«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»
консультация на тему

Носова София Сергеевна

Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Сегодня гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения невозможно. Сотрудничество семьи и воспитателя становится все более востребованным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ПЕТУШОК»

Семинар-практикум опорного МКДОУ детский сад «Петушок»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»

Воспитатель Носова С. С.

ПРОКУДСКОЕ 2018

Слайд 1

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе семейных традиций»

Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Сегодня гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения невозможно. Сотрудничество семьи и воспитателя становится все более востребованным.

Слайд 2

Последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственно - патриотических ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, воспитанию патриотической любви к родине. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

  • Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
  • Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • Крайне низкий уровень нравственной и патриотической культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и патриотического воспитания личности ребёнка.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и патриотической позиции малыша. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры и патриотического самосознания ребенка.

Слайд 3

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Идею взаимодействия семейного и общественного воспитания я развиваю исходя из работ Василия Александровича Сухомлинского, который писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Стремление активизировать родителей и наладить конструктивное сотрудничество привело меня к необходимости изучения удовлетворенности родителей моей работой и готовность родителей к взаимодействию. В центре внимания стала не просто деятельность, а совместная деятельность детей – родителей - меня (воспитателя). Я задумалась, как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы родители захотели сотрудничать? Для достижения поставленных задач в работе с семьей, я опираюсь на модель взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Слайд 4

Сотрудничество выстраиваю по принципу; «каждая семья и детский сад не замещают, а дополняют друг друга», так как и семья и детский сад каждый по – своему передают социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаем оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей считаю создание традиций группы, которые подразумевают мероприятия, вызывающие наибольший интерес у детей, родителей и педагога. Они проводятся систематически.

Слайд 5

Одна из таких традиций - отражение жизни группы в фотографиях. В фоторепортажах информирую родителей об успехах и достижениях детей в той или иной образовательной деятельности.

Слайд 6

После праздничных дней родители готовят фоторепортажи на разнообразные темы «Я отдыхаю», «Вместе с мамой», «Мама, папа, я » и др.

Слайд 7

Родители подбирают наиболее интересные фотографии ребенка на отдыхе, делают к ним шутливые надписи в стихах.

Слайд 8

Такие фоторепортажи расширяют представление дошкольников об окружающем мире и вызывают много положительных эмоций.

Слайд 9

Эффективной формой работы с семьей считаю создание клуба «Заботливые родители», которая дает родителям возможность общаться между собой и ребенком, делиться опытом семейного воспитания, получать информационно - педагогическую помощь, способствует обобщению лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.. Основной целью моей работы является создание условий для возрождения семейных обычаев и традиций, через организацию семейного клуба. Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

  1. Оказать положительное влияния на развитие и возрождение семейных обычаев и традиций.
  2. Координировать действия родителей, детей на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия
  3. Организовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Слайд 10

Работа по формированию у детей нравственно-патриотического поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на:

  • социальное партнёрство детского сада и семьи,
  • активное участие родителей в воспитательном процессе;
  • формирование у родителей потребности в самообразовании.

Семейный клуб позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач.

Слайд 11

В рамках клуба провожу для родителей семинары - практикумы с разнообразной тематикой:

- Игровая деятельность дошкольника дома и в условиях детского сада

- Здоровье детей – забота взрослых

- Воспитание любви к родной природе.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний, семинаров не только информирую родителей, но и предоставляю им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция способствует развитию сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих способностях.

Чтобы наметить тематику следующих занятий клуба «Заботливые родители» прошу родителей заполнить анкеты и указать в них, какие вопросы воспитания и обучения дошкольников их интересуют.

Слайд 12

По окончании занятий участники получают памятки «У ребенка день рожденье», «Здоровьесберегающие технологии дома», «Как знакомить ребенка с историей семьи» и др. Благодаря клубу «Заботливые родители» удалось в более короткий срок наладить тесный контакт с родителями, привлечь их к сотрудничеству.

Слайд 13

Хорошо зарекомендовала себя форма заочного общения с родителями «Совет месяца». В группе есть место, где ежемесячно я знакомлю родителей с мудрыми изречениями о жизни, воспитании или семье. Поскольку одна цитата в течение месяца находится перед глазами, то она отпечатывается в сознании родителей, и значит, будет применяться на практике. Советы: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Толстой Л. Н., «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни» Макаренко Антон Семенович и др.

Слайд 14

Еще одна находка, в которой участвуют родители – это дружная подготовка детского сада к новому учебному году. Подготовка начинается еще в мае. После родительского собрания в группе вывешивается перечень дел, которые необходимо сделать за лето. Родителям предлагаю выбрать посильное для себя дело и указать дату, когда удобно поработать на благо группы, чтобы она стала еще краше. Такую свободу выбора родители одобряют и воспринимают как игру. Добрые дела не остаются забытыми. На первом родительском собрании в начале учебного года благодарим их от имени детей, администрации ДОУ, родительского комитета.

Слайд 15

Также родители воспитанников активно участвуют в оформлении РППС на участке группы детского сада.

Слайд 16

Чтобы помочь детям освоить нравственные и этические ценности традиционной семейной культуры я использую проблемные ситуации – «Расскажи о том, кто дал тебе имя?», «В честь кого из родственников тебя назвали?», «Расскажи семейную традицию проведения дня рождения членов семьи», «Новый год это семейный праздник, как встречают его твоя семья?» Для сравнения использую пословицы, поговорки, учу детей понимать образность и смысл: «Жизнь дана на добрые дела», «Сильна семья традициями», «Что посеешь, то и пожнешь» и другие. Развиваю эмоционально-чувственную сферу детей на основе приобщения к ценностям семейной культуры.

Слайд 17

Праздники народного календаря являются эффективным средством межпоколенной передачи нравственно-патриотических традиций. Например, «День матери». Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей. Такая организация совместных детско-родительских праздников и досугов, где родители являются не зрителями, а участниками является положительным опытом взаимодействия с семьей.

Слайд 18

На совместных праздниках родители играют, танцуют и поют с малышами. Это способствует неформальному общению участников педагогического процесса. Участие родителей в совместных детско-родительских праздниках развивает партнерское взаимодействие с детьми.

Слайд 19

Традиционным в работе с родителями стало проведение выставок совместных работ родителей и детей, как в дошкольном образовательном учреждении,

Слайд 20

так и участие в различных конкурсах, где результаты вызывают у детей чувство гордости, способствуют развитию эмоций ребенка. «Солнышко», «Семейное дерево», «Новогодний колокольчик» и др.

Слайд 21

Сформированные в группе традиции, проводимые мероприятия способствуют осознанию родителями своей роли полноценного участника образовательного процесса в ДОУ, дальнейшему повышению родительской компетентности, вовлеченности, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка. Главным становится неформальная деятельность детей и взрослых, а дети приобрели и продолжают накапливать опыт познавательно- игрового общения и взаимодействия. Родители смогли увидеть своего ребенка в условиях, отличительных от домашних, что способствовало пересмотру методов и приемов воспитания.

Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.

Гендерное воспитание  детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание  является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...