Опыт работы "Народная тряпичная кукла как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Фомичева Людмила Александровна

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной  культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет  та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.

Опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.

Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей  к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к волшебному миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы169.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 общеразвивающего вида»

Обобщенный опыт работы по теме:

«Русская тряпичная кукла как средство духовно - нравственного воспитания детей»

Автор: воспитатель

Фомичева Людмила Александровна

«Тряпичная кукла - кладезь народной

мудрости, хранительница преданий,

обрядов и традиций своего народа»

М.Е.Салтыков - Щедрин

Актуальность темы. Условия возникновения.

Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь многое, в том числе и самодельную куклу.

В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений, формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Большое значение в осуществлении единства эстетического, творческого и трудового воспитания детей, в их духовном развитии имеют занятия декоративно - прикладным искусством, основанные на народном творчестве.

Интересные занятия, приобщающие детей к художественному творчеству, выполняют функцию специально направленного процесса духовно-нравственного развития ребенка. Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение детей к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам. Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности.

Считаю, что формировать представления о культурных традициях русской семьи, своего народа можно через образ народной куклы. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в тоже время красивую и многофункциональную игрушку. Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека.

По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.

Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется - значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.

И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Вызвать интерес к истории, научить видеть себя потомками и наследниками крестьянской России, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе - актуальная задача.

Ведущая идея. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной  культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. 

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Самой любимой игрушкой для ребенка всегда будет  та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.

Опыт работы поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.

Моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в семейном воспитании, на приобщение детей  к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к разнообразию семейных отношений. В своей работе я стараюсь приобщить детей к волшебному миру куклы, дать возможность ребенку попробовать изготовить игрушку своими руками.

Конечно, основное назначение кукол это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения.

Новизна педагогического опыта. При проведении мероприятий, непосредственно образовательной деятельности я использую элементы музейной педагогики. Организую работу по формированию уважительного отношения детей и взрослых к русской народной культуре и традициям.

Основными источниками новой информации для детей является рассказ, беседа, рассматривание памятников истории и культуры и др. С детьми посетили ухтинский Центр Коми культуры, где познакомились с историей русского народного костюма, в том числе с костюмами коми народа.

Технология педагогического опыта. Главной целью работы является создание условий для становления личности человека, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа, приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края путем изготовления традиционной русской куклы.

Для осуществления работы были поставлены следующие задачи: 

  • формировать патриотические и нравственно - эстетические чувства;
  • воспитывать интерес и уважение к народным традициям, к русской игрушке;
  • знакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой;
  • развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость;
  • совершенствовать навыки работы с тканью и нитками, развивать мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные способности детей.

Содержание опыта. Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся рассказ-информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; дети совместно со мной (или родителями) готовят проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; проводим показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, презентации; беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод включает знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; выполнению практической работы по изготовлению какой-либо куклы, предшествует изучение свойств материала, знакомство с приемами построения композиции  и обязательно знакомство с безопасными приемами работы и санитарно-гигиеническими требованиями. Кроме этого, прежде чем приступить к выполнению практической части по изготовлению изделия, демонстрирую детям образец, обсуждается конструкция в целом и отдельные ее части, знакомлю с используемым материалом, различными способами обработки и отделки изделия.

Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например:

беседа;

подготовка ткани;

продумывание конструкции куклы;

изготовление тела куклы, костюма;

декоративное оформление.

Мой педагогический опыт по данной теме можно разделить на несколько этапов. На первом этапе была подобрана и изучена литература о народной кукле, о русском костюме, о традициях крестьянской избы, опрос детей и анкетирование родителей. На следующем этапе было создано перспективное планирование и начата работа. Проводились беседы о традициях русского народа, о народных промыслах. Дети знакомились с тряпичными куклами и помогали в их изготовлении для мини-музея в группе. Обсуждалась история каждой куклы, разучивались пословицы и поговорки, народные игры. Вместе с детьми мы обсуждали, как одеть ту или иную куклу, как ее украсить. Дети с удовольствием участвовали в создании кукол. И сейчас продолжается работа. Мы знакомимся с новыми куклами, составляем композиции из тряпичных игрушек, репетируем новые фольклорные обряды.

Результативность педагогического опыта. Через активную деятельность в процессе изготовления кукол, подготовки и проведения выставок, праздников и дети, и их родители не только научились изготавливать народные куклы, но и получили новые знания о традиционной культуре, традиционном семейном воспитании.

Мне хочется надеяться, что мой инновационный опыт, будет успешно изучен коллегами, обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику и станет импульсом для новых творческих и педагогических идей.

Закончу словами М.Е.Салтыкова - Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». А нам еще предстоит большая работа по возрождению народных традиций.

Информационные ресурсы:

1. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб, «Паритет», 2003 г.

2. Лисова К.Л. Народоведение – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Интернет – ресурсы:

http://www.10ruk.ru/index.htm - Мастерская женских ремесел «Десятиручка».

http://www.nashgorod.ru/gazeta/news_872.html - «И вновь ожили русские куклы».

http://www.zdravprom.ru/doll.html - Русская традиционная кукла.

http://www.sovsibir.ru/show.shtml?tp=day&nart=6273 - История кукол.

http://www.RUKUKLA.ru

Приложения

Приложение 1

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

I. Обрядовые куклы

1. Кувадка

2.Свадебная (Неразлучники)

3. Мировое дерево

4. Масленница

5. Отдарок-за-подарок

6. Пеленашка

7. Пасхальная голубка

II. Обереговые куклы

1. Баба-Берегиня

2. Рождественский ангел

3. Лихоманки

4. День - Ночь

5. Северная Берегиня

6. Бессонница

7. Колокольчик

8. Десятиручка

9. Веснянка

10. Кубышка - травница

11. Зерновушка (Крупеничка)

12. Желанница

13. Кукла-Закрутка

III. Игровые куклы

1. Столбушка

2. Покосница

3. Узелковая

4. Зайчик на пальчик

5. Кулак

6. Девка-Баба

Приложение 2

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

1. Вводная часть. Прежде чем приступить к заданию, необходимо сформулировать цель работы. Мыслительную деятельность детей нужно направлять на процесс поиска оптимального оригинального решения учебной задачи. Это активизирует мышление, повышает внимание.

2. Объяснение нового материала с целью знакомства с историей и традициями народной тряпичной куклы, а также с перечнем материалов и их свойствами. Совместно с детьми следует определить последовательность ведения работы.

3. Изготовление основы куклы. Работа по изготовлению куклы может проходить как в репродуктивном режиме – в процессе поэтапного показа последовательности выполнения, так и в творческом режиме, предусматривающем воплощение собственных замыслов на основе использования усвоенных технологий.

5. Создание костюма куклы. В традиционной тряпичной кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Костюм куклы всегда состоял из отдельных частей. Создание костюма начинается с оформления рубахи, деталей,  производится «на глаз» методом наложения выбранной ткани на туловище, как делали это народные мастера. Можно было обмерить туловище по линии груди и линии талии, измерить высоту туловища, сделать припуски на швы и подгибку и выкроить деталь. На первых этапах работы детали должны быть просты, соответствовать простым геометрическим формам.

6. Оформление куклы. Оформление куклы включает выполнение волос (парика), головного убора, мелких деталей и украшений. Если кукла-крестьянка - «красна девица», то волосы заплетаются в косу и украшаются девичьей повязкой с шелковыми лентами. Если же кукла - «мать с ребенком», то волосы убираются под платок или сборник. «Молодухе» можно надеть кокошник, шитый бисером и блестками. Можно выполнить всевозможные отделки: банты по низу платья, пояс по линии талии, кружевные оборки по низу рукава, тесьма и т.д. Куклам-крестьянкам можно надеть несколько ниток бус, серьги. Наиболее распространенные способы декорирования кукольного костюма – вышивка.

7. Итог занятия. В конце занятия организуется просмотр, анализ продуктов детского творчества, рефлексия и уборка рабочего места. Детям целесообразно задать следующие вопросы:

С какими материалами работали на занятии?

Какие операции по обработке ткани выполняли?

Что вы запомнили из рассказа о кукле?

Что чувствовали при изготовлении куклы?

Какая кукла понравилась и почему?

Есть ли в ней настроение, характер?

Приложение 3

 

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Наглядные средства: иллюстрации, схемы изготовления работ, образцы, ИКТ (интерактивная доска).

Материалы. Для изготовления куклы используются различные ткани. В основном это ткани из хлопка: ситец, сатин, батист, маркизет - они не сложны в обработке. Неотбеленный холст, грубый лен используются как для изготовления костюма, так и для скручивания каркаса куклы. В праздничных одеждах применяют шелковые ткани, парчу, атлас, бархат. Для соединения деталей куклы необходимы нитки мулине.

Для изготовления парика кукол можно использовать пряжу шерстяную, хлопчатобумажную, синтетическую, близкую по цвету к натуральным волосам. В качестве набивного материала служат вата, синтепон, ветошь, а также природные, традиционные в тряпичной кукле материалы: мох, солома, опилки, сушеные травы. В качестве отделки можно использовать различную тесьму, ленту, кружево. Лучше использовать тесьму и кружево из хлопковых и шелковых волокон. Также в качестве украшения можно использовать бисер, мелкие бусины. В костюме возможно применение ручной вышивки (отделка на фартуках, рукавах и т.д.) и тканей, расписанных вручную.

Инструменты и приспособления: ножницы для кроя ткани, мел или остро заточенный карандаш, сантиметр, линейка, утюг.

Приложение  4

ВИДЫ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Традиционных русских тряпичных кукол можно разделить по назначению (таблица 1), по способу изготовления (таблица 2); по образу  (таблица 3).

Кроме того, куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые - названия говорят сами за себя.

Таблица 1

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушки

Куватка

Неразлучники

Малышок-голышок

Ангелочек

Масленица и Домашняя Масленица

Барыня

Лихоманки

Коляда

Девка-Баба

День и Ночь

Кострома

Узелковая

Колокольчик

Покосница

Зайчик

Кубышка-Травница

Купавка

Кулак

Утешительница

Коза

Берегиня

Зольная кукла

Бессонница

Кузьма и Демьян

Десятиручка

Капуста

Веснянка

Куватка

Желанница

Отдарок-на-подарок

Пеленашка

Свадебная

Крупеничка

Пасхальная голубка

Столбушка

Таблица 2

Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы - 2 прямоугольника

Куватки, Пасха, Неразлучники, Десятиручка, Веснянка, Свадебная

Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь

День и Ночь, Ангел, Колокольчик, Покосница, Закрутка, Бессонница,

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Столбушка, Баба-Берегиня, Лихоманки

Куклы, в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка

Обрядовые куклы

Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек. Все, что происходило вокруг первобытного человека, было понятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода - это был сильный ливень, смывала и уносила жилища людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали жилища. Солнце тоже не всегда согревало ласковыми лучами человека и землю. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Буйный ветер вырывал деревья с корнями, разрушал постройки. И человек задавался вопросом: «Кто все это делает?». Конечно, это были какие-то высшие и могущественные существа - боги. Люди создавали скульптуры богов, давали им имена, и теперь человеку было у кого просить помощи и защиты, было кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажбог, Макош, Перун и многие другие. Чаще всего богов изображали в виде человеческих фигур. Наверное, это были и самые первые куклы. У наших предков, древних славян, был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву людей. Но однажды предложили отдать в жертву вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека. Эту первую славянскую куклу - игрушку для богов - назвали Коллодией. А отголоски мрачных обычаев сохранились в сказках, где от чудовища откупаются прекрасными девушками. Появились и другие куклы, которых приносили в жертву разным богам: Кострома, Морена, Купава, Ярило, Русалка и другие. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а затем отдавали их богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям, взамен просили счастливой жизни, любви, хороших урожаев, здоровья. Некоторые из этих обычаев сохранились. По сей день с песнями и играми сжигают чучело зимы - Дуню-Масленицу, а после лакомятся блинами - символами солнца. Мистичес- кий обряд стал веселой игрой, а кукла-полено и соломенное чучело - заменой жертв богам. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов: рождения, свадьбы, ухода к предкам.

Таблица 3

Виды семейных обрядовых кукол

Обряды

Куклы

Родильный

Пеленашка, Куватка, закрутки

Свадебный

Свадебная на каравай, Неразлучники, Зольная, Закрутка, Утешительница, Свадебная, Пеленашка

Погребальный

Закрутки и др.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. При изготовлении обрядовых кукол соблюдались строгие правила, так же как при изготовлении оберегов.

Приложение 5

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ ТРЯПИЧНЫМИ КУКЛАМИ

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  • Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
  • Дать знания по использованию схем при работе по изготовлению кукол.
  • Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно- продуктивной деятельности.
  • Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
  • Дети должны знать общие сведения о народных ремеслах, обрядах и традициях, историю народной тряпичной к грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ

Русская культура сильна своими традициями, и сегодня утратилась духовная ценность традиционной куклы и ее красная способность дарить детям радость. Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются:

  • постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего  ребенку овладевать художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества дает возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;
  • поставленные цели и задачи должны корригироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различия природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребенка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;
  • поэтапное формирование художественно - творческих способностей (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин)
  • обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;
  • принцип учета реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;
  • принцип ориентации на потребности общества и личности ребенка;
  • единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;
  • постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно- прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений. Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.

Проект «Народная тряпичная кукла» для детей старшего дошкольного возраста

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего посева. Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта 

Тип проекта: информационно-творческий

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: групповой

Форма представления: презентация

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей:

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины:

  1. Незнание истории возникновения народной куклы.
  2. Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
  3. Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.

Цель: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

  1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
  2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
  3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели).

Что знаю?

  1. Народных кукол: масленица, чучело огородное.
  2. Историю возникновения народной куклы. Что хочу узнать?
  3. Какие еще есть народные куклы.
  4. Как сделать самостоятельно куклу.
  5. Можно ли играть с такими куклами. Как узнать?
  6. Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта:

 

I. Подготовительный этап

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта

1.Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.  

2.Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.

3.Выбор форм работы с родителями.

4.Выбор основных мероприятий.

5.Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

6.Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной) 

1.Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

2.Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3.Совместные мероприятия с родителями и детьми.

4.Творческие задания для родителей.

5.Беседы, наблюдения, занятия с детьми.

6.Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие:  Выставка «Куклы из бабушкиного сундучка».

Разработка плана достижения цели.

Познавательное развитие: 

Экскурсия в Центр Коми культуры.

Экскурсия в библиотеку.

Презентация «Народная тряпичная кукла».

Чтение художественной литературы: Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла».

Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.

Потешки. Поговорки. Загадки.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».

Русские народные игры (подвижные, малоподвижные, хороводные).

Сюжетно-ролевые игры: «Деревенская семья», «Дочки-матери», «Пеленание младенца».

Речевое развитие: 

Беседы «История возникновения народной куклы», «Виды кукол», «Русская народная игрушка», «Моя любимая игрушка».

Продуктивная деятельность:

Изготовление куклы Зерновушки в мастерской

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундучка»

Конструирование из бумаги «Кукла».

Рисование «Моя любимая кукла».

Рисование «Куклы из нашего музея»

Лепка «Девочка в сарафане»

Музыкально-театрализованная деятельность:

Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных.

Работа с родителями: 

Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Мастер класс: «Изготовление народной куклы Колокольчик», «Изготовление народной куклы Ангелочек»

Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.

Составление альбома «Народная тряпичная кукла»

Консультация  «Народная кукла в игре современных детей».

Оформление информационного стенда «Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».

Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.

Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы: 

  1. Повышение интереса к русской народной кукле
  2. Повышение познавательной активности детей
  3. Активизация словарного запаса детей
  4. Усиление ресурсного обеспечения группы
  5. Альбом «Народная тряпичная кукла»
  6. Изготовленные куклы для мини-музея


Формы и методы работы с детьми по реализации проекта

Направления деятельности

Содержание работы

Цель

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Цикл бесед:

«Русский человек без родни не живет»; «Веселье и труд рядом живут»;

«В тереме расписном живу, к себе в избу всех гости приглашу» (предметы старины, тряпичные обрядовые и игровые куклы, куклы, изготовленные из природного материала).

Занятие «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)».

Занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые). Игры- посиделки с куклами.

Занятие «История русского костюма»

(с использованием ИКТ). Игровое задание «Укрась кокошник и сарафан русскими узорами» (рисование).

Путешествие в Мини-музей детского сада. «Тряпичная кукла - прошлое и настоящее»

Формирование представления о традиционной жизни, труде крестьян их мировоззрении; ознакомление с предметами быта, знакомство с традициями, обычаями русского народа.

Развитие познавательно-речевой деятельности, умений, слушания, говорения; пополнение словарного запаса.

Приобщение детей к русской национальной культуре.

Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей.

Познакомить с историей кукол из природного материала, приобщать к истокам народной культуры.

Развитие лексико-грамматического строя речи; умения анализировать и делать выводы.

Формировать представления детей о тряпичной кукле, ее роли в повседневной жизни наших предков.

Обогащение словаря.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Знакомство с историей, особенностями внешнего вида. Обобщить и конкретизировать знания о русском национальном костюме. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину. Обобщить и систематизировать представления детей о народном костюме, о народной тряпичной кукле, ее значении в жизни наших прабабушек и прадедов, ее месте и роли в их быте, труде, мировоззрении. Знакомить с народными праздниками и традициями, рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Рассказ о смысловом значении, роли кукол-проводников, применении на занятиях 32 (куклы- проводники) и в играх.

Воспитание нравственно-этических норм общения; усвоение правил поведения в музее.

Развитие творческих способностей детей.

Тема: «Народная игрушка. Лоскутная история» (народные тряпичные куклы). Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами. Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Тема: «Осень разноцветная». «Как прекрасны вы в таком наряде!» (куклы из листьев, полена, травы, плодов деревьев).

Тема: «Дары осени. Тыква в сарафане» (куклы из овощей).

Тема: «Человек и мир вещей. В гости Бабушке-Забавушке на пироги» (предметы утвари, кукла-проводник, кукла из теста).

Тема: «Человек и мир вещей. Наряды «домодельных кукол» (тряпичные куклы).

Расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, развитие мелкой моторики руки (штриховка), игры с куклами из бабушкиной шкатулки. Развитие тактильных ощущений. Воспитание бережного отношения к игрушкам. Совместны игры.

Закрепление тематического словаря, навыков словообразования, словоизменения, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка, коррекционные упражнения с шишками, желудями, каштанами: развитие мелкой моторики рук.

Развитие фонематического слуха, умение группировать слова, обучение конструированию словосочетаний, и предложений, обогащение словаря. Умение разгадывать, загадывать загадки. Воспитание трудолюбия.

Расширение объема словаря, развитие интереса и внимания к слову, употребление новых слов в речи, упражнения на развитие дыхания и мелкой моторики рук «Остудим пирожки». Динамическая пауза «Кто быстрее переложит пирожки».

Обучение ответам на вопросы, употреблению новых слов в собственной речи, составлению рассказа-описания, звуковой анализ слов, диалог.

Художественная литература

Чтение сказки А.Н.Астафьева «Василиса Прекрасная» (обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой)

Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам (кукла-оберег из веника, куклы Забавка, Зернушка, Горошинка, Богач): «Мал да удал», «Дружно-негрузно, а врозь - хоть брось», «Делу время, потехе - час».

Малые фольклорные формы. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, считалок, чистоговорок, прибауток.

Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий

Разучивание народных календарных игр для дошкольников «Баба Яга», «Жмурки», «Каравай», «Капуста», «Ай, да птица», «Платок», «Пчелы и ласточка», «Пастух и стадо», «Пятнашки», «Золотые ворота».

Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость. Бережное отношение к игрушкам.

Умение слушать, пересказывать отрывки из текста, совместно обсуждать, сопереживать. Воспитывать почтительное отношение к родителям, раскрыть значение «родительского благословения». Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы, учить понимать обобщенное значение пословиц, соотносить содержание с текстом. Воспитывать трудолюбие, терпение, учить ценить взаимопомощь.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление. Дидактическая игра «Собери картинку» (совместная деятельность). Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, радость общения.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях малых фольклорных форм; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»- развитие внимания, памяти, активизация мышления. Воспитание уважительного отношения к товарищам, умение уступать, оказывать поддержку.

Учить воспринимать народные музыкальные произведения, выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь.

Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве; воспитывать умение преодолевать неудачи, постоять за себя, справедливость. Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Художественное творчество.

«Укрась кукле сарафан» в технике квиллинга».

Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

«Новый кукольный наряд» - создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток. Аппликация из ткани «Лоскутная куколка». Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол».

Повышение внимания ребенка к мотивационным процессам в окружающем мире. Развивать мелкую моторику рук; совершенствовать владение различными техниками. Закреплять навыки работы с карандашом, красками. Учить использовать бумагу разной фактуры, ткань, пользоваться ножницами. Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте. Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла. Совершенствовать навыки работы с пластилином, применять природный материал для создания поделок из частей различной формы. При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Поощрять самостоятельность и инициативу. Учить творить на радость окружающим.

Трудовое воспитание

Изготовление народной куклы из ниток «Подарок малышам».

«Василисина утеха». Изготовление Куклы-Утешницы.

Куклы для «Посиделок». Изготовление кукол Пеленашки, Кувадки.

Знакомство с техникой изготовления рукотворных кукол. Вырабатывать навыки трудолюбия. Воспитывать усидчивость, аккуратность, творчество, фантазию. Формировать умение любоваться красотой, стремление творить красивое.. Использовать малые формы фольклора. (Просмотр видеофильма «Народные тряпичные куклы  - наследие старины». Игры со своими рукотворными куклами).

Социально коммуникативное развитие

«Наши любимые куклы - артисты в наших руках».

Театрализация с применением кукол.

Рассказ-описание «Кто они такие? Эти безликие красавицы?»

Интеллектуальная игра «Пойми меня (о какой из тряпичных кукол я говорю?». Игра- путешествие «Путешествие в Кукольную страну»

Учить организации совместной творческой деятельности, взаимодействие со сверстниками, открытие своего Я. На примере обследования строения тела кукол учить делать выводы о том. Что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, но и обладают общими чертами (строение тела, эмоции).

Учить принимать роль в игре со сверстниками, проявлять инициативу в игре. Использование приобретенных знаний о народных куклах в развитии умения понимать друг друга, делиться своими переживаниями в осознании, какие чувства испытывают другие по отношению к твоим поступкам.

Учить анализировать и оценивать конфликтные ситуации, находить конструктивное решение конфликта. Развитие коммуникативных умений. Создание условий для формирования у детей опыта нравственной деятельности.

Формы работы с родителями по реализации проекта

Форма

Содержание работы

Цель

Выступление на родительском собрании

Из страничек «Потешной летописи»

Расширить знания родителей об истории происхождения народных кукол, материалов, из которых они были изготовлены, их целевые назначения и роли в жизни народа.

Материал для родительского уголка

История создания «Домодельных кукол»

Формировать представления родителей об истории создания рукотворных кукол и применение их в повседневной жизни наших предков.

Консультация «Баю-баюшки-баю…»

 (Как укладывать ребенка спать)

Использование самодельных тряпичных кукол в воспитании детей, создание психологической комфортности.

Мастер - класс для родителей

«Народная тряпичная кукла Колокольчик»

Обратить внимание родителей на проблему влияния игрушек на познавательное развитие, психическое равновесие и духовно – нравственное воспитание детей

Формы работы с педагогами по реализации проекта

Форма

Содержание работы

Цель

Информативный материал для педагогов

История народных тряпичных кукол

Формирование общего представления о происхождении, назначении и роли рукотворных кукол в повседневной жизни предков

Консультация для педагогов из опыта работы

«Тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Распространение педагогического опыта, применение нетрадиционных форм работы с детьми в ДОУ

Мастер – класс

Изготовление Куклы Кувадки

Изготовление куклы Ангелочек

Распространение опыта работы. Формирование представлений у педагогов о народной тряпичной кукле, как эффективном средстве обучения и воспитания дошкольников.


Приложение 6

Консультация для педагогических работников

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Уважаемые педагоги!

Тема нашей консультации «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре». Это одна  из интереснейших тем большой проблемы «Приобщение дошкольников к народной культуре», по которой работает наш педагогический коллектив.

Проблема «Приобщение дошкольников к народной культуре» актуальна на современном  этапе. В ФГОС  ДО говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Сохранение, восстановление и приумножение богатств народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение

исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Народная игрушка является замечательным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых используются старинные техники и технологии. Традиционных тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы – обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.

Куклы – обереги, это куклы, которые защищают от бед и несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание. Спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком того. что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил.

Куклы – обереги, это куклы, которые защищают от бед и несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание. Спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком того. что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил.

Игровые куклы. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту русской деревни теще в первые десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были такие куклы. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой, они верили, что чем усерднее играет ребенок. тем больше будет достаток в доме. Девушки приносили своих кукол на посиделки. После замужества она брала куклу и играла в свободное от хозяйства время, пока у нее не рождалась дочка, тогда кукла переходила по наследству малышке.

Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай.

 Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной культуре можно в специальной литературе найти немало материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья – русских, мордвы, марийцев, чувашей – почти нечего. Так чем же играли маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской деревне? Вероятно сами дети и бабки, на чьих плечах лежало воспитание подрастающего поколения ( родители были заняты работой).В селе Первомайского района Нижегородской области сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков, ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы; головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет. Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль оберега.

Работу по данной теме мы проводили в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами . На непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающем (образовательная область «Познавательное развитие») и ручному труду («Социально-личностное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») дети познакомились с традициями зимних посиделок и научились делать своими руками куклу Пеленашку. После изготовлении кукол - Пеленашек дети положили их в колыбельку и спели колыбельную песню.   

 Родители являются первыми и главными педагогами своих детей, поэтому следующим направлением нашей работы было заинтересовать родителей. Я провела семинар - практикум для родителей, где родители изготовили кукол Колокольчик, и  совместно со своими детьми сделали куклу Ангелочек. Нам удалось заинтересовать наших родителей, и они приняли участие в изготовлении кукол.

Следующим направлением моей работы  является работа с педагогами . На семинаре - практикуме педагоги сделали своими руками кукол Кувадок.

Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним как к живым существам и болезненно с ними расстаются.

Делают ли дети кукол своими руками  в настоящее время? Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила Барби. Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками! Сделанная тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду. Уважение к родной культуре и своей земле.

Приложение 7

Консультация для родителей

 «Народная кукла для наших детей». Мастер - класс

по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»

Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Задачи:

1.Знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;

2.Воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;

3.Обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы «Колокольчик».

Материалы и оборудование:

1. Три квадратных лоскута разноцветной ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами 25, 20, и 15 см.

2. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.

3. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

4. Цветной лоскутик треугольной формы для платочка.

5. Нитки для обвязывания.

6. Вата, ветошь или синтепон для головки.

7. Компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер, интерактивная доска.

8. Анкеты для родителей.

Ход мероприятия:

I. Вводная часть.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить мой мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.

- Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать куклу. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие.

II. Теоретическая часть. Показ презентации.

- Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.

Слайд 2. Во что играют современные дети?

- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Слайд 3. Слайд 4. Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.

Слайд 5. Результаты такого воспитательного действия:

- повышенная агрессия;

- раздражительность;

- несдержанность;

- высокая тревожность;

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий.

Слайд 6.  Особое место среди детских игрушек занимает кукла.

Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.

Слайд 7. Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями - силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.

- В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

Слайд 8. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

- Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.

Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления (интерактивные).

Слайд 9.Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С 4-5 лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Слайд 10. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит информацию любви, защиты, доброжелательности.

Слайд 11. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника).

Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.

Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Слайд 12. Кукла Кувадка (или Куватка).

Одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Слайд 13. Кукла «младенчик-пеленашка».

Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

Слайд 14. Крупеничка - самая главная кукла в доме. Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем. После посева в деревнях устраивали угощение для всей округи. Варили кашу в котлах прямо на улице. Каша – одно из самых любимых блюд народа.

Слайд 15. Кубышка - травница несет в дом здоровье.

Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям. Также ее ставят у кровати больного. Куколку разминают в руках - шевелят, и по всей избе разносится травяной дух. Меняют траву через два года.

Слайд 16. Подорожница - верный ангел-хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Это хороший подарок для путешественников. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще добавляют туда маленькое зернышко, чтобы путник был сыт. Маленький оберег в пути.

Слайд 17. Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны.

Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу с пожеланием "быть не только красавицей, но и умницей".

Слайд 18. Колокольчик - куколка добрых вестей.

У нее три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик - оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия.

Слайд 19. Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Мать должна не только взрастить девочку, но и подготовить ее к замужней жизни. Обученную и подготовленную к замужеству девушку называли Вестой. Невестой же называли ту девушку, которую обучать уже поздно, она хоть и готова, но не обучена, то есть не Веста. В жены не Весту никто не брал - это считалось браком.

Когда уходили на работу родители оставляли своему ребенку зайчика на пальчик. Это был первый друг и собеседник, с которым можно поиграть, пообщаться, поведать все свои секреты.

Слайд 20. Десятиручка изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.

Слайд 21. Неразлучники

Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

Сегодня, я предлагаю вам, смастерить куклу - Колокольчик.

Ход работы:

1. Берём вату и скатываем в шарик.

2. Этот шарик из ваты кладём в центр большого круга и обвязываем его.

3. Получилась первая (самая нижняя) юбочка (желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как это опора - на ней и будет «стоять» куколка).

4. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.

5. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

7. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

8. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты - цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

9. Надеваем на головку очелье (повойник) - цветную тесёмку вокруг головы.

10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

Итог:

Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими детьми.

- Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Я желаю Вам всего хорошего!

Для того что бы родители могли сделать совместно с детьми куклу, предлагается взять памятки с инструкцией по изготовлению «Куклы-закрутки».

После мастер-класса родителям раздаются анкеты, с целью получения информации о впечатлениях от проведенного вечера, от творческой деятельности.

Приложение 8

Мастер-класс для педагогических работников

«Изготовление куклы-оберега «Ангелочек»

  1. Введение (вводное слово мастера): (мастер-класс сопровождается спокойной релаксационной музыкой).

Здравствуйте, мои дорогие. Очень рада видеть вас на своем мастер-классе «Изготовление куклы-оберега Ангелочек». Как вы считаете, ангелы есть на самом деле?

А я знаю, что они есть...! Вы просто позовите его... поговорите с ним.., и он будет всегда с вами... Если вдруг вы сомневаетесь, то просто попросите его, чтобы он дал знак, что он рядом... и прислушайтесь... в тишине... над вами будет дуновение воздуха... очень ощутимое... значит, ваш Ангел рядом...!

Спи, мой малыш, на земле тишина,

Ангел-Хранитель два добрых крыла

Бережно над тобой распростер,

Он молится Богу, чтобы ты был спасен.

Ангел-Хранитель - помощник и друг.

Утешит в печали, облегчит недуг.

Богу молитву твою донесет,

И от отчаянья злого спасет.

Ночью и днем он защита тебе.

С ним не один ты идешь по земле.

Считается, что у каждого человека есть свой Ангел-Хранитель, он дается нам при рождении и сопровождает нас всю жизнь.

Ангел-Хранитель отгоняет от нас все напасти, и в трудные минуты призывает других ангелов к нам на помощь.

Ангел-хранитель ежедневно общается с человеком, к которому он «приписан», но большинство людей называет его внутренним голосом, чутьем, интуицией или шестым чувством.

Ангел не может вредить и причинять зло кому бы то ни было. Не нужно просить Ангела наказать врага, каким бы плохим он не был. Ангел чувствует время, в которое должно сбыться желание. Если просьба «хозяина» не услышана, значит, еще не подошло время для исполнения этой мечты. Значит, нужно подождать. Ангелы-Хранители наделены безграничными возможностями, почаще общайтесь со своим Ангелом-Хранителем, благодарите его за помощь. Не обязательно это делать вслух, достаточно обращаться к нему мысленно.

  1. Цель, задачи, принципы организации мастер-класса:

Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности.

Задачи:  

- расширять знания о куклах – оберегах Ангелочек;

- создавать куклу - оберег по традиционной технологии;

- развивать творческие способности, имеющиеся умения и навыки рукоделия.

Принципы организации:

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта.

Оптимальность. Достаточность используемых средств, их сочетание, связь с целью и результатом. Усиление наглядности через использование электронной презентации для сопровождения выступления.

  1. Описание содержания этапов мастер-класса: 

Образы Ангелов – особенные украшения, обереги. Ими можно украсить дом, подарить близким и друзьям по любому поводу. Ангелочки, сделанные вручную, особенно своими руками или кем-то из близких, дарят особое тепло, свет и настроение. Ангела часто вешают над колыбелькой, кладут в кроватку или коляску младенца, крепят к дверному проёму или люстре, чтобы оберег «парил» над всей комнатой. Можно хранить Ангела на полочке в шкафу, можно «поселить» его в автомобиле, в котором ребенок часто ездит с вами, можно даже давать своему чаду куколку с собой в сумку, когда ребенок куда-то уходит или уезжает. Словом, жестких ограничений, как использовать и хранить обережного Ангела, нет. Главное: беречь его, относиться с уважением и не играть с ним, ведь оберег – сакральная вещь, и подход к ней должен быть соответствующим. Им не рисуют лица. Считается, что если это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица, она просто передает через себя то, что вложил в нее человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла.

 Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от «злых сил», принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во «взрослую жизнь» полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.

  Сегодня я хочу предложить вам создать куклу-оберег Ангелочек.

  Прежде, чем приступить к работе, давайте немного разомнемся.

  Проводится пальчиковая гимнастика. 

Ангелочек – одна из самых простых и великолепных кукол, завораживающая своей изысканной простотой.

1.Нам понадобятся следующие материалы: два квадрата ткани. Один лоскут больше - на тело, а поменьше - крылышки, нитки, вата.

2.В центр квадрата кладем кусочек ваты или ветоши.

3.Перетягиваем нитью, формируя голову Ангела.

4.Расправляем морщинки на лице, следим, чтобы все уголочки были равной длинны. 5.Отмеряем длину ручки, расправляем и подгибаем уголок вовнутрь, на длину ручки. 6.Затем к центру, с двух сторон закладываем (как самолетик в детстве) обе стороны и перегибаем.

7.Завязываем ладошку на 2 узелка. Аналогично делаем вторую ручку, следим, чтобы были одинаковы по длине.

8.Для крылышек берем квадрат поменьше.

9. Прособираем... Прикладываем к спинке.

10.Выводим концы нитки вперед, затем назад и завязываем спереди бережный крестик, следя, чтобы крылышки были равномерно распределены сзади.

11.Замечательные получились Ангелочки. Теперь они ваши, можете подарить своим родным, друзьям, или хранить его у себя дома.

Твой Ангел-Хранитель всегда за спиной,

Он душу небесную держит руками.

Скажи ему: «Мне так чудесно с тобой!»,

А он приласкает, обнимет крылами.

Пусть Ангел-Хранитель всегда будет с вами.

Приложение 9

Мастер- класс «Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки»

Цель: повышение профессионального мастерства  педагогов в вопросах художественно- эстетического воспитания детей  через ознакомление с традиционными народными  куклами.

Задачи:

  1. Расширить представления педагогов о роли народной культуры в художественно-эстетическом  воспитании дошкольников.
  2. Развивать интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
  3. Привлечь внимание к истории народной куклы, выделяя её достоинства.
  4. Показать значимость народной игрушки в воспитании ребёнка дошкольника.
  5. Познакомить с приёмами изготовления куклы.

Оснащение: наборы для изготовления кукол (два кусочка ткани, нитки, ножницы); презентация «Народные куклы»; выставка «Народные куклы».

Ход:

   Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

   Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

   Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

   Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

   Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я обратила внимание на приобщение детей к изготовлению русской народной тряпичной куклы.

   Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

   Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

   Каждая кукла имела свое значение. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. 

   Обереговые  куклы (лихорадки, кувадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая  кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать.

   Обрядовые -  это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (коляда, масленица, коза). С ними ходили по дворам  ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали  и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям.

   Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, кулачник, девка-бабка).  Служили детям для игры. Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой.

   Современному ребёнку нужна народная кукла. Главная ценность в том, что ребёнок может сам (под руководством взрослого) её мастерить – кукла становится для ребёнка родной и дорогой, способствует развитию творческих способностей детей. При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию. У детей развивается мелкая моторика, художественный вкус.

Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, изготовить куклу Кувадку (куватку). Кувадка – это оригинальные тряпичные куклы для самых маленьких, одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Для изготовления кувадки необходимы два прямоугольных (разных размеров) лоскута яркой, как правило, однотонной, ткани и нитки. Разноцветные кувадки развешивались над детской  колыбелькой.  Кувадка - игрушка, сделанная без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в каком случае не может повредить ребенку. Процесс ее изготовления очень несложен, доступен для самостоятельного изготовления ребенку с пяти лет.

C:\Users\Люда\Desktop\СХЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ\КУВАДКИ СХЕМЫ.jpg

1 вариант (Кувадка Среднерусская)

Рис. 1-4. Прямоугольный лоскут ткани с двух сторон сворачиваем к середине, затем получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, формируя голову (нить не обрезаем – ей же делаем крест на груди и пояс).

Рис. 5. Готовим руки: как и тело, сворачиваем другой лоскут - квадрат размером поменьше, перевязываем его края – получаются ладошки.

Рис. 6-7. Вставляем руки между передним и задним лоскутом тела куклы и делаем крест на груди, перевязываем на поясе. 

2 вариант (Кувадка Тульская)

Рис 1-3. Прямоугольный лоскут ткани берём и скручиваем несколько раз (как будто выжимаем полотенце).

Рис. 4. Из скрученной части формируем кольцо - головку куклы, перевязываем на груди и перевязывается пояс. Свободные концы – это тело куклы.

Рис. 5. Готовим руки: прямоугольный лоскут поменьше перетягиваем нитью в центре и по краям (формируя ладошки), красиво расправляем складки.

Рис. 6. Вставляем руки между лоскутами ткани, перетягиваем нитью крест на груди, завязываем на поясе. Кувадка готова!

К головам кувадок привязывают нити, чтобы их можно было подвесить. Нить удобно привязывать так: берём нитку, складываем пополам. Получается петля. Концы нитки связываем и просовываем в кольцо – голову. А затем протягиваем через петлю и затягиваем. 

3 вариант (Кувадка Вятская)

Вятская кувадка похожа на птицу. Или на Душу, которая приходит в мир. Размер этой куколки - в ширину ладони.

Делается она из двух лоскутков яркой материи одного цвета. Один лоскут - квадратный, размером примерно с мягкую часть ладони. Второй - прямоугольный, в полтора таких квадрата.

Рис. 1-2. Квадратный лоскуток складываем пополам по диагонали и сворачиваем-складываем, начиная с уголка к месту сгиба. Получается такая тесёмочка шириной в палец.

Рис. 3. Получившуюся тесёмку лучше не класть, а держать в руке между большим пальцем и ладонью. Это будет голова куколки и её ручки–крылышки. Концы перекрещиваем: получается петля и торчащие кончики по бокам - ручки.

Второй лоскуток (прямоугольный) собираем складочками вдоль длинной стороны. Это будет тельце - юбочка куколки.

Рис. 4. Собранный складочками прямоугольник просовываем в петельку, как бы навешиваем на ручки, лицевой стороной ткани к себе. Задний конец получается короче переднего.

Рис. 5-6. Ниткой (традиционно красного цвета) закрепляем ручки крест-накрест и несколькими витками юбочку под ручками (по талии). Конец нитки закрепляем узлом так, чтобы нитка оканчивалась сзади. На ней куколку можно подвесить. Расправляем юбочку – куколка готова

Список литературы:

Методическая литература:

1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно- методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.

2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007 г.

3. Н Рыжова Н., Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

4. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

5. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009 г.

6. Богданова И. «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010 г.

7. Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы».- Петрозаводск: Периодика, 2010 г.

8. Яковлева Лариса «Куклы на все времена». Детская литература

9. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

10. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

11. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

12. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

13. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.// И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

14. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология». Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

Электронные (интернет) ресурсы:

16.Тряпичные куклы: www.rukukla.ru 

17. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru 

18.Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

19.Славянская кукла: www.slavakukla.ru 20.Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru 

21.Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru 

22. Ручная Работа: www.handmade.idvz.ru 

23. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru 

24. Славянские куклы: www.liveinternet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Музыкально-дидактические игры- эффективное средство развития музыкальных способностей детей".

Музыкально- дидактическая игра является уникальным материалом для работы, так как в этих играх присутствуют все виды музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные способ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ  как эффективное средство  духовно-нравственного воспитания дошкольнико...

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...