«Создание условий духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в культурных традициях города и региона»
консультация (средняя группа)

Антонюк Александра Олеговна

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и патриотизме.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о традициях своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Добрый день уважаемые коллеги. Позвольте представить свой опыт работы по теме: «Создание условий духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в культурных традициях города и региона»

Своё выступление хочу начать со слов В.В. Путина:

«Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результаты». 

В. В. Путин 

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии и патриотизме.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о традициях своего народа.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования также акцентирует внимание на духовно- нравственном воспитании детей.

Но основа этого закладывается, прежде всего, в семье и продолжается в детском саду.

Авторским коллективом МБДОУ «Детский сад №212» была разработана инновационная образовательная программа «Сибирский Родничок» с целью создания системы и условий духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, в культурных традициях города и региона.

Программа рассчитана на 3 года для детей со средней группы. Ее содержание состоит из 3 блоков: «Моя малая родина – там, где я родился», «Россия – родина моя», «Традиции моей Родины».

Реализуя данную программу, я использовала различные методы и формы работы.

Изучая блок «Моя малая родина – там, где я родился» провела беседы о семье, знакомила детей с правилами этикета;  беседы о городе, в котором мы живем; рассматривали фотографии  «По улицам родного города», где дети узнали красивые места и его достопримечательности. Познакомила со знаменитыми людьми, родина которых город Зима - это поэт Е.Евтушенко, олимпийская чемпионка (кстати, выпускница нашего детского сада) С. Подобедова, заслуженный мастер спорта России по тяжелой атлетике Е. Шишлянников. Это воспитывает у детей любовь, уважение  и гордость к своей малой родине.

Изучая тему «Мы живем в Сибири», знакомила воспитанников с особенностями природы Иркутской области и города Зимы, читала рассказы об озере Байкал, показывала презентации и видеофильмы «Байкал - жемчужина Сибири», «Животные Красной книги Иркутской области».

В результате у детей развивается интерес к региону, обогащается словарь новыми словами, поговорками, образными выражениями.

Изучая блок «Россия – Родина моя» дети посетили уголок символики, рассматривали флаг и герб, слушали гимн Российской Федерации, рассматривали карту нашей Родины и Иркутской области, знакомились с городами Иркутской области: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибиское, Братск, Саянск, Зима.

В 3 блоке Традиции моей родины, знакомим детей с народными играми и обрядами. Проводим праздники: колядки, пасха, масленица.

Достичь положительных результатов по воспитанию детей дошкольного возраста было бы невозможно без взаимодействия с родителями. Систематически провожу консультации по духовно-нравственному воспитанию детей «Влияние семейных традиций на развитие ребенка», «Как организовать семейный праздник совместно с детьми».  Провела мастер-класс для родителей  «Как изготовить куклу – оберег». По итогам этого мастер – класса у нас появился музей кукол, который вы можете посмотреть.

Развитие социальных связей детского сада с учреждениями города дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с дошкольного детства.

Если целенаправленно и планомерно применять различные методы работы с детьми, то к концу дошкольного возраста у детей воспитывается интерес, любовь к родине, развиваются представления не только о традициях русского народа, но и об особенностях традиций Сибири и Иркутской области, а также обогащаются знания детей об истории нашего города. Ребенок ощущает то, что живет в России, на русской земле, говорит на русском языке и познает культуру своего народа. Это все является основой для духовно-нравственного воспитания будущего поколения.

Литература

1. Мишарина Л.А., Афанасьева О.В., Акеньшина И.С. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды. Иркутск, 2009г.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2011.

3. Пилюгина Н.А. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Петухово, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

"Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Доклад для выступления на педагогическом совете, в котором представлена работа образовательного учреждения в рамках инновационной деятельности....

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...

Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Материал содержит методические рекомендации по вопрсам духовно-нравственного воспитания дошкольников и создании условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...