Педсовет: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»
консультация по теме
Педсовет:«Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет | 29.85 КБ |
Презентация к педсовету | 121.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»
По форме педсовет – тематический.
По составу участников – постоянный.
Тема: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме правового воспитания детей дошкольного возраста и их родителей.
Задачи:
1. Углубить и совершенствовать знания педагогов по реализации правового воспитания в ДОУ.
2. Активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках правового воспитания.
3.Совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.
Повестка:
1.Соблюдение прав ребенка, уважение к его личности – гаранты развития его индивидуальности. Докладчик Донец С.Л.
2.Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей младшего возраста. Докладчик Сурганова Г.В
3. Консультация по теме: «Семья глазами ребёнка (с использованием детских работ) Докладчик Красюкова М.А.
4.Викторина «Знаем ли мы права детей?». Докладчик Елефтериади Л.Х
5. Проблемные ситуации в педагогической практике воспитателя (работа по группам)
6. Отчёты по группам по реализации правового воспитания по возрастным группам.
7. Решение педсовета.
Ход:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема педсовета: «Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста и их родителей».
Повестка:
1.Соблюдение прав ребенка, уважение к его личности – гаранты развития его индивидуальности. Докладчик Донец С.Л.
2.Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей младшего возраста. Докладчик Сурганова Г.В
3. Консультация по теме: «Семья глазами ребёнка (с использованием детских работ) Докладчик Красюкова М.А.
4.Викторина «Знаем ли мы права детей?». Докладчик Елефтериади Л.Х
5. Проблемные ситуации в педагогической практике воспитателя (работа по группам)
6. Отчёты по группам по реализации правового воспитания по возрастным группам.
7. Решение педсовета.
Сегодняшний педсовет хочу начать со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
Задачи педагогов дошкольного учреждения:
- формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении;
-развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию;
-предоставлять каждому ребёнка возможность почувствовать в свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву;
- вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.
Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.
Нами была проделана большая работа по подготовке данного педсовета:
- проведён семинар – практикум,
- оформлены правовые уголки для родителей,
-открытый просмотр непосредственно организованной деятельности воспитателя Аврамовой В.М.
Сегодня мы подведём промежуточный итог данной работы, потому что данная тема и работа должна проходить систематически ежегодно.
Перед обсуждением высказываний проведём тест.
(каждый человек, находясь в той или иной позиции воспринимает ситуацию по разному, в зависимости от той позиции в которой он находится. Что видит первый человек, что видит другой. Почему?)
Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
Осуждение высказываний философов.
- Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. (В. Гюго)
2.Человек, уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира. (Д. Писарев)
3.Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие – оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него. (Л.Н. Толстой)
Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространённых видов нарушений прав детства:
- физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
- морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
- игнорирование родителями интересов ребёнка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребёнка вне дома, пренебрежение взглядам и интересам ребёнка;
- отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);
- нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителям супружеской неверности.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный" ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
- К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
- Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
- ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:
• разработка системы планирования;
• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
• подготовка дидактического материала;
• определение содержания работы;
• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку.
Каковы же характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми?
Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности.
Индивидуальный подход, т.е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями.
Признание и принятие личности ребенка, умение "встать на его точку зрения", не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции.
Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Выступление содокладчиков.
2.Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей младшего возраста. Докладчик Сурганова Г.В
3. Консультация по теме: «Семья глазами ребёнка (с использованием детских работ) Докладчик Красюкова М.А.
4.Викторина «Знаем ли мы права детей?». Докладчик Елефтериади Л.Х
5. Проблемные ситуации в педагогической практике воспитателя (работа по группам)
Вам было задано разработать педагогические ситуации по проблеме правового воспитания.
Работаем в группах. Сейчас вы обменяетесь своими напечатанными ситуациями. Вам дается время обсудить данные ситуации и после 5 минут дать решение. После обсуждения группа, которая разработала ситуацию, дает своё решение.
6. Отчёты по группам по реализации правового воспитания по возрастным группам.
Поликультурное воспитание.
Правовое воспитание является частью, гранью более ёмкого понятия, которое появилось в последнее время в педагогике – поликультурное воспитание.
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.
-Я хочу вам представить материалы межрегионального фестиваля по поликультурному воспитанию педагогических инноваций, который состоялся в марте месяце. (материалы по межрегиональному фестивалю педагогическ4их инноваций)
Решение педагогического совета.
- Совершенствовать работу по правовому воспитанию во всех возрастных группах: создание правовых уголков в группах старшего дошкольного возраста (старшие, подготовительные), систематическое обновление информационных уголков для родителей по правовому воспитанию. Отв. Педагоги. Постоянно.
- Создать сборник педагогических ситуаций по материалам педагогического совета. Отв. Зам. заведующей по ВМР. (июнь-август)
- Разработать перспективное планирование по правовому воспитанию в средней – подготовительной группе (инициативная группа) (июнь-июль)
- Разработать программу по правовому воспитанию в рамках образовательной программы ДОУ. Отв. зам. заведующей по ВМР. (июль - август)
- Оформить картотеку дидактических игр по правовому воспитанию. Отв. Зам. зав. по ВМР. Сентябрь
Приложение.
Конкурс – игра «Знатоки права».
За правильный ответ игрок получает фишку. У кого больше фишек – тот победитель.
Вопросы:
1-й тур.
Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка)
В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет)
На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей)
Воспитание является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).
Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя)
2-й тур.
Какие права были нарушены в ситуации: 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)
Какие права были нарушены в ситуации: 17 – летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола)
Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь)
Какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).
3-й тур.
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросёнка», зайчик из сказки «Ледяная избушка»).
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка – путешественница)
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить защиту и убежище от преследований в других странах (Дюймовочка)
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).
4-й тур.
Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей)
Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна – лягушка»? (Право вступать в брак по собственному и обоюдному желанию).
Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность).
5-й тур.
Предлагаю педагогам решить ситуацию.
Ребёнка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущённого молока «Мишутка».
Вопросы:
- Какое право ребёнка нарушено?
- К каким последствиям может это привести?
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идёт за куклой и начинает её укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.
Вопрос:
-Какое право реализует ребёнок в данной деятельности?
Родители выступили против сбора денег на оплату охраны в детском саду. Эта проблема была внесена в повестку родительского собрания.
Вопрос:
- Какое право пытаются родители оспаривать? На какие документы вы будете ссылаться на родительском собрании?
Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.
Вопрос:
-Какие права ребёнка были нарушены?
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопрос:
-Нарушает ли воспитатель права ребёнка?
1. Какие положительные моменты в работе нашего детского сада вы отмечаете?
2. В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по-вашему, их можно изменить?
3. Решение каких проблем необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
4. Укажите, в подготовке каких вопросов вы могли бы принять участие.
5. Какую тему самообразования вы намерены взять в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинск
Задачи педагогов дошкольного учреждения:
«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго) «Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие – оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него». (Л.Н. Толстой)
Пять групп нарушений прав детства
Факторы риска:
Основные признаки Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. Неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса
Особенности в поведении взрослых : В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Мероприятия: разработка системы планирования; обеспечение научно-методического сопровождения этого направления; подготовка дидактического материала; определение содержания работы; создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Задачи: Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения. Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку
Характерные черты стиля общения воспитателя с детьми Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности. Индивидуальный подход, т.е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями. Признание и принятие личности ребенка, умение "встать на его точку зрения", не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции. Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. ( социокультурная толерантность)
Проект решения педагогического совета: Совершенствовать работу по правовому воспитанию во всех возрастных группах: создание правовых уголков в группах старшего дошкольного возраста (старшие, подготовительные), систематическое обновление информационных уголков для родителей по правовому воспитанию. Отв. Педагоги. Постоянно. Создать сборник педагогических ситуаций по материалам педагогического совета. Отв. Зам. заведующей по ВМР. (июнь-август) Разработать перспективное планирование по правовому воспитанию в средней – подготовительной группе (инициативная группа) (июнь-июль) Разработать программу по правовому воспитанию в рамках образовательной программы ДОУ. Отв. зам. заведующей по ВМР. (июль - август) Оформить картотеку дидактических игр по правовому воспитанию. Отв. Зам. зав. по ВМР. Сентябрь Составить сборник разработок конспектов по правовому воспитанию . (по одному конспекту). Воспитатели (сентябрь-октябрь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"
В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....
Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить своего ребенка с правами и ко...
«Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» тема: «Организация сюжетно - ролевой игры в средней группе на тему пожарные».
Здесь представлен материал, который поможет спланировать игровую деятельность у дошкольников....
Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СТАТЬЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...
Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...