родина"

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей'

2. Фигурки из палочек (солнце).

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

6. Дорисуй узор.

Тема "Зима"

1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз'

2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Дорисуй узор.

Декабрь

Тема "Зимующие птицы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи"

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография (зимний лес)

5. Дорисуй узор.

Тема "Зимние забавы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (зимний пейзаж)

4. Самомассаж с шарами.

 5.Дорисуй узор.

Тема "Новый год"

1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.

Тема "Посуда и пища"

1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)

5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

6. Дорисуй узор.

Январь

 Тема "Одежда и обувь"

1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)

5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

7. Дорисуй узор.

Тема "Домашние животные"

1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"

2. Фигурки из палочек(киска)

3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)

4. Работа со штампами

5. Дорисуй узор.

Тема "Дикие животные"

1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'

2. Фигурки из палочек (ёжик)

3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Дорисуй узор.

Февраль

Тема "Животные жарких стран"

1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"

2. Работа с камушками (слон по контуру)

3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.

4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

Тема "Защитники отечества"

1. Пальчиковая гимнастика:"Солдаты" "Бойцы-молодцы'

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема "Рыбы'

1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)

4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

5. Работа с манкой (шторм)

6. Ниткография (волны)

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Март

Тема "Весна"

1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"

2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"

3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)

4. Ниткография (краски весны)

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

Тема "Мамин праздник'

1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан'

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)

3. Плетение (бант на коробку)

4. Обрывание (план)

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур

Тема "Строительные профессии'

1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"

2. Фигурки из палочек (дом и ворота)

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)

4. Самомассаж с шариками.

5.  Работа с трафаретами.

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края

Тема "Школа и библиотека"

1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик'

2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)

3. Графический диктант

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)

5. Выложить буквы и цифры горохом.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Апрель

Тема "Космос"

1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"

2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)

3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)

4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

5. Работа с рисом

6. Дорисуй узор

Тема "Мебель"

1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"

2. Фигурки из палочек

3. Работа с рисом и горохом

4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема "Бытовые приборы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос'

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

3. Игра с волчками (конкурс)

4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема "Откуда хлеб пришёл?"

1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"

2. Фигурки из палочек (мельница)

3. Ниткография (колоски)

4. Работа с пшеном (хлеб)

5.  Самомассаж с гранёным карандашом.

6. Тестопластика (крендельки)

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Май

Тема "Цветы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

4. Работа с тычками (полевые цветы)

5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

Тема "День победы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"

2. Фигурки из палочек (танк, флажок)

3. Ниткография (вечный огонь)

4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)

5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении

Тема "Насекомые"

1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Обвести рисунок по точкам (комар)

4. Логическая цепочка со штампиком.

5. Ниткография (бабочка)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема "Каникулы"

1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"

2. Фигурки из палочек (карусель)

3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)

4. Дорисуй узор в зеркальном отражении

3.  Содержание программы.

 Программа имеет несколько разделов:

  • Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  • Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.
  • Умственное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Обучение в игре.
  • Элементарные математические представления.
  • Эмоционально-волевая сфера.

Разделы программы отражены в индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте.

В задачи коррекционно-логопедического блока входят:

- развитие и совершенствование общей моторики.

- развитие и совершенствование ручной моторики.

- развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

- развитие слухового восприятия, внимания.

- развитие зрительного восприятия, памяти.

- развитие ритма.

- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.

- совершенствование лексических и грамматических средств языка.

- развитие навыков связной речи.

- обогащение коммуникативного опыта.

В задачи психологического блока входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития ребенка, личностных и поведенческих реакций; проведение индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка.

Структура индивидуальной программы для ребенка включает в себя:

- комплексную диагностику;

- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

- характеристику динамики развития ребенка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребенка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса. 

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики всех специалистов. В основе построения программы стоит организация оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Принципы построения программы:

- ступенчатая диагностика,

- индивидуальный подбор педагогических технологий,

- систематический контроль и корректировка,

- наблюдение,

- пошаговая фиксация.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход.

4.  Требования к результату реализации программы

 В процессе реализации программы ребенок должен показать положительную диагностику развития по всем разделам программы. Ребенок должен знать:

  • Состав чисел 2-5,
  • Должен уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме,
  • Считать в пределах 10, уметь отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»,
  • Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (верх, низ, левая, правая часть, середина),
  • Знать геометрические фигуры,
  • Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже,
  • Отвечать на вопросы взрослых,
  • Иметь представление о себе и своей семье,
  • Представления о труде родителей,
  • Знать цвета (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный),
  • Иметь представления о явлениях природы,
  • Уметь обобщать предметы,
  • Ориентироваться в пространстве,
  • Рассказывать стихотворение,
  • Раскладывать картинки по порядку (сначала, потом, конец),
  • Исключать 4-й лишний предмет,
  • Уметь правильно держать карандаш,
  • Понимать инструкции из 2х,3х частей,
  • Понимать лексическое значение отдельных фраз,
  • Понимать текст,
  • Составлять рассказ по сюжетной картинке,
  • Знать части тела,
  • Части предметов,
  • Называть детенышей животных,
  • Уметь подбирать прилагательные, глаголы к существительным,
  • Уметь образовывать множественное число существительных,
  • Уменьшительно-ласкательную форму,
  • Правильно употреблять предлоги (в, из, на, за, под, с),
  • Различать гласные и согласные звуки,
  • Правильно употреблять слова с простой и сложной слоговой структурой,
  • Уметь делить слова на слоги,
  • Исправлять ошибки в речи.

 

 5.  Методы и средства оценки результативности программы

 Эффективность коррекционно-развивающей работы будет достигнуто благодаря различным технологиям: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, ароматерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия; новым способом взаимодействия педагога и ребенка, новым стимулам, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона. Использование различных методов и приемов (словесных, наглядных, практических) также улучшает динамику развития ребенка с ЗПР. Диагностические  процедуры (методики) покажут общие интеллектуальные умения ребенка: принятия задания, понимание условий этого задания, способы выполнения задания, интерес к познавательным задачам, обучаемость в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Опрос для родителей («Конверт откровений») покажет, чему научился ребенок в условиях ДОУ.

В комплексе с игровыми методами используем телесно ориентированные и релаксационные методы. Подвижные, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, игры на развитие произвольности, воображения, психогимнастические игры.

Положительный результат коррекционного воздействия дают разработанные коррекционно-развивающие занятия. Они способствуют тренировке навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке. Опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-логопед-педагог-медсестра-ребенок-родитель».

Индивидуальная программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребенка к школе.

Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная образовательная программа "Инклюзивное обучение ребенка в условиях ДОУ"

Данная программа направлена на построение системы коррекционно - развивающей работы с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и родителей дошкольника. Компетентность педагогическог...

Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Если ребёнок  не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет"   Ignacio  Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР (1 год обучения).

Индивидуальная образовательная программа разработана для ребенка с ТНР, с учетом особенностей образовательного процесса в группе корригирующей направленности (логопедической)  МАДОУ....

«Индивидуальная образовательная программа для ребенка 4-5 лет с сердечно-сосудистым заболеванием в условиях группы комбинированного вида в детском саду».

Злободневность сердечно-сосудистых болезней обусловлена широкой распространенностью, высочайшим показателем смертности и важными социально-экономическими утратами. Таким образом, актуальность дан...