Главные вкладки

    Проект "Семья- хранительница традиций"
    проект (старшая группа) на тему

    Мингазова Тамара Федоровна

    Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных традиций. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_semya_hranitelnitsa_traditsiy.docx44.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор Мингазова Тамара Федоровна, Сахалинская область, г. Оха

    Паспорт проекта

    Семья – любви великой царство.

    В ней вера, праведность и сила.

    Семья – опора государства,

    Страны моей, моей России.

    В семейном кругу все корни твои

    И в жизнь ты выходишь из семьи,

    В семейном кругy мы жизнь создаем,

    Основа основ родительский дом.

    Название проекта: «Семья- хранительница традиций

    Разработчик: Мингазова Т.Ф..

    Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

    Тип проекта:  практико- ориентированный.

    Продолжительность проекта: долгосрочный.

    Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);

    Актуальность: Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных традиций. 
    Бесценным культурным наследием являются народные песни, отразившие древние воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческую фантазию башкир. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Общая задача родителей и детского сада - передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

    Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянский, тюркский), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. Одна из важных задач в дошкольном возрасте — приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа. К сожалению, не все родители чтут народные традиции. И если есть традиции, бытующие в семьях современных дошкольников, то они не отличаются разнообразием и индивидуальностью. Одна из причин - родители затрудняются в определении доступных для понимания ребенком традиций. В таких случаях взаимодействие родителей и детского сада в вопросах возрождения семейных традиций, сохранения устоев, очень важно.
    Следует вспомнить, что в каждой семье бывают свои домашние праздники. Дети особенно любят день рождения. Это и подарки, и приход гостей, и праздничное настроение. Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть впоследствии малыш никогда не произнесет эту печальную фразу! День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что впоследствии поможет с теплотой вспомнить о своем детстве.
    Много волнительных минут доставляет детям предвкушение встречи Нового года. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - так сказал Л.Н.Толстой. Праздник должен доставить только эмоционально-положительные эмоции, а для этого обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.

    На примере взрослого ребенок начинает понимать, как важно проявлять уважение к старшим, уметь приветствовать, быть гостеприимным. В нашем детском саду идет усиленная работа по педагогическому просвещению родителей в вопросах национальной культуры. Я всегда рекомендую использовать дома народную музыку для слушания, пения, не забывать о народных играх, для того, чтобы ребенок постигал красоту родного языка, приобщался к культуре своего народа. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. А еще семейные традиции и ритуалы: 
    • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;

    • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
    • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
    • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

    • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
    Вполне по силам взрослых создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забыть только три главных правила:
    • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
    • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
    • можно задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. 
    Вот примерная тематика традиций в семье: домашние игры (лото, шахматы), совместное чтение по вечерам любимых стихов и сказок, былин, рассказов; семейное пение, музицирование; сотворчество детей и родителей; семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, летний отдых всей семьей, выпуск семейной газеты, оформление картинной галереи, где выставляются рисунки всей семьи, семейное рукоделие, спортивные походы и многое другое. Обязательно нужно популяризировать роль старшего поколения как хранителей традиций, ценностей семейного воспитания. Следует помнить о том, что семейные традиции помогут ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, у него сложатся предпосылки для вхождения в более широкий социум, а значит, будут способствовать более успешному развитию. И тогда не исчезнут в череде лет и веков имена предков, если будут их вспоминать родные, если не расстанутся потомки со своими лучшими национальными традициями.

    Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто.И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов,требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного,духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.

    Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества,семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.

    Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти»будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», –эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.

    Таким образом,нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

    Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно –патриотических качеств

    Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

    - установление единства в воспитании детей;

    - педагогическое просвещение родителей;

    - изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

    - ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

    Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

    • беседы;
    • консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
    • совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
    • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
    • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
    • поручения родителям.

    Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

    Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    • корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
    • семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
    • счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

    У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.

    Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии.Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут.

    Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках»,«Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах.

    Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели«гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?и т.д.).

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,«любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,«трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

    Творческое название проекта

    «Семья- хранительница традиций»

    Тип проекта

    Информационно – практико -  ориентированный

    Возраст детей

    Старший дошкольный возраст

    Исполнители

    Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, логопед, родители, ближайшие родственники.

    Продолжительность

    Долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май

    Раздел программы

    «Мир социальных отношений»

    Тематическое  поле

    Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.

    Актуальность

    1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.

    2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.

    3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

    4) В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

    5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

    Проблема

    Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

    Цель

    Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

    Задачи

    1) Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

    2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

    4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

    5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

    6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

    7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

    Этапы реализации проекта

    1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

    2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

    3 этап- обобщающий (май)

    Результат

    1) Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

    2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

    3)Создана методическая копилка по данной проблеме.

    4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность  родителей в их  педагогических возможностях.

    Презентация проекта

    Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья»посвящённая Дню семьи.

    ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

    Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

    Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

    Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.

    Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

    В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

    Анализируя    работы    современных    исследователей (Л.В. Кокуевой,  Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:

    - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа;

    - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

    - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

    Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

    Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

    Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

    - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

    Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

    Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

    К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

    В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности  – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

    Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации  проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными  факторами.

    Перспективный план  реализации проекта

    Месяц Тема

    Организованная деятельность с детьми

    Совместная деятельность педагогов и детей

    Совместная деятельность с родителями

    Консультативная информация для родителей

    сентябрь

    Анкетирование родителей и диагностика детей

    октябрь

    Моя семья

    1 . Социальный мир

    «Моя семья»

    2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

    «А у нас дружная семья!»

    3. Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

    Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».

    Чтение сказок

    «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

    Рисование:   «Моя семья»

    Рассматривание картин:

    Т. Сорокина «Семья»

    Ю.Кугач «В субботу»

    Драматизация сказки: «Репка»

    Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

    Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей»

    Круглый стол: «Роль семьи в воспитании и коррекции речи детей»

    Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй»

    Мини - проект:  «Герб моей семьи»

    Консультация:

    «Главные условия воспитания детей в семье»

    Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»

    ноябрь Члены моей семьи

    1 . Социальный мир

    «Что я знаю о себе»

    2 . Социальный мир

    «Кто живёт со мной»

    Портреты детей из солёного теста:

    «Приятно познакомиться»

    Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

    Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».

    Чтение произведений:

    Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».

    Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке»

    Игровая ситуация:

    «Мои братья и сёстры»

    «Каким я был,  каким я стану», «Мы - разные».

    Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».

    Игры-драматизации:

    «Три поросенка»

    Формирование фотоальбома своей семьи для группы.

    Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»

    Мини -  проект:

    «Сказка на ночь»

    Сочиняем  и записываем сказки вместе.

    Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери»

    Буклеты:

    «Здравствуйте, дорогие мои»

    декабрь Наши имена и фамилии

    1 . Социальный мир

    «Наши имена»

    2 . Социальный мир

    «Наши фамилии»

    Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя»

    Творческая речевая деятельность:

    Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»

    Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко»,

    «Двенадцать месяцев».

    Дидактические игры:

    «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»

    Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»

    Мини - проект:    «Генеалогическое древо моей семьи».

    Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

    Папка-передвижка:

    «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»

    Буклеты:

    «Основные заповеди «здоровой» семьи»

    январь Родительский дом – начало начал

    1 . Социальный мир

    «Мой дом»

    2 . Социальный мир

    «Береги свой дом»

    Конструктивная игра: «Нарисуй и построй»

    Дидактические игры: «Стройка», «Разные дома».

    Беседа на тему: «История моего дома»,

    «Мой дом - моя крепость»

    Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»

    Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»

    Сюжетно-ролевые игры:  «Новоселье», «Ремонт в квартире».

    Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».

    Обсуждение ситуаций:  «Моя комната», «Мой игровой уголок»,

    «Чтобы в доме стало веселей».

    Пальчиковая игра: «Строим дом»

    Конкурс:

    «Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)

    Фотовыставка: «Мой день в детском саду»

    Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»

    Консультация:

    «Как дети создают конфликты между родителями»

    Буклеты:

    «Роль матери и отца в воспитании»

    Февраль

    Мой папа

    Защитник  Отечест ва

    1 . Социальный мир

    «Защитники Отечества»

    2. Мир искусства и художественная деятельность (Лепка)

    «Портрет моего папы»

    Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества

    «Мой папа солдат»

    Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

    Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях

    Аппликация:

    «Мальчик - с - пальчик», «Наша Армия родная» - коллективная

    Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»

    Сюжетно-ролевые игры:  «Моряки», «Летчики».

    Подвижные игры: «Всадники», «Самолеты»

    Пальчиковая игра:

    «Капитан»

    Игра – викторина для родителей

    «Звездный час»

    Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

    Изготовление семейных газет:

    «Любим вместе отдыхать бегать, прыгать и играть!»

    Папка-передвижка:

    «Растим мужчину»

    Буклеты:

    «О роли отца в семье»

    март

    Моя мама

    1 . Ознакомление с художественной литературой

    «Как аукнется, так и откликнется»

    2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

    «Портрет мамы»

    Беседа на тему:

    «Что любит моя мама»

    «Мама глазами художников»

    Рисование:

    «Моя любимая мама»

    Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

    Настольный театр:

    «Волк и семеро козлят»

    Музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Мама и детки».

    Сюжетно-ролевые игры:  «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»

    Творческая речевая деятельность:

    Описательный рассказ- «Моя мама красавица»

    Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «На балу у Золушки»

    Фотоконкурс

    «Самая желанная улыбка для мамы»

    Папка-передвижка:

    «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»

    апрель Профессии моих родителей

    1 . Социальный мир

    «Кто построил новый дом»

    2. Мир искусства и художественная деятельность (Рисование)

    «Все работы хороши, выбирай на вкус»

    3 . Логоритмическое занятие

    «А что у вас?»

    Беседа на тему:

    «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

    Чтение произведений

    С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»

    Рассматривание иллюстраций:

    «Папина профессия»

    Сюжетно-ролевые игры:  «Водители», «Поезд»

    Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

    Творческая речевая деятельность:

    Рассказ детей на тему- «Хочу быть как мама, папа»

    Педагогическая лаборатория: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»

    Мини - проект:

    «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии.

    Папка-передвижка:

    «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»

    Буклеты:

    «Основы нравственных отношений в семье»

    май

    Мы помощники

    1 . Социальный мир

    «Маленький, да удаленький»

    2. Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи

    «Для чего руки нужны»

    Беседа на тему: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».

    Просмотр мультипликационного фильма:

    «Федорино горе», «Марья – искусница»

    Игра имитация: «Мамины помощники»

    Фотоэкспозиция: «Мой день в детском саду»

    Сюжетно-ролевые игры:  «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».

    Пальчиковая игра: «Три Катюшки» «Помощник»

    Работа с крупами: «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки»

    «День открытых дверей» для родителей

    Презентация проекта-

    Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи:  «Цветок семейного счастья»

    Папка-передвижка:

    «Домашние обязанности».

    Буклеты:

    «Распределение обязанностей в семье»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "Мать хранительница очага"

    Познакомить детей подготовительной к школе группы,  с понятием: "мать- хранительница очага", объяснить его смысл. Подвести к пониманию незаменимости, значимости матери в семье....

    " У хранительницы сказок"

    Вечер досуга с родителями....

    Мастер-класс по теме: Изготовление оберега «Хранительница семейного благополучия"

    Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира. Орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные принципы. В них выражались нравственные и эстетические идеалы хантов. Тес...

    Семья как хранительница народных традиций

    Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных тради...

    Консультация для родителей «Семья – хранительница традиций»

    Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы сохранения и развития народных традиций....

    Проект «Семья — хранительница духовных и нравственных ценностей»

    Проект по духовно-нравственному воспитанию....