Консультация для воспитателей «Развитие у детей коммуникативных способностей»
консультация на тему

Добровольская Татьяна Аркадьевна

Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

п. Судоверфь «Солнышко»

Консультация для воспитателей

«Развитие у детей коммуникативных способностей»

                           

                             

                             Воспитатель:

                                                                          Добровольская Т.А.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека, но и самого себя.

В социальном развитии ребёнка – дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать своё поведение.

Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации». Н.Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определённые действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т.д.), ребёнок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряжённой ситуации такой ребёнок находит позитивные способы её преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема  индивидуальных особенностей партнёров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

  1. Коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информаций между людьми);
  2. Интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
  3. Перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению).

Коммуникативные способности – это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих её участие в общении с другими людьми или её вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.

Коммуникативные способности исследовали многие авторы. Наиболее полно структурирует способности А.А. Леонтьев. Он выделяет две основные группы коммуникативных способностей: первая из них связана с умениями коммуникативного использования личностных особенностей в общении, а вторая – с владением техникой общения и контакта. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений), обеспечивающих успешное участие в общении, например: способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учётом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с помощью – к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нём.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причём обе необходимы для нормального развития личности ребёнка.

Общение как немаловажный фактор социализации дошкольника разворачивается главным образом в процессе игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют своё поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в  различных ситуациях. Игровое сотрудничество требует от детей согласованности действий, умения договариваться, проявлять симпатию и сочувствие. Конечно, далеко не всегда детям это удаётся. Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей в реальной жизни.

Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.

Существуют конкретные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей. Эти игры многофункциональны по назначению и позволяют решать одновременно несколько задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей»

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи детей на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьюте...

Развитие у детей коммуникативных способностей через развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук- это разнобразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика- движение всей рукой и всем телом. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки на...

консультация для воспитателей "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Проектирование в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.  Главное в проектной деятельности то, что пр...

Консультация для родителей "Развитие у детей коммуникативных способностей"

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербал...

Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...