Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Войнова Екатерина Анатольевна

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx639.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

 «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на  основе культурных традиций русского народа»
 

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в

 постепенном образовании в ребенке  ясного понимания вещей

 окружающего мира. Затем результатом понимания должно

 стать возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и правды и,

 наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». 
Н. И. Пирогов 


Цель: объединить усилия семьи и учреждения дошкольного образования по формированию у детей представлений о традициях русского народа, уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним средствами духовно-нравственного воспитания.
Задачи:

  1. Изучить научно – методическую литературу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Сформировать у детей представления в области духовно-нравственных традиций русского народа, по некоторым доступным их пониманию произведениям художественной литературы, живописи, иконописи, связанных с тематикой народных  праздников.
  3. Развить интерес детей к постановкам народных праздников, понимая их жизненный смысл.
  4. Создать модель взаимодействия с семьёй в области духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  5. Разработать методические рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Актуальность

 Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Противоречие: педагоги недостаточно владеют методиками организации этой деятельности, а родительская общественность испытывает потребность (что подтверждают результаты анкетирования, беседы с родителями, детьми). 

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на  основе культурных традиций русского народа в нашем МБДОУ «Детский сад №16» г. Владимира.

  Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь.

Начиная с 2011 года в нашем МБДОУ «Детский сад №16» г. Владимира, планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.

Основными задачами нашей работы являются:

  • знакомство детей с культурой и историей своего народа;
  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

Для решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда.  Наши воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. В группах появились народные календари и буклеты.

Неотъемлемым атрибутом  игровых уголков в группах являются  настольно - дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.

В детском саду создан  мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины.

В холле ДОУ оформлен  патриотический уголок с российской символикой. А так же уголок с символикой и фотографиями достопримечательностей Владимирского края.

 В своей работе  по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:

  • работа с народным календарем;
  • предпраздничные посиделки;
  • посещение краеведческого музея;
  • оформление в детском саду мини-музея «Русская изба»;
  • «богатырские забавы;
  • чтение художественной литературы;
  • познавательные беседы;
  • театральная неделя;
  • творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.

  Работая с народным календарем, дети совместно с воспитателями отслеживают, какие народные праздники проходят в тот или иной день. Запоминают приметы данного праздника.

Устраиваются предпраздничные посиделки.

Основная цель предпраздничных посиделок – это подготовка к празднику. На посиделках дети не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким, родным и друзьям, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

На посиделки в гости к детям приходят игровые персонажи – бабушка, девица-красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком» и др.). Старшие  передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики.

На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздники в нашем детском саду  начинаются с осени.

Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», «Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

Здесь важно вспомнить слова К. Д. Ушинского,  который писал: «Для ребенка Светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…»

После  праздника педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы на следующие темы: «Край в котором ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Активно используем и такую форму работы, как посещение музея. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, монет, календарей, часов и др.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности изготавливали понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество.

Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые.

  К.Д. Ушинский подчеркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. За трехлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений и обобщен  опыт работы на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития дошкольников». В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Традицией детского сада стало проведение на 23 февраля спортивно-музыкального праздника «Богатырские забавы», кульминацией которого являются гости из общественной организации «Патриоты России». Юноши появляются перед детьми в стилизованных древнерусских костюмах  ( кольчуга, шлем, богатырские доспехи и т.д.). Проводится мастер-класс «бой на мечах».

Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.

Мы  сотрудничаем с филиалом библиотеки №5.  Посещаем лекции и беседы связанные с тематикой по духовно-нравственному воспитанию.

В рамках преемственности ДОУ с областным колледжем культуры для детей было показано ряд  спектаклей, в которых учили дошкольников добру, взаимопониманию, чуткости и милосердию. Представления были достаточно длительными, но в зрительном зале стояла тишина, а чувства выражались лишь в глазах и на лицах маленьких  слушателей. Чуть позднее, пригласили детский сад в  городской музей на   «Рождественскую сказку»,  и этот серьезный спектакль ребята слушали с большим вниманием и интересом. После просмотра Рождественской сказки дети подготовительной группы вместе с воспитателем сделали ангелочков, которые охраняют каждого человека.

Роль родителей в воспитание духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Поэтому работа, проводимая  в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей.

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя культурными  людьми, знающими народные традиции и праздники.  Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с народной культурой и историей нашего края, пробудить к ней интерес.

Совместно с родителями мы проводим фольклорные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

 В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город».

Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» и др.

В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей. Проведение совместных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов).            

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

Приложение 1.

Интегрированная организованная образовательная деятельность                              «Будет в доме новоселье»

 на основе русского народного и музыкального фольклора .

Подготовила: музыкальный руководитель Базанова Елена Юрьевна

Провели: воспитатели Гришина Елена Анатольевна

Войнова Екатерина Анатольевна

Кабанова Ольга Алексеевна

Ход ООД.

Аудиозапись песни «Деревенька моя»

Под русскую музыку на середину зала выходит Хозяюшка, кланяется.

Хозяюшка:         Все я в доме прибрала

                             Пол так чисто подмела,

Нову скатерть постелила.

                            В самый радостный час

                            Будут гости у нас,

                            Будет радость и веселье,

                            Будет в доме новоселье!

(Слышится стук в дверь)

                            Слышу, гости уж идут!

                            Кто там?

Дети: Мы, хозяюшка тут!

(Звучит аудиозапись русской народной песни «Ох, Настасья, ты, Настасья…»

          Под музыку входят дети старшей группы в народных костюмах,                                    

         останавливаются. В руках у них – подарки.)

Хозяюшка:   Бояре, вы зачем пришли?

                     Дорогие, вы зачем пришли?

Гости:          Мы, сударыня, к тебе пришли.

                     К новоселью мы подарки принесли.

Хозяюшка:  Что, бояре, за подарки у вас?

                     Что, бояре, за подарки у вас?

Гости:         Мы подарки наши просим принять,

                    Но попробуй-ка загадки отгадать!

          Дети загадывают загадки.

Загадка 1:  Варю в нем щи, да кашу

                   Пищу русскую нашу.

                                                               (горшок)

Загадка 2:  Она сделана из глины

                   По рецептам по старинным.

                   Ставят в погреб глубоко.

                   В ней хранится молоко.

                                                            (кринка)

Загадка 3: Он горшочек твой ухватит,

                  Ловко в печку его поставит.

                  Жар в печи ему не страшен –

                 Он достанет щи и кашу.

                                                            (ухват)

Воспитатель: Все загадки отгадала наша хозяюшка! Но есть у нас подарки, без которых не обходится ни одно новоселье!

Ребенок 1: Вот на счастье вам подкова –

                   Дверь стеречь она готова.

                   Чтоб детей был полон дом,

                   Чтобы счастье было в нем!

Ребенок 2: Чтобы был богатый дом,

                   Чтобы гости были в нем,

                   Чтобы дом в порядке был,

                   Домовой чтоб не шалил -

                   Принесли мы вам кота:

                   Сер от лапок до хвоста.

                    Пусть он песенки поет,

                    Дом от мышек стережет.

Ребенок 3:  Вот ложки расписные

                    Красивые такие!

                    Ими можно щи хлебать,

                    А можно музыку играть!

Ребенок 4:  Ставьте ушки на макушке

                    Мы споем для вас частушки!

Дети исполняют частушки «Девочки — подружки»

Хозяюшка: Спасибо вам, гости дорогие, за богатые дары, да за веселые частушки. Садитесь на лавочки кленовые, да посмотрите как у нас в избе уютно.

Воспитатель: Расскажи-ка нам, хозяюшка, как вы живете в деревне, как быт свой обустраиваете.

Хозяюшка: Посмотрите-ка, дети: это наша кормилица — русская печка! В ней я хлеб пеку, готовлю еду для всей семьи и для домашних животных. Печка нас не только кормит, но и обогревает. На ней одежда и обувь сушится, грибочки, ягоды. Здесь можно и спать, на ней уютная лежанка есть. А сколько разных сказок и историй я рассказала внукам на этой печке. Печь — наша кормилица и помощница. Кто из вас знает сказки, где печка людям помогает?

Ответы детей.

Хозяюшка: Да, какие вы молодцы! Много сказок читаете. А, что это мы всё говорим, да говорим? Не пора ли нам песню спеть, да потешить гостей?

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Дети садятся.

За печкой слышится голос Домовенка.

Домовенок: Тук-тук-тук! А мне можно к вам?

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то там за печкой сидит! Уж не домовой ли сам к нам пожаловал? (Заглядывает за печку) Ой, да тут Домовенок! Ну-ка скажи, откуда ты взялся? (Домовенок выходит из-за печки).

Домовенок: Как откуда? Из-за печки. Тут я и живу. Я выхожу по ночам, когда хозяева все спят. Слежу за порядком. А без меня как? Я ведь добро стерегу.

Домовенок исполняет песенку «Веселый домовенок», дети ему подпевают.

Домовенок: Спасибо, что так весело пели со мной. Я очень люблю детей, особенно послушных. А если дети шалят, я их сажаю в мешок, да с собой уношу.

Воспитатель: Как это? Мы не дадим ребят сажать в мешок! Да и дети у нас ловкие, да смелые. Хочешь с нами поиграть?

Домовенок: Конечно, хочу! Догоню вас и в мешок посажу! (достает мешок)

Игра «Ходит тихо Домовой».

Дети ходят вокруг Домового, у которого завязаны глаза. Домовенок держит в руках мешок. Говорят:

                                          «Ходит тихо Домовой

                                            Ходит в комнате пустой

                                            Гей, гой! Гей, гой!

                                            Ты поймай нас, Домовой!»

(Дети разбегаются. Домовенок пытается накрыть мешком кого-либо из детей).

Домовой: Ай, да молодцы! А пословицы и поговорки знаете?

Ведущая: Ой, много мы знаем и пословиц поговорок. Хочешь послушать?

Дети читают пословицы и поговорки про русский народный быт и обычаи.

                                     Не красна изба углами, а красна пирогами.

                                     Хочешь есть калачи-не лежи на печи.

                                     Дома и стены помогают.

Домовенок: Молодцы, ребята! Много вы пословиц и поговорок знаете! Будем дружно жить и не тужить! Ой, слышу шум да треск! Уж не баба ли Яга к нам в гости пожаловала? Не хочу я с ней встречаться! Дети, куда бы мне от нее спрятаться?

Залезает в сундук.

Влетает на помеле баба Яга (запись песни «Бабок Ёжек»).

Баба Яга: Кузенька! Кузя! Ты где?

Ищет домовенка.

Хозяюшка: Зачем тебе наш домовенок?

Баба Яга: Какой же он Ваш? Он сначала у меня в избушке жил! Уж я его и холила и лелеяла, а он сбежал!

Хозяюшка: А почему он сбежал от тебя?

Баба Яга: Да говорит, что темно у меня в избе, пыль кругом, неуютно ему! А я почем знаю, что такое уют? Ох горе! Как мне Кузеньку вернуть?

 

Хозяюшка: А чтоб ему уютно было, надо дом в чистоте содержать, много уметь делать своими руками, украшать его!

Баба Яга: А как вы свой дом украшаете?

Хозяюшка: Мы не бездельничаем! Почти все в избе сделано своими руками. Долгими зимними вечерами мы вырезаем из дерева миски, ложки, ковши. Как вы думаете, для чего предназначаются эти предметы?

Хозяюшка показывает детям предметы домашней утвари: посуду, ковши, коромысла, утюг, ухват... Дети обсуждают с хозяйкой название этих предметов восхищаются их красивым оформлением( резьба, роспись).

Хозяюшка: На прялке пряли нити, из нитей делали ткань, а из ткани хозяйки шили одежду для всей семьи. Так же сами ткали половички.

Дети рассматривают рукоделие: коврики, вышитые салфетки, полотенца. Хозяюшка вкратце знакомит детей с видами рукоделия: вышивка, вязание, ришелье... Хозяюшка с детьми показывают гостям изделия народных промыслов (вышивка, дымковские игрушки, изделия из лыка и соломы).

Ведущая: Подарим Бабе Яге наши поделки, пусть она украсит избу, чтобы и у нее дом был уютным.

Баба Яга: Ой, спасибо за подарки! Я избу свою украшу, может и Кузя ко мне вернется?

Хозяюшка: А мы про тебя и твою избушку игру знаем. Поиграй с нами!

Баба Яга: Давайте поиграем!

Игра «Баба Яга»

Баба Яга: Спасибо за веселые игры, да разумные советы. Полечу свою избу в порядок приводить, может и Кузенька ко мне вернется!

Садится на метлу и улетает.

Хозяюшка: (заглядывает в сундук за печку) Кузя, вылезай скорей! Улетела Баба Яга! Не бойся, не тронет она тебя!

Домовенок: Улетела? А куда?

Хозяюшка: Полетела в свою избушку. Хочет там порядок навести, чтобы было как у нас: красиво и уютно! И хочет, чтобы ты вернулся к ней.

Домовенок: Давно пора! А нам и здесь хорошо! Чую пирогами из печи пахнет! Пироги вынимай, да гостей всех угощай!

Хозяюшка: Было весело у нас,

                      Угощу я всех сейчас!

                      Пироги-то горячи

                      С пылу, с жару, из печи!

Угощает всех пирогами.

Ведущая: Спасибо, Хозяюшка, за хороший прием и вкусное угощение! Приходите и вы к нам в гости!

Под музыку дети покидают зал.

Приложение 2.

Фотографии «Будет в доме новоселье»:

A description...

A description...

A description...

 

A description...

A description...

A description...

Приложение 3.

Фотографии «Богатырские забавы»:

A description...

A description...

A description...

A description...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста, на примере героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны".

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего " М. Горький. Дошкольный возраст – период, в котором закладываются основы, стержень личности человека. Без развития в ре...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

«Создание условий духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в культурных традициях города и региона»

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и патриотизме.Мы не должны забывать о своем культу...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...