«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»
консультация (старшая группа) на тему

Степанова Елена Владимировна

Консультация для педагогов

«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskaya_literatura.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка № 1359

имени авиаконструктора М.Л. Миля»

дошкольное отделение 4 (ул.Моршанская д. 3 орп.2)

 

Консультация для педагогов

«Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через художественную литературу»

Консультацию подготовила и провела воспитатель группы №9
Степанова Елена Владимировна

     Москва, 2016

Содержание

     Введение

  1. Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»
  2. Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников
  3. Средства патриотического воспитания
  4. Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников
  5. Рекомендации для педагогов и родителей

Список использованной литературы

Введение

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература.  Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

 При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

1. Определение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность
ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Задачи патриотического воспитания:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

2. Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников

-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),

-к детскому саду (воспитателям, друзьям),

-к родному городу,

-к родной стране (ее столицы, символики).

Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

3. Средства патриотического воспитания

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

1) аудиальный – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальный – предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;

3)  кинестетический – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.

4. Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

         Знакомство детей с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

 В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (курочка-ряба, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-ряба идет на реку за водичкой – цыпляток поить; сорока-белобока кашку варит – деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.

Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

         Знакомство детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: сказки, настольные кукольные театры, чтение книг с иллюстрациями, разучивание произведения русского фольклора – это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.

Нужно формировать у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

         В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В более старшем возрасте дети умеют определять основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

         Приобщая детей к художественной литературе, надо подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

         Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

         Чтение художественных произведений желательно сопровождать показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и, важный момент, рисунков художников, помогают понять смысл произведения. Книги лучше подбирать выразительные, яркие, начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызывают у детей удовольствие и радость.

         Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные задачи.

В связи с этим, важно периодически организовывать игры –драматизации по литературным сюжетам. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг в детях воспитываются нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

         Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

         С целью установления контактов с семьей в воспитании нравственной культуры детей можно использовать следующие формы работы:

- групповые собрания;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

- выставки книг;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- полезные советы;

         Работа в тесном содружестве с родителями обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.

5. Рекомендации для педагогов и родителей

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
  2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  3. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  4. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
  5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
  6. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  1. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
  2. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.

         Подводя итог, приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Н.В.  Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: "Перспектива", 2008.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика: Учебник для студ. М.: "Академия", 2006.

3. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Это мой город - Новокузнецк" по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом

В проекте представлен материал по созданию оптимальных условий для развития у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом, его историей, желание трудиться на его благо,...

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста нравственно патриотических чувств через семейные традиции»

Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.Воспитывать у ребёнка любовь к своему дому, к своей семье нужно с первых лет жизни...

презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».

laquo; Формирование  у детей дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....

Методическая рекомендация по организации воспит..работы в дошколь. образов. организ. на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Методическая рекомендация  по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННО – ПА...

Проект «Дошколята-патриоты» по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом

Проект«Дошколята-патриоты»по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом...

Консультация для педагогов « Использование среды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста нравственно-патриотического воспитания»

Нравственно - патриотическое воспитание – важная часть становление будущей личности. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств.  Нравственно - патриотическо...