Родительское собрание «Ваш ребенок идет в школу»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Покаляева Марина Викторовна

 Жизнь семьи при поступлении ребенка в первый класс стабилизируется, когда ребенок окончательно примет на себя роль школьника, а родители почувствуют себя родителями школьника. Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим. Это родительское собрание поможет родителям примерить на себя роль родителей школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Ваш ребенок идет в школу»

План собрания:

1. Сообщение: «Ваш ребенок идет в первый класс»;

2. Тест:  «Какой вы родитель»;

3. Выступление психолога;

4. Организационные вопросы;

Материал к собранию:

- памятки на каждого родителя «Родителям будущих первоклассников»

- листы бумаги и ручки

- выставка рисунков детей на тему «Моя семья»

(слайд1) Пройдет совсем немного времени, и ваших малышей назовут первоклассниками, а вас, взрослые, - родителями школьников. И у каждого появится своя сложная, но важная роль в школьном процессе. Поступление ребенка в 1-ый класс, естественно, отражается на всех членах семьи.

 Чтобы семья адаптировалась к новым условиям, и ее ритм вошел в норму, потребуется время. Жизнь семьи стабилизируется, когда ребенок окончательно примет на себя роль школьника, а родители почувствуют себя родителями школьника. Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям.

И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим.

(слайд2) Для начала надо выработать и у ребенка, и у себя позитивное отношение к школе. 

(слайд3) Вспомнить тот период в своей жизни, когда вы учились в школе.

  1. Расскажите ему о том, как вы пошли в первый класс, какие ожидания были у вас, опишите, если помните, свою первую учительницу, своего одноклассника, с которым вы сели первый раз за парту.
  2. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Вспомните все свои чувства, переживания и тревоги, как позитивные, так и негативные.
  3. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. Вы это делаете не только ради ребенка, но и ради себя – ведь именно вам участвовать в школьной жизни вашего ребенка целых десять лет.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет.  Но не надо  говорить детям о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут... », «Двойки будут ставить», «В классе засмеют.» Постоянно повторяя это, вы невольно даете детям установку на неудачи в школе.

Конечно, каждая семья переживает по-своему данную ситуацию. Но важно помнить, что это событие является позитивным, положительным и требует от вас мобилизации сил и любви к собственному ребенку.

(слайд4) Хорошо подготовить ребенка к школе – задача непростая. Решая эту задачу, надо учитывать физические, физиологические, психологические особенности самого ребенка. Учитывать и то учебное заведение, в котором будет предположительно обучаться ребенок, его программные требования.

(слайд5)  Современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад. По мнению специалистов, нынешний первоклассник имеет некоторые особенности:

1. Между детьми большая разница уровня развития, степени эмоциональной и психической готовности к началу учебы.

 2. У современных  детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Часто их информированность носит противоречивый характер, отсюда возникает тревожность и неуверенность.

3. Особенно хочется отметить у  современных детей сильное ощущение своего «Я» и более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет, желание везде быть первыми.

 4. У детей  в наше время появляется недоверие к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми они принимают на веру.

На чем же основывается большинство  родителей, когда решают, что их ребенок готов к школе?

Почти всегда на умении малыша читать и считать. Но эти умения вовсе не означают, что ребенок готов к систематическому организованному обучению в школе. Чтение, письмо и счет являются лишь признаками умственного развития, но не являются критериями психофизической готовности к посещению школы.

(слайд6)  В понятии психологическая готовность к школе обычно выделяют два основных  аспекта: личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны, как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

(слайд7) Вы все знаете, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет.

- Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни. К «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям, осознанно хотеть этого. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольников. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

-  Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю и сверстникам. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, при которой взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования  выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу.

По мнению многих педагогов в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Во всяком случае, при личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руку, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания.

Такой ребенок может встать в середине урока и, собирая портфель, сказать: «Все, надоело, сегодня больше учиться не хочу» Это не непосредственность, не раскованность (как  оправдывают ребенка родители), а недостаточное развитие произвольности – способности понять и принять определенную цель и действовать в соответствии с этой целью. По подсчетам  соцопроса всего лишь 28% дошкольников знают, зачем идти в школу, а 72% отвечают: «Время пришло», «В садике больше нельзя» и другие. Но что хуже всего, эти дети повторяют слова родителей.

- Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению. Ребенок должен спокойно принимать ту ситуацию, в которой он окажется не на первом месте, его результат буден ниже результатов других детей. Но конечно детей с пониженной самооценкой надо больше хвалить, поддерживать.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо отметить и  развития сферы произвольности (произвольного внимания, памяти). Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. По своей сути урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Было бы хорошо, если бы требования, предъявляемые в школе, совпадали с теми, которые установлены у вас дома, или не очень сильно отличались.

Можно привести пример:  учитель говорит, что улицу переходят только на зеленый свет,  для ребенка это закон. Но мама почему-то переходит улицу, где придется и на красный свет, мол, машины далеко. Ребенок растерян, кому верить: учителю или маме?

 Во-первых, мама сознательно или бессознательно подрывает авторитет учителя;

 Во-вторых, мама вносит сомнения и неуверенность в слабую психику ребенка;

 В-третьих, жизнь ребенка подвергается реальной опасности.

- Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

(слайд8) Интеллектуальная готовность включает в себя не только знания, которые имеет ребенок, а еще предполагает наличие у него широкого кругозора, запаса конкретных знаний, интереса  к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, развитие мелкой моторики руки, зрительно-двигательной и пространственной координации. Так же важно умение ребенка добывать, находить информацию из разных источников знаний.

(слайд9) В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только  подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное  место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1.Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» —  отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное  имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

2.Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

3. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием.

Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте отстающих надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не ценность выигрыша.

4.Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. 

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

5.Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. 

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно,

как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. Например: На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам  займет очередь к специалисту.

6.Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

7.Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

8.Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

-Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

-Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом

самое высокое.

-Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

-Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

-Учите ребенка чувствовать.

Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его

любознательность перерастет в радость учения.

Тест: “Какой вы родитель?”

"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?": на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да - 5 баллов.
Нет - 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
Да - 5 баллов.
Нет - 1.

3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?
Всегда - 5 баллов.
Иногда - 3.
Никогда -1.

4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?
Да - 5 баллов.
Иногда - 3.
Никогда - 1.

5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?
Да, часто - 1 баллов.
Иногда - 3.
Принципиально нет - 5.

6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?
Да - 5 баллов.
Иногда - 3.
Не хочу - 5.

7. Ваш ребенок послушен?
Всегда - 5 баллов.
Иногда - 3.
Нет - 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?
Да, всегда - 5 баллов.
Иногда - 3.
Нет - 1.

9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?
Всегда - 5 баллов.
Иногда - 1.
Нет - 1.

10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
Да - 5 баллов.
Иногда - 3.
Нет - 1.


А теперь подсчитайте набранные баллы:

От 10 до 23 баллов: вероятно, вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом, не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.

От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае, у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.

От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Ваш ребенок идет в школу

Слайд 2

Выработайте и у ребенка, и у себя позитивное отношение к школе

Слайд 3

Расскажите ему о том, как вы пошли в первый класс Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Слайд 4

Учитывайте физические, физиологические и психологические особенности ребенка

Слайд 5

между детьми большая разница уровня развития, степени эмоциональной и психической готовности к началу учебы обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам сильное ощущение своего «Я» и более свободное и независимое поведение появляется недоверие к словам и поступкам взрослых Современный первоклассник, какой он?

Слайд 6

Готовность к школе Интеллектуальная Личностная (мотивационная)

Слайд 7

Личностная готовность Желание учиться Отношение к учителю и сверстникам Отношение к себе Определенная доля самостоятельности Развитая сфера произвольности (внимания, памяти) Личностная готовность к школе - стремление ребенка к новой школьной жизни отношение к учителю и сверстникам отношение к себе развития сферы произвольности обладание самостоятельностью .

Слайд 8

Интеллектуальная готовность Знания и умения Широкий кругозор Запас конкретных знаний Интерес к знаниям и процессу их получения Умение добывать информацию из разных источников Развитие зрительно-двигательной и пространственной ориентации

Слайд 9

Помогите ребенку! овладеть информацией, которая позволит ему не теряться содержать в порядке свои вещи правильно реагировать на неудачи стать вежливым культурным человеком обрести чувство уверенности в себе стать самостоятельным в обыденной жизни самостоятельно принимать решения чувствовать и удивляться

Слайд 10

Памятка родителям будущих первоклассников : Серьёзно относитесь к делам ребенка, интересуйтесь ими! Разговаривайте, обсуждайте с ребенком все его проблемы и успехи! Не ругайте его! Никогда не говорите ребенку, что он плохой. Хвалите его обязательно. Доверяйте ребенку Любите своего ребёнка!

Слайд 11

Ученые выяснили, что атмосфера дома влияет на детскую успеваемость. Успехи ребенка в учебе гораздо больше зависят от его отношений с родителями, чем от качества обучения.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям

Родителям будущих первоклассников

- Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребёнка, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

- Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не всё сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

- Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

- Хвалите его обязательно. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

- Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.

- Любите своего ребёнка! Любите любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок - это праздник, который пока с вами!

Ученые выяснили, что атмосфера дома влияет на детскую успеваемость. Успехи ребенка в учебе гораздо больше зависят от его отношений с родителями, чем от качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к родительскому собранию"Ваш ребенок идет в школу"

В сообщении говорится о критериях готовности ребенка к школе....

Родительское собрание "Мое солнце идет в школу"

мониторинг готовности выпускников к обучению в школе, готовность родителей, защита пректов...

Родительское собрание "Ваш ребенок идет в детский сад"

Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненн...

Родительское собрание на тему:" Ваш ребенок идет в школу"

Родительское собрание на тему:" Ваш ребенок идет в школу"...

Родительское собрание Круглый стол. «Ваш ребенок идет в школу, а готов ли он?»

Родительское собрание Круглый стол.«Ваш ребенок идет в школу, а готов ли он?»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ»

ПЛАН:Вступительное слово (особенности возраста).Просмотр видео «Особенности 7 летнего ребенка»Как определить готовность к школе?Отношение с учителемЗаключениеЛитература...

Родительский тренинг "Мой ребенок идет в школу"

Цель: способствовать расширению представлений родителей о готовности к школьному обучению....