Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста нравственно патриотических чувств через семейные традиции»
консультация (средняя группа)

Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

Воспитывать у ребёнка любовь к своему дому, к своей семье нужно с первых лет жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospitateley.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста  нравственно патриотических чувств  через семейные традиции»

                                                                                                                                                                                                                                                                                             Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

Воспитывать у ребёнка любовь к своему дому, к своей семье нужно с первых лет жизни.

 На всех этапах развития педагогической науки, с разной точки зрения всегда обсуждалась цель, содержание и методы патриотического воспитания. В системе российского дошкольного образования в последние годы произошли определенные позитивные изменения: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляются новые комплексные программы, где ставится проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании.

Воспитать у ребёнка чувство любви к Родине возможно через воспитание у него добрых чувств и любви  к своей семье, к своим родным людям. Но не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Для того, чтобы сформировать  патриотические чувства у детей, особенно в наши дни, я решила заняться этой проблемой.

Патриотическое воспитание в детском саду- это процесс освоения, наследования традиционной культуры. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к отечеству. Родина…Отечество…в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своим родным и близким людям. Мама и папа, бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все доброе и незабываемое на долгие годы.

Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции.

          Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Семейные традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную среду жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно значимо в дошкольные годы, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода. Ведь семья является для ребенка   первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что без участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение семейных традиций в становлении личности ребенка, рекомендуют провести анкетирование родителей. Анализ полученных результатов показывает, что в современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением друзей, организация веселых игр, викторин и конкурсов, встреча нового года только в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних лакомств и украшением всей квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других – читать вместе и вслух; для отдельных семей характерны совместные походы; посещение всей семьей музеев или театров, а потом обсуждение увиденного. Но в основном анализ показывает, что в большинстве современных семей дошкольников не приобщают к семейным традициям, несмотря на понимание родителями их значимости в воспитании ребенка, поэтому в детском саду нужно объяснять родителям значение традиций в семейном воспитании. Проводить встречи с родителями за круглым столом «А у нас в семье так». На этой встрече родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как приобщать детей к традициям своей семьи. Мамы и папы делятся воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше всего запомнились им из детства. Дети в дошкольном возрасте любят рассматривать фотографии. Семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного воспитания детей. В группе оформить «семейный уголок», где висят фотографии родителей с детьми, чтобы они всегда могли подойти и наедине с фотографией мысленно пообщаться с родителями, еще раз улыбнуться им, в то же время, играя, посмотреть на всех вместе со стороны. Предложить такие уголки родителям оформлять дома, чтобы дома висели семейные фотографии – прабабушек, дедушек. Для детей важно, как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.

         Для  того, чтобы сформировать представления детей  о семье, родственных отношениях, о родословной, можно предложить папам и мамам вместе с ребятишками сделать альбомы либо странички в портфолио, в которых дети отразят знания о себе, своей семье, друзьях, делясь своими сокровенными тайнами.

В группе мы с детьми организовали выставки: «Моя семья», «Как мой папа служил в армии», «Мамин портрет».

Вместе с воспитанниками мы создали в группе коллажи «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город»

С детьми проводились беседы «Кто есть в моей семье: бабушка, дедушка, братья, сёстры», «Моя родословная», «Моя семья».

 Прививать любовь к Родине, знать традиции и обычаи земли, где ты живёшь, нужно самого раннего детства. Рассказы, высказывания детей, суждения родителей позволяет утверждать, что предлагаемая работа не только знакомит дошкольников с сущностью семейных традиций, их значением и многообразием, но и способствует воспитанию гордости своим домом и семьей, стремлению продолжать семейные традиции.

Работая над этой проблемой, видны определенные результаты:

- подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных взаимоотношений в семье;

- у детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и дальним родственникам;

- у детей правильно формируется важное социальное понятие семья, что является залогом успеха в воспитании будущего гражданина нашей Родины;

- дети стали более дружелюбны, заботливы, гордятся своими родителями.

Все это приводит к сближению детей и родителей, детей и их сверстников, а в хорошей, доброй, дружной семье вырастает настоящий гражданин и патриот своей Родины

                           

                                Пословицы о семье

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за нее постоять.

 

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования"

КОНСУЛЬТАЦИЯФормирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования.Народная мудрость гласит: "Чтобы сделать ребенка у...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»

Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Сегодня гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образов...

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.

 Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....

Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна

Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей...

Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих."

Данная консультация даст представление о необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья . к вопросам л...

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать....