«Использование игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей»
статья (старшая группа) по теме

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи детей на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи-вообще редкость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1churkina_doklad.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей»

Воспитатель: Чуркина Л.Г.

Сухомлинский В. А писал:  Игра - огромная светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка  вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире.  Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи детей на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи-вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:  

  1. Односложная, состоящая из простых предложений, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  2. Бедность речи, недостаточный словарный запас;
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результаты просмотров телевизионных передач);
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос построить краткий, развёрнутый ответ;
  5. Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами;
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  7. Отсутствие навыков культуры речи;
  8. Плохая дикция.                                                                                                                                                                                                        

Многие родители полагаются в решение проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелёгком деле, но двух занятий в неделю конечно не достаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду и дома поможет система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, которое состоит из четырёх блоков:                                                                                                                                 1) развиваем умение сотрудничать. Цель этого блока: Развивать у детей умение дружить, делать правильный выбор,  сотрудничать со сверстниками. "Подарок на всех" Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас нам вместе?» или «Какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток через запад на восток,  

Через север через юг, возвращайся сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели.

Вели, чтобы …

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание.                                                                "Танец пяти движений".По предложению воспитателей дети изображают последовательно: Течение воды - плавные, мягкие движения; переход через чащу - резкие, сильные, чёткие движения; сломанную куклу - потряхивающие, незаконченные движения; полёт бабочек - изящные, нежные движения; покой - стояние без движения, слушание своего тела.

2) развиваем умение активно слушать; Цель этого блока: развивать слуховое восприятие, учить задавать открытые и закрытые вопросы.                                                                                                                                   «Чаша доброты». Воспитатель обращается к детям: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представите, что перед вами на столе любимая чашка … Мысленно наполните её до краёв своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка! Опустела! Добавьте вновь доброты. Если вы добрый человек, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. А теперь откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты».

3)развиваем умение высказываться  (говорить  самому); Цель этого блока: формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог, учить использовать такой приём активного слушания, как развитие мысли собеседника "Комплимент". Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков - сказать соседу фразу, которая начинается словами: "Мне нравиться в тебе...". Задача педагога помочь ребёнка со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнёры по игре. "Сказки наизнанку". Детям предлагается знакомая сказка, её героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка "Красная шапочка" звучит совершенно                        по - другому если волк в ней будет маленький или добренький, а Красная шапочка - большая или злая, а Баба Яга в сказках вдруг начнёт совершать хорошие поступки.

4) развиваем умение правильно перерабатывать информацию.  Цель этого блока: совершенствовать навыки устной речи,развивать мышление, фантазию

"Отгадай загадку". Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей, поэтому в свободной деятельности с детьми мы их часто используем. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы, они учат детей образному мышлению "Так бывает или нет?".  Это упражнение позволяет освоить элементарные приёмы придумывания небылиц. Детям предлагаются простейшие ситуации, и дети отвечают, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: "Волк бродит по лесу"- "Волк на дереве сидит"; "Лодка по небу плывёт"- "Кораблик плывёт по волнам". Дети должны ответить так бывает или нет и почему.

Каждый блок отражает основные направление педагогической деятельности, имеет свои задачи и содержание.

Хочется отметить, что при формировании и укреплении коммуникативных способностей у детей в нашей группе, значительная роль отводится игре, игровым упражнениям. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь  в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнёрами, починять свои действия общему замыслу игры. Всё это способствует развитию дружеских отношений между ними. Поскольку воспитатель является для ребёнка фигурой значимой, именно на нас ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребёнком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта для установления дружеских отношений. Важно помнить, что каждый ребёнок занимает определённое положение в группе сверстников и это необходимо учитывать в своей работе. В этом году мы ведём работу над реализацией проекта "Дидактические разные бывают, с их помощью ребёнок речь развивает". В рамках данного проекта нами были разработаны технологические карты развитие речи детей посредством дидактических игр. Игры проводим во всех видах деятельности, затрагивая все разделы развития речи. Хочется отметить, что интерес  общению и коммуникативная избирательность у детей с возрастом увеличивается и очень важно сформировать дружеские отношения со сверстниками ещё в младшем дошкольном возрасте. Ведь именно в дошкольном возрасте формируется самооценка ребёнка, возможность оценить себя и сравнивать свои возможности с возможностями сверстников. Поэтому, систематически мы включаем игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводим беседы на темы: «Добро не требует награды», «О заботливом отношении к сверстникам», «Что значит хорошо дружить».

Многие творческие игры создаются самими детьми. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. Наблюдая за детьми в процессе игр, мы сделали вывод, что детей привлекают отношения между людьми - забота матери, ласковое обращение бабушки и т.д. Чем содержательнее игры, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают  друг друга, быстрее находят общее интересы. Речь их совершенствуется, становиться ярче. В речи детей формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.                                                          

Таким образом, активно включая в совместную деятельность воспитателя с детьми. Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей  отмечаем положительные результаты:

  1. У детей повысился уровень развития речи;
  2. Обогатился словарный запас; сформировалось понятие и употребление обобщающих понятий;
  3. Заметно повысился уровень общения детей, как со взрослыми, так и с детьми, что соответствует современным требованиям к дошкольным образованиям в рамках реализации образовательной области "Коммуникация".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей коммуникативных способностей.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно поним...

Развитие у детей коммуникативных способностей через развитие мелкой моторики

Мелкая моторика рук- это разнобразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика- движение всей рукой и всем телом. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки на...

Игры, игровые упражнения и задания на развитие фонематического слуха.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устно...

Консультация для воспитателей «Развитие у детей коммуникативных способностей»

Социализация является важным условием гармоничного развития ребёнка....

2018 год - Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников

Игровые упражнения и задания для развития связной речи дошкольников...

«Использование игровых упражнений с предметами для развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет

Давно доказано, что кора головного мозга ребенка состоит из двух центров, отвечающих за речь, мышление и мелкую моторику пальцев рук, которые находятся очень близко и взаимодействуют друг с другом. Че...

Картотека игровых упражнений и заданий на развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти

В картотеку собраны упражнения и задания по рисованию для  развития зрительной памяти у старших дошкольников...