Консультация для родителей "Развитие у детей коммуникативных способностей"
методическая разработка

Беленкова Светлана Николаевна

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_u_detey_kommun._sposobnostey.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей коммуникативных способностей

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания родителей.

Известно: игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.

Помните! Ребенок имеет свои коммуникативные права:

  1. право на свою систему ценностей;
  2. право на ответственность;
  3. право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
  4. право на индивидуальность и своеобразие;
  5. право на независимость от других людей;
  6. право на свою мысль;

право на отстаивание своих прав.

Учим перерабатывать информацию

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Через стекло

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой - на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Магазин игрушек

Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

Пойми меня

Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.

 

Угадай и нарисуй

Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нем лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадки нарисовать.

Примечание. Можно предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему. Загадки можно брать из кн.: Илларионова ЮГ. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

Задуманное действие

Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т.п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

Что на что похоже

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

Я бросаю тебе мяч

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и тд.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котенком, люблю смотреть на цветы и тд.)».

Хорошо - плохо

Дети делятся на две команды. Задача первой - объяснять, почему весна или любое другое время года или какое-либо действие — это хорошо; задача второй - противоречить первой команде и объяснять, почему это плохо.

Затем команды меняются ролями.

  1. Развиваем способность аргументировать свою точку зрения

Что было бы, если бы...

К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты. «Если бы я был художником, то нарисовал бы...»; «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль...»; «Если бы я был цветком, то радовал бы...»; «Если бы я был воспитателем, то...».

Бывает - не бывает

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребенок берет картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил нелетает,у него нет крыльев) Первый доказывает, что может, но при определенных условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолете»)

Договор по правилам

Педагог предлагает детям выбрать себе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут ее сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.

Доказательство

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и тд.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребенок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребенок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей»

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи детей на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьюте...

Развитие у детей коммуникативных способностей.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно поним...

Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей «Как развивать коммуникативные способности в старшем дошкольном возрасте»...

Консультация для родителей «Что такое коммуникативные способности ребенка?»

Консультация для родителей «Что такое коммуникативные способности ребенка?» содержит информацию о трудностях детей старшего дошкольного возраста в общении, проводятся практические рекомендации ка...

Консультация для воспитателей «Развитие у детей коммуникативных способностей»

Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка....

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников  посредством театрализованной деятельности"...

Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленно...